На очередном заседании Клуба директоров, тема которого звучала так: «От выбора в школе к выбору в школе», – были обозначены актуальные проблемы недостатка или, как выяснилось, зачастую вообще отсутствия пространства для выбора в школе, будь то выбор учителя, технологий, программ, материальной базы учреждения, так как ограничение возможностей семьи и ребенка обусловлено ограниченными возможностями самого учреждения.
Когда мы говорим о выборе, рано или поздно возникает вопрос о границах предлагаемого. Для каждого конкретного учреждения размеры границ реализуемых образовательных программ или услуг во многом определяет степень ответственности, которую готово взять на себя учреждение. Но эта мера ответственности, в свою очередь, также имеет предел. Будучи студентом, а затем аспирантом химфака МГУ имени М.В.Ломоносова, при проведении достаточно тяжелых экспериментальных синтезов я часто обращался за помощью к своим коллегам из других лабораторий, которые консультировали меня по тем узким вопросам, ответы на которые я не знал и на самостоятельное изучение которых затратил бы намного больше времени. А уж о постоянном и взаимном заимствовании в соседних лабораториях необходимых мне для проведения химической реакции реагентов и говорить нечего: не будь такого тесного взаимодействия, необходимый химический продукт либо синтезировался бы намного дольше, в меньшем количестве, недостаточно чистым, либо не получался бы вовсе. Так и с ребенком – его время имеет особую цену. Своевременное, незамедлительное создание условий и возможностей для его совершенствования в современном динамичном мире для получения необходимых знаний – ключевой фактор достижения им успеха. Решение задачи о предоставлении качественных образовательных программ и услуг (любое уважающее себя учреждение возьмет на себя ответственность только за качественные услуги и поэтому будет предлагать только их) не должно замыкаться на одном лишь крупном образовательном комплексе. Будет здорово, когда, обучаясь в профильном или предпрофильном классе, часть уроков ученик будет проводить вне помещений школы, например, для физического практикума еженедельно сможет посещать лаборатории университета, который находится в районе проживания семьи, практикум по биологии на протяжении нескольких недель в году – в городском зоопарке или экзотариуме, а защищать проекты по истории или литературе – перед научными сотрудниками в музее или в крупной московской библиотеке. Тогда школами для ученика станут все ресурсы столицы. В соответствии со ст. 15 действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Москва – город больших возможностей, было бы большой ошибкой не замечать их, несвоевременно пользоваться их многообразием.В качестве темы для обсуждения на одном из следующих круглых столов предлагаю следующую: «От выбора в школе – к выбору нескольких школ».Алексей КАРПУХИН, директор школы №1308
Комментарии