Земные пути человека от ворот уводят, к воротам они и возвращаются. С древних времен ворота были символом границы между своим освоенным пространством и чужим, внешним миром. У многих народов ворота почитались наравне с жилищем и даже храмом. Славяне, например, нередко на воротах вывешивали образа. Утром, выйдя из дома, молились сначала на церковь, потом на солнышко, потом на ворота и на все четыре стороны.
Дуальный символ
У ворот – двух столбов, соединенных перекладиной, арок, скрещенных веток – множество символов, суеверных толкований. В античной мифологии ворота традиционно истолковывались как некий дуальный символ. Не случайно богом ворот и дверей в Риме был двуликий Янус. Он как бы символизировал переход (причем резкий) из одного качества и состояния в другое. В древности восшествие в город через ворота символизировало военный триумф. Эта традиция восходит к еще более давним временам, когда пленных заставляли проползать под скрещенными копьями. Этим стремились не столько унизить противника, сколько очистить инородцев. Арочные ворота были способом увековечивания победы и восславления победителей. Иногда для въезда триумфаторов в античный город ворота создавали в крепостной стене и замуровывали сразу после окончания торжества. Свод арки вызывал ассоциации с небесной сферой. Форма ворот могла напоминать небесную проекцию радуги. Пигмеи поэтому своеобразно приветствовали появление радуги, стреляя в нее из лука, – стрелы должны были пройти через символические радужные ворота. Сакрализация ворот доходила до того, что им приносились особые жертвы. Как в католических, так и православных странах средневековой Европы существовали специальные ворота очищения. Стоило грешнику пройти под их сводами – и его грехи искупались.
Чтоб не пролезла нечисть
У нечисти один путь для проникновения во двор – через ворота. На них, скажем, могут сидеть духи, поджидающие младенцев, которых несут из церкви после крещения. Чтобы их обмануть, ребенка передавали, минуя ворота, через забор. Против происков нечистой силы – ведьм, упырей, русалок – суеверные люди к воротам прикрепляли сретенскую или венчальную свечу, затыкали в щели колючие растения, чертили кресты. Особенно оберегали ворота накануне дней, когда нечисть была наиболее активной. Скажем, в Сербии на ворота вешали венок, сплетенный на Петров день, а при появлении градовой тучи снимали его и размахивали, отгоняя град.
Через ворота проходили люди, через них выгоняли и скот на пастбище. Как только наступали теплые весенние деньки, хозяйка обходила скотину во дворе с иконой святого Георгия, а затем оставляла ее на воротах на целый день. В ворота клали пояс, освященные яйца, топор, сковородник, ухват, замок и через эти предметы перегоняли скот. Сербы прогоняли скот через ворота, на которые ставили две зажженные свечи, клали два рождественских калача, два ткацких гребня (после прогона скота их соединяли зубец в зубец, чтобы «сомкнуть волчью пасть»). В Карпатах пастухи клали в ворота овечьего загона цепь, которой на Рождество были обвязаны ножки стола, и прогоняли через нее стадо. Кстати, при падеже скота ворота нередко строили за селом из досок и бревен. Их обвешивали полотенцами, рыли под ними ров и прогоняли по нему животных.
Кутья для суженого
С большими воротами и малыми калитками связаны различные гадания, вообще попытки людей заглянуть в завтрашний день, в свое и своих близких «заворотное» будущее. Приснившиеся открытые ворота означают новое занятие, закрытые ворота – неприятный сюрприз.
В Новый год после заутрени селянин выходил за ворота, чертил палкой или пальцем на земле крест, ложился на это место и слушал: если послышится, что к воротам приближаются сани с грузом, то год будет урожайным, если едут пустые, жди засухи. В Украине перед Новым годом девушки выходили во двор, прихватывая с собой обрядовую еду, залезали на ворота и стучали ложкой об миску, восклицая: «Суженый, иди к нам кутью есть!» Откуда слышалось лаянье псов, оттуда будто бы и должны были прийти сваты. Незамужние девицы на святки перекидывали через ворота башмачки, и когда они падали, по направлению носка определяли, откуда появится суженый. Иногда перед воротами закапывали горшок с кашей. Это делалось для того, чтобы в доме собиралась молодежь на вечерницы, где можно было познакомиться с будущим мужем. Он мог выкрасть ворота у своей невесты – в прямом смысле снять с петель и унести. Кража возвращалась на место после того, как отец девушки ставил магарыч будущему зятю. Если же парень хотел насолить своей любовнице, что предала его, он вымазывал ее ворота дегтем.
В последний путь
«Пришла беда – отворяй ворота», – говорят в народе. Ворота – это символический вход в другой мир, страну мертвых. Как правило, эти ворота охраняют различные мифические существа. У осетин стражем железных ворот в загробное царство была косматая особа женского пола. По распоряжению владыки мира покойников она открывала и закрывала эти тяжелые врата. Неотъемлемой частью представлений о загробном мире у славян является образ «врат ада», которые охраняют змей и архангел Михаил, и «врат рая», возле которых стоят святые Петр и Павел. Особые суеверья были связаны с кладбищенскими воротами. Считалось, что душа последнего умершего жителя села сидит на воротах кладбища в ожидании следующего покойника. В погребальном обряде у болгар сразу после выноса тела в воротах разжигали огонь, чтобы душа не могла вернуться обратно. Чтобы не выносить покойника через ворота, обмануть смерть и воспрепятствовать возвращению души, у сербов часто разбирали забор. Украинцы после выноса тела обвязывали ворота красным поясом или рушником, чтобы вслед за умершим «не пошла со двора скотина».
Проводы и встречи
Отправляясь в дальний путь, прощаются обычно до ворот. Присесть на дорожку можно или дома, или непосредственно перед воротами, однако ни в коем случае – за ними. Кстати, сильно скрипящие ворота означали, что кто-нибудь из дому надолго уедет. Уезжающий должен плотно затворить за собой ворота, чтобы также закрылись рты у недругов и сплетников и они своим злословием не помешали выполнить задуманное. У ворот – проводы, у ворот и встреча. «По гостям гуляй, да и сам ворота растворяй», – говорили в старину. Древней и доброй традицией у нашего народа было встречать у ворот желанных «легких» гостей. Однако здороваться с ними нужно было только тогда, когда они переступали порог. Особо почетных и важных гостей принято было встречать за воротами. «Он широко ворота растворяет», – судачили кумушки о тех, кто жил хлебосольно, с показной роскошью. «У них широкие ворота для входа, а узкие для выхода», – говорили о тех, кто встречал вроде бы хлебосольно, а выпроваживал несолоно хлебавши. Выражение «отворить ворота» символизировало гостеприимство. Впрочем, в старину это словосочетание могло носить и негативный характер, означая капитуляцию перед врагом. Ведь нередко каждое село, городок имели общественные ворота.
Ожидание радости
Считается, что приготовление к празднику нужно начинать с ворот. Именно по тому, какой у них вид, как они украшены, земляки судят о готовности хозяев встретить праздничную радость. Существует стойкая в веках примета: у кого ворота перекошены, не подбиты и не подкрашены, того эта радость обойдет десятой дорогой. «Запил и ворота запер», – говорят в народе о том, кто опустился и махнул рукой на праздники, ворота, дом и самого себя.
В старину в воротах разжигали костры в Чистый четверг, на Пасху, в Юрьев день, на свадьбу и другие праздники. На Троицу ворота украшали клечаньем – зеленью, цветами. На некоторые праздники в ворота кидали палками и камнями, разбивали о ворота горшки, колотили по воротным створкам, чтобы шумом отпугнуть злые силы, которые могли помешать праздничному веселью. Во время свадьбы у ворот часто разыгрывались веселые сценки. Перед сватами и молодыми, скажем, ворота запирались и стражи, что стояли на воротах, требовали выкуп. В Украине «воротным магарычом» называлось угощение, которое «отвоевывали» у гостей местные парни. В некоторых местностях участники свадьбы вообще остерегались проходить через ворота, а перелезали через забор или проламывали новый проход в ограде.
Комментарии