Идея Любови Александровны Савельевой, учителя английского языка губернаторского лицея №101 имени Ю.И.Латышева города Ульяновска, вошла в Топ-1000 конкурса «Сильные идеи для нового времени», который ежегодно проводит Агентство стратегических инициатив (АСИ). Предложенная учителем практика «Межкультурный дневник школьника», которая направлена на формирование межкультурной компетенции школьников и помогает преодолению межкультурных стереотипов между молодыми людьми разного происхождения при взаимодействии в поликультурном и межнациональном пространстве, получила положительные отзывы экспертов.
Педагог-наставник
Ровно деять лет назад Любовь Савельева стала лауреатом конкурса «Учитель года России»-2013, на котором она представила свое видение процесса формирования полиязыкового образовательного пространства. Тогда конкурсантка рассказала о том, как, начиная с освоения ценностей родной культуры, переходя к иноязычной и многоязычной, можно расширить границы нашего мышления, осознать себя гражданином мира. Еще до участия в известном профессиональном конкурсе Любовь Савельева основала в Ульяновске Ассоциацию клубов интернациональной дружбы, которая позволяла школьникам города общаться со своими сверстниками со всех континентов, одновременно транслируя ценности культуры России. Двукратный победитель Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках ПНПО 2012 и 2018 годов, лидер Всероссийского конкурса «iУчитель»-2020 Рыбаков Фонда и Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2022 в номинации «Педагог-наставник», Любовь Александровна в прошлом году стала номинантом просветительской премии «Знание»-2022. Автор учебно-методических пособий, международный тренер в сфере межкультурной коммуникации и неформального образования не так давно получила еще одно почетное звание: ныне она педагог-наставник Ульяновской области. Ее ученики побеждают на международных конкурсах и олимпиадах, получают высокие баллы на ЕГЭ, ОГЭ, на кембриджских экзаменах. Вся ее активная и многосторонняя послеконкурсная деятельность – яркое подтверждение высокого звания лауреата, которое она получила на главном профессиональном конкурсе «Учитель года России»-2013.
А началось это в 2007 году, когда, будучи совсем молодым учителем, но уже нацеленным на творчество и движение вперед, Любовь Александровна пришла работать в самую обычную школу Ульяновска и сразу поняла, что ее ученики не заговорят на английском, не имея возможности практиковать его. И тогда родилась идея принести такую возможность прямо в класс. Она провела свой первый телемост с носителем языка, во время которого ученики робко, но с большим интересом вступили в свой первый межкультурный диалог и приобрели первый опыт международного общения. Так был создан первый школьный клуб межкультурного общения, в который вступили поначалу лишь 6 человек, но вскоре их число стало расти в геометрической прогрессии.
Далее подобные телемосты проводились регулярно, и не только со школьниками из англоговорящих стран, но и с представителями разных культур, что раздвигало рамки школьной программы, а значит, и расширяло детский кругозор и повышало интерес к изучению других культур. Позже, во время живых встреч и зарубежных поездок вместе с учениками, Любовь Александровна поняла, что языковую ошибку прощают, а вот пробелы и неинформированность о культурных различиях ограничивают контакты, приводят к непониманию, рождают ложные стереотипы. Поэтому актуальным стал поиск способов преодоления этих стереотипов превентивно – до вступления школьников в межкультурный диалог.
Чтобы систематизировать знания, получаемые ребятами во время встреч или телемостов, Любовь Александровна разработала для них специальные рабочие листы для заполнения, так появился паспорт культур, состоящий из нескольких разделов: «Географическое положение», «Национальная кухня», «Достопримечательности», «Правила национального и делового этикета», «Литература, живопись и наука изучаемой страны», «Язык и несколько фраз на официальном языке» и др.
Все эти паспорта культур скреплялись в одной папке и представляли прототип сегодняшнего межкультурного дневника школьника. Школьный клуб вырос до ассоциации, насчитывающей более 6000 выпускников. Сегодня по межкультурным дневникам работают последователи Савельевой в десятках школ Ульяновской области. За пять лет обучения в клубе межкультурного диалога и интернациональной дружбы ребята могут, общаясь со школьниками, изучить и заполнить паспорта культур 45 стран мира – от Уругвая до Кот-д’Ивуара.
Нужно отметить, что диалог предполагает обмен информацией, и поэтому прежде всего школьники должны быть готовы презентовать культуру России. Поэтому заполнение межкультурного дневника начинается именно с изучения аспектов культуры нашей страны.
За 15 лет участниками образовательных событий с использованием межкультурного дневника школьника стали более 6000 тысяч человек, многие из которых впоследствии достойно представляли Россию на молодежных форумах и конференциях в России, Великобритании, Китае, ЮАР, Индии, Бразилии, Швейцарии, Германии, Италии, Турции, Канаде, Австрии и в других странах, демонстрируя высокий уровень готовности к межкультурному и межнациональному диалогу.
Изучи, подумай, действуй!
В новом издании межкультурный дневник школьника представляет собой учебно-методическое пособие, которое состоит из восьми глав и четырех приложений. Главы содержат небольшой теоретический материал: информацию о том, что такое межкультурный диалог, какие модели культур существуют, какие платформы можно использовать для поиска зарубежных партнеров и друзей по переписке, какие организации помогают развивать готовность к межкультурному диалогу в России и мире, пошаговую инструкцию организации межкультурного проекта и несколько практических заданий («Изучи», «Подумай», «Действуй») для его лучшего усвоения. В приложениях находятся паспорта культур для заполнения на двух языках, набор стикеров с изображением флагов 45 стран, тесты на определение уровня межкультурной компетенции и фиксацию его прогресса, а также портфолио участия в межкультурных событиях. Одна из глав посвящена основам социального проектирования по таким темам, как общественная дипломатия, межкультурный диалог и устойчивое развитие.
Далеко не у всех учителей, особенно в сельских школах, есть возможность пригласить к себе представителя другой культуры или организовать телемост. Поэтому было принято решение разработать пособия, используя которые учитель может самостоятельно презентовать культуры разных стран. И они уже появились, благодаря сотрудничеству с посольствами Германии, Японии и Израиля вышли в свет издания, которые находятся в открытом доступе на сайте Любови Александровны Савельевой. Готовятся к выпуску еще 5 пособий о странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). В будущем планируется, что таких пособий будет не менее сорока пяти.
Реализация данной практики позволяет участникам ознакомиться с национальной культурой, историей, традициями и обычаями различных стран мира и народов России, получить практику межкультурного общения, опыт международного сотрудничества и транслировать ценности России. Проект, несомненно, способствует формированию глобальных компетенций школьников, сближению представителей разных стран и народов мира, что создает новые перспективы для образования будущего, улучшает качество образовательного процесса сегодня.
За пособие, представленное на 73‑й книжной ярмарке в октябре 2021 года во Франкфурте-на-Майне, Любовь Савельева была награждена золотой медалью «Европейское качество» за инновационную авторскую разработку. Она также удостоена почетного звания «Основатель научного направления» за работу в области педагогических наук на тему «Формирование межкультурного интеллекта обучающихся».
Для своих коллег, работающих с межкультурными дневниками, Любовь Александровна разработала методические рекомендации и рабочую программу внеурочной деятельности «Межкультурный интеллект лидера», признанную просветительской премией «Знание»-2022. Сегодня эта программа расширена с учетом формирования глобальных компетенций школьников и доступна на странице авторской методической мастерской Любови Александровны на сайте издательства «Просвещение» по ссылке https://uchitel.club/workshops/metodiceskaia-masterskaia-savelevoi-liubovi-aleksandrovny, а также на ее персональном сайте https://savelyeva.tb.ru/.
Формула успеха Любови Александровны, как она сама говорит, проста: знание языка, мастерство, открытость и искренний интерес к судьбам своих учеников. А еще педагог, по ее мнению, должен быть гибким, готовым к изменениям и профессиональному развитию. Поэтому учитель английского языка считает необходимым для себя участие в международных конференциях, тренингах, семинарах, зарубежных молодежных проектах, ежегодных дистанционных курсах MOOC. Организация телемостов, видеоконференций, общение с зарубежными коллегами в режиме онлайн дают ей возможность постоянно практиковать язык и развивать коммуникативные навыки, узнавать новые методики преподавания.
Не случайно Любовь Александровна успешно сдала международный кембриджский экзамен уровня C2 (CPE). Она и многих своих учеников подготовила к сдаче кембриджских экзаменов уровней А1‑С1.
В 2019 году учитель английского языка прошла обучение в Международной языковой академии Канады (International Academy of Languages – ILAC), сдала экзамен и подтвердила (17 из 17) уровень языка С2 (Proficiency).
Профессиональные победы, важные прорывы и успехи Любови Савельевой – результат огромной вдохновенной и плодотворной работы, которую она бесконечно любит и которую выполняет с полной отдачей сил, души и таланта. Большую роль в этом сыграл конкурс «Учитель года России»-2013. Став его лауреатом, в послеконкурсной своей жизни она сумела реализовать многое из того, о чем мечтала и говорила на конкурсных испытаниях десять лет назад.
Впереди новые планы и надежды! Не сомневаюсь, что и они под силу Любови Александровне Савельевой, человеку целеустремленному и энергичному, увлеченному и окрыленному педагогу, профессионалу, наставнику!
Справка
«Сильные идеи для нового времени» – ежегодный конкурс и форум, направленный на выявление и поддержку реализации общественно значимых инициатив российских граждан, которые внесут значимый вклад в укрепление суверенитета России и достижение национальных целей развития страны до 2030 года. Организуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.12.2022 №899 Агентством стратегических инициатив совместно с фондом «Росконгресс». Из почти 24 тысяч идей, поданных на конкурс, эксперты выбрали Топ-1000 идей – наиболее перспективные проекты и решения, реализация которых позволит добиться значимых изменений в социально-экономическом развитии страны.
Предложенные решения и проекты оценивались и отбирались по четырем главным критериям: значимость и актуальность, уникальность и инновационность, эффективность по соотношению затрат и результата, наличие у команды компетенций, необходимых для реализации этого проекта. Оценку идей и проектов проводили действующие члены региональных экспертных групп АСИ, эксперты из профессиональных и отраслевых сообществ, а также представители организаций-партнеров – всего около 2 тысяч человек.
Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ
Комментарии