Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.
Николай Гоголь
На мой взгляд, метод эмоциональной педагогики – один из наиболее эффективных приемов обучения. Познавательный интерес, привитый педагогом, формирует у учеников устойчивую мотивацию и повышение интереса к учебной деятельности. Ведущие эмоции от удивления до любопытства переходят к любознательности, а затем это все вытекает в увлечение и целенаправленную работу.
Эмоции – один из основных механизмов регуляции внутренней психической деятельности человека. Это обобщенная психическая реакция человека на многообразные внешние и внутренние факторы, несущие как разнообразную, так и противоречивую информацию.
Я считаю, что мне повезло в том, что я работаю педагогом дополнительного образования. На мои занятия в своем большинстве приходят ребята, которым уже интересен этот вид деятельности.
Я спрашиваю себя: а какие предметы в школе или вузе мне больше всего нравились? Очень часто это были те предметы, на которых учитель/педагог проводил занятия таким образом, что все вокруг верили, что этот предмет ему действительно интересен. Что это не просто работа, а часть его жизни. Поэтому свои занятия я стараюсь проводить так, чтобы вызывать положительный эмоциональный отклик у ребят. Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности, требует затрат огромных душевных сил. Я стараюсь придерживаться во время занятий некоторых правил.
Одно из самых главных – перед занятием оставить все негативные эмоции в стороне. Все, что происходит со мной, не должно выливаться на ребят.
Второе правило – постараться понять, какие эмоции сейчас испытывают сами ребята. Бывает, что у них складывается не самый удачный день, и дополнительные негативные эмоции на занятиях могут привести к срыву.
Третье правило, на мой взгляд, выполнить сложнее всего. Я всегда стараюсь вызвать положительные эмоции по результатам занятий. Понятно, что процесс обучения связан с огорчением из-за возможных ошибок и неудач. Не всегда и не у всех все получается с первого раза. Неизбежны и связанные с этим негативные эмоции. В этом случае необходим персональный подход. Я стараюсь найти то, за что можно похвалить.
Не боюсь иногда быть смешным, делаю ошибки и сам вместе с ребятами смеюсь над ними. Но при этом стараюсь не переходить ролевую грань «уважаемый преподаватель – клоун из цирка».
К сожалению, у меня не всегда получается следовать своим же правилам, но я стараюсь. Стремлюсь, чтобы каждое занятие и у меня вызывало положительные эмоции.
Андрей ГЛАЗУНОВ, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский»
Комментарии