search
main
0

От ученика знающего к ученику умеющему. ИКТ не создают новую образовательную структуру, они раздвигают рамки образовательного пространства

Как сделать школу современным центром инноваций, лабораторией, позволяющей учащимся в полной мере реализовывать свои замыслы и раскрывать таланты? Как выявить и поддержать передовые IT-решения школ, которые позволят вывести столичное образование на новый инновационный этап своего развития, воспитать у учеников новую культуру глобальных мобильных технологий и коммуникаций?

Ответить на эти вопросы поможет проект «Школа новых технологий», который реализуется при поддержке Департамента информационных технологий и Департамента образования города Москвы с привлечением ведущих российских и зарубежных IT-компаний. Проект состоит из серии конкурсов, образовательных активностей и мероприятий по технологической модернизации школ. Отбор участников проводится в виде конкурса, состоящего из нескольких этапов, в ходе которых оценивается уровень технологического развития образовательных учреждений. Все победители конкурса получают возможность первыми воспользоваться преимуществами городских информационных решений, принять участие в образовательных мероприятиях на базе ведущих IT-компаний. В 2014-2015 учебном году лицей №1828 «Сабурово» получил возможность реализации своего проекта. В лицей были поставлены планшеты, интерактивные доски и другое современное оборудование. Учащиеся посетили экскурсии в ведущих IT-компаниях (Mail, Yandex, Google, Сколково). Учителя прошли курсы повышения квалификации в области информационных технологий. Проектный офис ШНТ предоставил большие возможности участия в различных проектах. Педагоги и учащиеся нашего лицея участвовали в городских проектах «Дети учат взрослых», «IT-репортер». Значительная часть уроков стала проходить с использованием планшетов. Имея под рукой планшет, школьник может обучаться в любом месте и в любое время. Планшеты дают много дополнительных возможностей и ученику, и учителю. Например, на уроках учитель со своего планшета может управлять работой учащихся: видеть, что делает школьник, исправить ошибки, организовать работу в группах, дать разрешение на выход в Интернет к конкретному ресурсу.В 2015-2016 учебном году было продолжено проведение уроков с планшетами. В лицее оборудовали три кабинета для проведения уроков с мобильными устройствами. Ученики и учителя начальных классов присоединились к проекту «Учи.ру». Накопленный опыт позволил учителям нашего лицея активно организовывать и проводить мероприятия по обмену опытом. В рамках проекта ШНТ учителями лицея для образовательных учреждений города проведено: 8 мастер-классов, 12 семинаров, 4 квеста, 8 вебинаров. Наиболее популярными были следующие темы мероприятий:- использование единого информационно-образовательного пространства Moodle;- работа в приложении LearningApps в урочной деятельности;- создание и использование QR-кодов и Google-форм;- опыт проектной деятельности с применением ИТ;- применение новых технологий Microsoft в учебном процессе;- варианты использования планшетов на уроках;- программирование в программе SCRATCH;- использование виртуальных сред обучения;- использование облачных технологий OneDrive в образовательном процессе.По итогам 2015-2016 учебного года лицей вошел в пятерку школ – победителей ШНТ в номинации «Лучшая интеграция информационной среды в образовательный процесс». Торжественная церемония награждения состоялась 17 июня 2016 года. Лицею присвоен статус «Золотой участник проекта ШНТ 2015-2016 гг.».Победа и успешное участие в проекте ШНТ не случайны. Это результат долгой и целенаправленной работы всего коллектива в направлении создания и развития единой информационно-образовательной среды учреждения как необходимого стартового условия для внедрения ФГОС. От того, насколько оперативно и конструктивно будет проведена работа по созданию информационной среды, зависит результативность работы школы в целом.Опыт внедрения ИКТ в образовательный процесс существенно помогает в реализации проекта ШНТ. В лицее разработано единое информационно-образовательное пространство на основе LMS Moodle, являющегося частью единой информационно-образовательной среды лицея. ЕИОП имеет следующую структуру: начальная школа, библиотека, олимпиады, мониторинг, курсы по дисциплинам, учительская и архив. В категории «Начальная школа» у каждого класса есть свой курс, в котором учителя выкладывают задания и обучающий материал к каждому уроку. Это очень удобно, если ребенок болеет или не понял тему в классе. Родители всегда в курсе того, что изучают дети. В категории «Библиотека» находятся учебники в электронном виде для всех классов по всем предметам. В категории «Олимпиады» выложены варианты олимпиад разных уровней по всем предметам за разные годы. В категории «Учительская» функционирует учительский форум. Категория «Мониторинг» структурирована по классам, далее по предметам. В этой категории находятся различные тесты по всем предметам школьного курса. Под тестами подразумеваются тренинги, тематические тесты, итоговые тесты. Кроме текущей работы эта категория используется при проведении внутришкольных мониторингов и диагностических работ. Все тесты имеют автоматическую проверку. В отчетах учитель может увидеть как ошибки каждого ученика, так и ошибки класса в целом. Это удобно для анализа тестов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Категория «Курсы по дисциплинам» содержит материалы по всем учебным предметам для всех классов. В этой категории ученики создают электронные рабочие тетради.Автоматизированная система мониторинга деятельности учащихся и учителей в информационном пространстве с анализом различных аспектов деятельности пользователей в динамике и расчетом интегрирующих показателей, рейтингов позволяет получать различные отчеты. В школе информатизации учитель – организатор процесса обучения и партнер, наставник и соученик. Он учит анализировать информацию, ориентироваться в ней и эффективно ее использовать. Учитель не только гид в нарастающем потоке информации, он автор, разработчик собственного программного продукта, в котором воплощает свои творческие идеи, а это серьезный стимул, мощная мотивация профессионального роста учителя. Электронная методическая база лицея включает разработанные учителями и учащимися лицея презентации по всем базовым и профильным учебным курсам, электронные пособия, разработки интерактивных уроков с применением мультимедиаучебников, обучающие и контролирующие программы. ИКТ не создают новую образовательную структуру, они раздвигают рамки образовательного пространства, значительно активизируя и стимулируя творческое участие в образовательном процессе всех его участников. Меняется уклад школы, роль учителя и ученика. Ученик становится не пассивным получателем информации, а активным участником учебного процесса. Благодаря применению ИКТ в образовательной деятельности ученики приобретают практические знания и умения по всем предметам. Летом 2015 года ученик лицея стал победителем межрегиональной олимпиады среди школьников «Информационные технологии». Олимпиада была организована МИФИ и Cisco и имела практическую направленность.В школе информатизации существенным образом меняется и методика обучения. Чем активнее включен ученик в учебный процесс, тем эффективнее результат. «От ученика знающего к ученику умеющему» – девиз школы информатизации, идущей в ногу с ФГОС. В мобильных классах лицея, где у каждого ученика персональный ноутбук, проводятся уроки, на которых главной задачей становится самостоятельное решение учебных задач на основе деятельностного подхода. Учитель направляет поиск учащихся, обсуждает вместе с ними полученные результаты. Школа информатизации – адаптивная образовательная среда. В ней предоставляются равные возможности в получении образования детьми с различными способностями, с ограничениями здоровья, из различных социальных групп независимо от места их проживания. В этой связи важную роль играют элементы дистанционного обучения, которые учителя лицея активно включают в учебный процесс. Мы гордимся участием в проекте «Школа новых технологий». Ведь именно эти технологии и усилия высокопрофессионального коллектива помогают нашим ученикам и выпускникам добиваться высоких результатов и быть успешными в жизни. От участия в проекте ШНТ мы ожидаем следующих результатов:- повышение качества знаний по учебным дисциплинам, познавательной мотивации учащихся, отработка практических навыков в сфере использования современных интернет-технологий в профильных классах;- развитие компетенций у всех участников проекта по работе с мобильными устройствами для решения практических задач в глобальном интернет-пространстве;- создание условий для снижения перегрузок учащихся за счет эффективного использования современных информационных технологий;- формирование у педагогов, вовлеченных в проект, компетенций и стимулов по внедрению в образовательный процесс деятельности с использованием мобильных устройств.По результатам мониторинга, проведенного специалистами компьютерного центра лицея, было установлено, что учащиеся стали больше использовать планшеты для образовательных целей и гораздо меньше для игр, повысилась мотивация к обучению на уроках с использованием планшетных технологий.В заключение хочется сказать, что наш лицей в рамках проекта «Школа новых технологий» планирует постоянно расширять свои возможности, проводить мероприятия и для школьников, и для учителей. Очень важно создать в образовательной организации среду, в которой интересно и учить, и учиться. Учителя должны иметь целостное представление об информационной картине мира, понимать роль компьютерных технологий в педагогической деятельности, а дети заинтересованы в источниках информации, через которые они выстроят свое будущее.

Елена АРХИПОВА, директор лицея №1828 «Сабурово»;Ольга АРАПОВА, учитель информатики и ИКТ лицея №1828 «Сабурово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте