Образовательная область «Технология» – часть федерального образовательного стандарта, которая включает в себя профессиональную ориентацию обучающихся, элементы производственного обучения, а также формирование практических навыков и умений. Она готовит учащихся к самостоятельной трудовой жизни в рамках рыночной экономики и адаптации их к современным условиям в соответствии с социальными и экономическими потребностями развития страны, запросами личности, общества, государства.
Общий технологический компонент в начальной школе – это курс «Материальные технологии» и интегративный курс «Изо и художественный труд»; в основной школе – «Материальные технологии» («Обслуживающий труд» для девочек и «Технический труд» для мальчиков), интегративный курс «Информатика и ИКТ» и «Черчение»; в 9-х классах помимо черчения и основ проектирования предпрофильная подготовка учащихся (элективные курсы), в старшей школе – курсы «Материальные технологии», «Черчение», «Основы проектирования» и профильная подготовка. Материальные технологии дети изучают на базе учебных мастерских, информационные технологии – на базе компьютерного кабинета.Большинство кабинетов имеют высококачественное оборудование и наглядно-методическое обеспечение, стенды по технологии, демонстрационные коллекции, пособия и различные инструменты, необходимые для оформления кабинета. За последние годы более десятка школ получили новые кабинеты для технического труда, обустроенные в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса, разработанными на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по технологии, в более чем 30 школах были оборудованы кабинеты материального труда.Учитель – профессия творческая, которая нуждается в обмене накопленным опытом, учителю приходится постоянно приспосабливаться к новым условиям, чтобы учить других и учиться самому, поэтому учителя ЮВАО делятся профессиональным опытом и методическими наработками со своими коллегами, регулярно проводят семинары и мастер-классы, на которых происходит общение с единомышленниками, важное для саморазвития и самореализации учителя. На мастер-классах участники не просто слушают, они сотрудничают, занятие проходит в обстановке живого обсуждения. На занятиях учителя выступают в роли обучаемых, моделируют ту форму, которая выбрана «мастером», они повышают профессиональную компетенцию, расширяют методическое мышление, осваивают современные педагогические технологии, приобретают умения создавать условия для успешного гражданского образования.Основным методом обучения стала проектно-исследовательская деятельность обучающихся, которая ориентирована в первую очередь на творческую самореализацию личности школьников. На уроках, элективных курсах и в кружках ребята выполняют разные проекты – от простых до серьезных исследовательских. Постепенно приобретая опыт, они ежегодно участвуют в различных этапах предметной олимпиады, представляя на суд жюри оригинальные изделия, не имеющие аналогов. Выполняя проектные работы, учащиеся нашего округа занимают призовые места в городских и всероссийских олимпиадах по технологии. В 2008 году школы №№493, 1910 и 1408 стали победителями городской олимпиады (II место), школа №1910 заняла II место во всероссийской олимпиаде, школа №493 – III место. В 2010 году школа №493 стала призером всероссийской олимпиады, школа №1462 – победителем в номинации.Большое внимание образовательные учреждения округа уделяют профориентационной работе, ведя ее на старшей ступени образования в рамках профильного обучения. В округе эффективно осуществляют профориентационную работу на деятельностной основе через проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. В рамках образовательной области «Технология» для обучающихся создаются условия для саморазвития и самореализации личности, адекватного представления о своих возможностях, самоопределения личности в постоянно изменяющемся мире.Нина ЧАПЛЫГИНА, методист по технологии ОМК (НМЦ) ЮВОУО
Комментарии