– Владимир Владимирович, в прошлом году, став губернатором такого перспективного региона России, как Самарская область, вы сразу же настояли на социальной направленности бюджета. Какую в связи с этим роль вы отводите образованию и каково его значение в инновационном развитии региона?
– Система образования отвечает за качество самого главного ресурса, без которого невозможно никакое инновационное развитие. Я имею в виду человеческий потенциал, кадры, необходимые для обеспечения устойчивого роста экономики. В этом смысле система образования – один из центральных элементов экономической инфраструктуры региона. От качества образовательных услуг зависит качество жизни населения, темпы экономического развития. Ни одна из инновационных экономик мира не способна развиваться без соответствующего ее характеру кадрового обеспечения. Значит, к содержанию образовательного процесса, его технологическому обеспечению должны предъявляться совершенно новые требования, опережающие сегодняшний уровень развития производства.
В нашем регионе мы стараемся оснащать учреждения образования такими средствами обучения, которые позволят сегодняшнему ученику в ближайшей перспективе легко интегрироваться в новые условия производственного процесса, которые будут сформированы в ближайшие годы.
Сегодня мы меняем и содержание образования. В следующем году абсолютное большинство наших учреждений образования перейдет к профильному обучению в старшей школе. В настоящее время активно внедряется проектный метод учебной деятельности. Самарская область стала первым субъектом Российской Федерации, который в 2004 году принял на уровне постановления правительства концепцию компетентностно-ориентированного образования. Но все эти новшества только способствуют изменению качества образовательных услуг. Кардинальных изменений в этой сфере можно достичь, только решив проблему качества педагогического труда. С 2007 года регион отказался от единой тарифной сетки и перешел к отраслевой системе оплаты труда. Этот шаг практически избавил нас от кадрового голода, существенно поднял престиж и привлекательность профессии педагога.
Разумеется, все это было бы невозможным без адекватной системы управления. С 2001 года Самарская область живет в системе образовательных округов. В 2005 году участниками эксперимента Правительства России стали еще 4 региона. Таким образом, на примере нашей губернии новая система доказала свою жизнеспособность и эффективность. Недавно прошедшая в Самаре крупная межрегиональная конференция дала высокую оценку результатам проводимого эксперимента.
– Самарское образование славилось своими крепкими традициями, и в то же время здесь всегда положительно относились к экспериментам и инновациям. Как вы оцениваете систему образования области? Какие уровни образования – дошкольное, школьное или профессиональное, – на ваш взгляд, самые проблемные и нуждаются в наибольшей поддержке власти на сегодняшний день?
– Эксперименты и инновации самарской системы образования – не прихоть и не страсть к новизне. Это, скорее, ответ на запросы социально-экономического развития губернии. Как только появилась необходимость снижения финансовых издержек системы – появилось нормативно-подушевое финансирование. А когда возник вопрос низкого качества образовательных услуг и доступности образовательных ресурсов – была принята система управления на основе образовательных округов. Разумеется, каждый шаг был просчитан и помимо основных эффектов имел другие позитивные последствия. Так, образовательные округа снизили затраты на содержание управленческого аппарата, минимизировали нецелевое расходование бюджетных средств. Нормативно-подушевое финансирование вместе с новой системой управления породило конкурентную борьбу между школами. Такая конкуренция привела к повышению качества услуг и перераспределению ресурсов. Потребовалось пересмотреть сами принципы организации сети образовательных учреждений. В соответствии с этими требованиями были разработаны программы реструктуризации, появился подвоз «школьными автобусами». Весь процесс в одном интервью описать невозможно, так как были и информатизация образования, и еще целый ряд процессов изменения организации образования. После десятилетия активных преобразований мы получили сегодня качественно новую систему образования региона. Очень многие системные изменения, транслируемые сегодня Правительством России, Минобрнауки, начинались в Самарской области.
Но было бы неправильным считать, что регион получил совершенную модель образования. Есть серьезные проблемы, которые заставляют областное правительство искать новые пути развития образования региона.
Проблемы, и весьма серьезные, существуют во всех уровнях образования. Мы не можем сегодня сказать, что полностью обеспечили население услугами дошкольных образовательных учреждений. Существует огромная очередь нуждающихся семей, особенно в крупных городах. Я думаю, что эта проблема является «головной болью» многих руководителей регионов и муниципалитетов. В настоящее время наше правительство работает не только над программой строительства новых детских садов, но и изучает возможность возврата зданий, отчужденных в
90-е годы. Параллельно мы открываем дополнительные группы в детских садах там, где это позволяют действующие нормы.
Есть некоторые проблемы и в общем образовании. За последние годы существенно возросли требования по обеспечению безопасности образовательного процесса. В текущем и будущем году в рамках областной целевой программы «Обеспечение безопасности образовательных учреждений Самарской области» и соответствующего плана мероприятий мы сможем решить эту задачу в абсолютном большинстве областных школ. Это и современные противопожарные системы, и видеонаблюдение, и ограждение пришкольных территорий.
Оставляет желать лучшего и состояние некоторых школьных зданий. Понимая, что муниципалитеты не смогут самостоятельно провести ремонтные работы по всем направлениям, правительство области заложило в областной бюджет соответствующие субсидии.
Немало проблем накопилось и на уровне профессионального образования. Мы решаем их программно-целевым методом в рамках модернизации системы профобразования.
– С 2006 года наряду с другими национальными проектами стал реализовываться нацпроект «Образование». Стало ли самарское образование качественнее и доступнее в результате участия в конкурсах этого проекта?
– Безусловно, приоритетный национальный проект «Образование» стал серьезным катализатором развития системы образования. Нацпроект объединил различные уровни власти и общественность вокруг большого социального процесса. Практически во всех направлениях реализации проекта принимают участие и область, и муниципальная власть, и представители общественных организаций. Соревновательный дух заставляет учителей и школы искать новые пути развития, решать проблемы повышения качества образования, внедрять новые технологии организации образовательного процесса. Муниципалитеты объявляют собственные конкурсы и премии среди учителей, школ, талантливой молодежи. Третий год в губернии существует независимый общественный конкурс «Крылья успеха», учредителями которого являются некоммерческие организации.
Серьезно укрепилась технологическая база системы образования. Только за два последних года область за счет федеральных, региональных и муниципальных средств получила 230 новых школьных автобусов. Это практически полностью закрыло нашу потребность в обеспечении школьных перевозок. Всего регион вложил в качестве софинансирования более полутора миллиардов рублей, еще порядка 200 миллионов рублей потратили муниципалитеты.
100%-ная информатизация учреждений образования позволит нам в ближайшей перспективе сформировать единую образовательную сеть региона.
В последние три года мониторинг результатов образовательного процесса показывает серьезное повышение качества образования. Происходит это не только в городских школах, но и в сельских территориях. Именно в селе строятся новейшие образовательные центры. 1 сентября 2007 годы мы получили в эксплуатацию образовательный центр «Лидер», расположенный в малом городе Кинель. О нем можно много рассказывать. Приведу только один факт: из 56 учебных кабинетов 23 оснащены интерактивными досками и оборудованием с выходом в сеть «Интернет». Есть бассейн, крупнейшая в районе медиатека, конференц-комплекс, стадион и многое другое. В этом центре будут обучаться и дети из близлежащих сел. Условия для профильного обучения там созданы уже сегодня. Это конкретное воплощение результатов реализации нацпроекта «Образование». Всего в Самарской области порядка 160 образовательных центров, организующих подвоз учащихся. Конечно, не все они оснащены так, как кинельский центр. Но, как говорится, планка установлена.
– Владимир Владимирович, давайте более подробно остановимся на проблемах профобразования. Вы возглавляли одну из крупнейших российских компаний ОАО «АвтоВАЗ», и, наверное, вам приходилось сталкиваться с такой проблемой, как нехватка квалифицированных рабочих рук. Будучи сегодня губернатором, какую роль вы отводите профессиональному образованию области, как оцениваете привлекательность начального и среднего профобразования для молодых жителей Самарской области? Участвовали ли ваши учреждения НПО и СПО в нацпроекте «Образование»?
– Профессиональное образование Самарской области переживает те же проблемы, что и вся Россия. При огромном количестве специалистов с высшим профессиональным образованием предприятия региона испытывают нехватку квалифицированных рабочих. Проблема заключается даже не в состоянии образовательного процесса в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Она в отсутствии полноценного диалога между работодателями, системой образования и населением. По нашим прогнозам, через 5 лет предприятия губернии лишатся большей части квалифицированных рабочих и не смогут перестроить свой производственный процесс в соответствии с требованиями инновационной экономики. Решая проблему, мы организовали переговорный процесс с работодателями в рамках регионального Совета по кадровой политике. Помимо этого, мы стараемся повысить в общественном сознании престиж рабочих профессий. В апреле этого года у нас запущен проект «Открытый урок», в рамках которого работодатели смогут выйти на прямой диалог со старшеклассниками, их родителями. Разумеется, этот проект будет подкреплен активной работой по информированию населения о прогнозных оценках рынка труда на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Уже сегодня мы знаем, какова будет потребность региональной экономики через три года, через пять лет. В соответствии с этими прогнозами мы формируем региональный заказ системе профессионального образования. С другой стороны, работодатель должен сделать рабочие профессии экономически и социально привлекательными, обеспечить молодым людям возможность дальнейшего карьерного роста, продолжения образования и прочих преференций.
В области также введена внешняя сертификация выпускников учреждений среднего и начального образования. Она заключается в проведении добровольных дополнительных выпускных испытаний в присутствии представителей работодателей. Молодой специалист, прошедший такие испытания, практически гарантирует себе рабочее место с серьезным денежным содержанием. Количество «добровольцев» год от года растет.
Таким образом, как я уже говорил, проблемы решаются системно, программно-целевым методом. Правительство области делает все необходимое, чтобы ситуация на рынке труда в ближайшие годы изменилась к лучшему, чтобы качество профобразования соответствовало задачам инновационного развития региона.
– Какова в связи с этим роль бизнеса в поддержке всей системы образования в целом?
– В 2006 году в регионе стартовал инновационный образовательный проект «Достойные граждане великой страны». Основной целью проекта является объединение и координация усилий государственных, общественных организаций и бизнес-структур различного уровня для выработки механизмов совершенствования модели региональной образовательной среды, способствующей эффективной реализации национального проекта «Образование».
Одним из главных направлений данного пилотного проекта является капитальный ремонт и переоснащение школьных зданий. По итогам 2007 года совместными усилиями государства и деловых кругов капитально отремонтировано 20 образовательных учреждений. До конца 2011 года реконструкции подвергнутся еще 200 школьных зданий.
Сегодня изъявили желание присоединиться к проекту еще ряд бизнес-структур. Причем бизнесмены, вкладывая серьезные средства в конкретные учреждения образования, часто входят в состав попечительских советов школ, возглавляют эти органы общественного управления. Это неудивительно. Отрадно, что крупнейшие предприятия губернии стали задумываться о будущем территорий, на которых они действуют. Сегодня в Самарской области выражение «социально ответственный бизнес» становится модным.
– Какую роль вы отводите общественно-государственному управлению в образовании? Считаете ли вы, что управляющие советы могут реально изменить ситуацию в школе к лучшему, сделать образование качественнее, а условия пребывания ребятишек в школе комфортнее?
– Общественно-государственное управление в образовательной сфере определяется положениями Закона Российской Федерации «Об образовании». Его роль, на мой взгляд, весьма существенна. Школа работает не только на государство. Надо помнить о том, что свой заказ образованию сегодня предъявляют граждане, муниципалитет, общественные организации, работодатели. Сформулировать этот заказ, в той или иной степени удовлетворить его, сделать образование общегражданским приоритетом можно только в условиях государственно-общественного управления всеми элементами системы образования. При этом жизнь каждого образовательного учреждения, органа управления образованием должна быть максимально открытой и прозрачной. Иначе ни о каком доверии и сотрудничестве не может быть и речи.
Сегодня область работает над построением системы государственно-общественного управления. Начали с себя. При правительстве региона выстроена сеть эффективно работающих консультационных органов, в которые вошли лидеры крупнейших общественных организаций: профсоюзов, ветеранских объединений, политических партий, детских и молодежных общественных организаций, творческих союзов. При территориальных управлениях Министерства образования и науки области существуют межмуниципальные общественные советы, облеченные широкими полномочиями. В учреждениях образования дело обстоит сложнее, и подходить к созданию попечительских (или управляющих) советов нужно с особенной тщательностью. Представителям внешних структур, входящим в систему управления, надо иметь представление о высоком уровне ответственности за жизнь школы, благополучие детей. Попечитель, на мой взгляд, должен быть подготовлен к ситуации, не должен просто одобрять идеи директора, а на равноправной основе принимать решения.
– Недавно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что к 2010 году все школы должны перейти на новую систему оплаты труда. Какова ситуация с этим в Самарской области? Как ваши педагоги относятся к этому нововведению, не вызывает ли оно отторжения или недовольства? Как меры поддержки учительства реализуются у вас в области?
– Самарские педагоги живут в условиях отраслевой системы оплаты с 1 сентября прошлого года. Мы смогли реально поднять заработную плату учителя до уровня 11000 рублей (средний по области размер зарплаты педагогов в апреле 2008 года). В некоторых сельских учреждениях образования учителя получают до 17000 рублей.
Но размер заработной платы – не самоцель. Цель – повышение качества образовательных услуг через стимулирование лучших педагогов. К сожалению, мы не учли ряда позиций, и новая система оплаты труда не смогла в полной мере стимулировать качество. Мы провели «работу над ошибками», и в ближайшее время проект новой методики будет рассмотрен на заседании Правительства Самарской области. Принципиально новая методика будет отличаться от ныне действующей тем, что из стимулирующей части будут выведены все платежи за обязательные работы, которые осуществляет учитель. Изменены принципы распределения стимулирующей части. Теперь в этом процессе участвует и орган общественного управления, родители. Тем не менее всем учителям повышения зарплаты ждать не стоит. Существенную прибавку получат те, чьи воспитанники показывают действительно высокие результаты. Мы хотим, чтобы в системе образования эффективные педагоги жили достойно. Добавлю, что при разработке документа мы провели ряд серьезных консультаций с профсоюзами, депутатами Самарской губернской Думы, директорским корпусом.
Опыт отраслевой системы оплаты труда показался нам настолько интересным, что аналогичные схемы сегодня разрабатываются в сфере здравоохранения, культуры и социальной защиты.
– Ваше отношение к сельской школе? В Самарской области много хороших сельских школ, тем не менее какие-то небольшие школы пришлось закрыть. Не вызвало ли это социального напряжения?
– Какое-то время назад очень многие политические деятели постоянно повторяли «Умирает школа – умирает село». На самом деле все с точностью до наоборот: «Умирает село – умирает школа». В области действительно на протяжении нескольких лет проводится реструктуризация сети образовательных учреждений с целью приведения ее в соответствие с требованиями законодательства, принципами экономической эффективности. Надо признать, что еще 3-4 года назад этот процесс вызывал известное напряжение сельского сообщества. Это было связано с разрушением привычного уклада жизни населения: дети будут уезжать за несколько километров, перестанут помогать дома по хозяйству и так далее. Вполне обоснованные опасения. Но после первых месяцев обучения в образовательных центрах отношение родителей к ситуации изменилось. Теперь они отправляют детей в школу за качественным образованием. Появился выбор. В Самарской области нередки случаи, когда, имея в селе собственную школу, семьи отправляют своих чад в соседние населенные пункты, так как там школы лучше оснащены, есть бассейн, стадион, приличное и недорогое питание, бесплатные кружки и секции.
Конечно, какие-то школы закрывались. С согласия местных сходов и муниципалитетов. Но только там, где можно было организовать подвоз. Там, где такой возможности не было, малокомплектная школа не только сохранялась, но и оснащалась по последнему слову техники, превращалась в комплекс «начальная школа – детский сад». Принцип простой: дошкольники и ученики начальной школы учатся по месту жительства, начиная со среднего звена – в крупных образовательных центрах. Вы только представьте, насколько возрос кругозор ребят из малых сел, насколько расширился круг общения! По сути, мы обеспечиваем этим детям нормальное развитие. Ради этого можно было пойти на некоторые риски.
Все эти меры в перспективе должны обеспечить равные образовательные возможности для обучающихся на селе и в городе, чтобы ребятишки из сельской глубинки могли успешно конкурировать со своими городскими сверстниками.
– Владимир Владимирович, что бы вы хотели пожелать в завершение интервью читателям нашей газеты?
– «Учительская газета» – это прежде всего издание об учителях и для учителей. Поэтому я хотел бы пожелать, чтобы в результате наших реформ, связанных с повышением качества и доступности образования, профессия учителя стала одной из самых востребованных, высокооплачиваемых и уважаемых в обществе. Чтобы наши дети выросли физически здоровыми, духовно богатыми, образованными, всесторонне подготовленными к самостоятельной жизни гражданами, настоящими патриотами своей страны. Ведь от труда педагогов во многом зависит наше будущее, будущее России.
Комментарии