Сегодня на школьных педсоветах, где обсуждаются посещаемость и успеваемость учащихся по физической культуре, мне все чаще приходится слышать такое мнение: “Физкультура – это на скакалочке прыгать. Разве можно сравнить ее с каким-либо предметом?” Такие взгляды, к сожалению, разделяют и большинство учащихся общеобразовательных учреждений. Большинство выпускников стараются просто выиграть время за счет физкультуры для посещения всевозможных курсов по подготовке для поступления в вуз. Автор убедился в этом на собственном опыте.
Вообще-то следует заметить, что люди с античных времен поняли – для того чтобы успешно трудиться и лучше жить, необходимы занятия физической культурой. Ярчайшим доказательством этому является возникшее в Древней Греции почти 3 тысячи лет назад олимпийское движение, охватившее в наше время почти все страны мира. При этом такие развитые страны, как, например, США, Германия и др., школьный предмет физкультуру вывели на первое место, поставив его в число приоритетных дисциплин. Во всем мире идет борьба за здоровый образ жизни. Люди стремятся к физическому совершенству. Везде. Только не в наших школах.
Ущерб по собственному желанию
Прежде всего хотелось бы отметить стремление некоторых учащихся любым путем получить освобождение от занятий физкультурой вообще. Общее число таких “освобожденных” в школе, где я проводил занятия физкультурой, составило 20%, т.е. пятую часть от списочного состава учащихся старших классов. К сожалению, на поводу у своих детей идут и их родители, добывая любым путем всевозможные справки об освобождении от физкультуры и не понимая при этом, какой вред (моральный и физический) наносят они своему чаду, отрывая его от коллективных занятий по физическому совершенствованию.
Вот некоторые выдержки из представленных мне в течение года записок от родителей: “Моя дочь освобождена от уроков физкультуры на весь год. К сожалению, в нашей поликлинике не выдают долгосрочных справок”, “Моя дочь не может заниматься физкультурой, т.к. сперва она должна пройти необходимое обследование у хирурга”, “Моя дочь освобождена от занятий по физкультуре в связи с частыми простудными заболеваниями”, “Моя дочь не может заниматься физкультурой, т.к. у нее серьезное заболевание. Но, т.к. наша семья переехала из другого города и не имеет московской прописки, мы не имеем возможности ее глобального обследования” и т.д. и т.п.
Другой путь – это получение освобождения на день, неделю, месяц, полугодие. Наиболее частая причина, указываемая в справках, – ОРЗ. Но есть и варианты. Вот почитайте: “Моя дочь не участвовала в уроке физкультуры по физиологическим причинам”, “Прошу вас освободить сегодня мою дочь от занятий физкультурой по состоянию здоровья”, “Прошу освободить мою дочь от занятий физкультурой на два дня в связи с плохим самочувствием” и т.д. При этом больше всего пишут родители (мамы) с просьбой освободить от занятий физкультурой их дочерей по “физиологическим” причинам.
Здесь я сделаю небольшое отступление и замечу, что автора, как и большинство мужчин, уже тошнит от рекламы всевозможных прокладок с крылышками и без, входящих и выходящих, с которыми девушки с телеэкрана дрыгаются, скачут, кувыркаются и т.п. Автору известны также исследования, посвященные анализу выступлений известных спортсменок на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх в их “критические” дни. И никто старты на этих, да и других соревнованиях по “физиологическим причинам” некоторых из участниц не отменял. Так почему эти причины являются достаточным основанием для освобождения от занятий физкультурой? Впрочем, молчу, молчу. Не мое это дело, да и не мам вообще-то, а скорее медиков.
Опыт работы в школе в качестве преподавателя физической культуры в старших классах, а также опыт работы инструктором по каратэ в различных школах и вузах Москвы и Московской области позволяет мне говорить о слабой физической подготовке учащихся, и прежде всего об их слабых скоростных, силовых, координационных способностях и их низкой выносливости. Так кого же готовит наша школа? И зачем нашей нации больные специалисты, которые большую часть своего рабочего времени будут проводить на больничном? “Неподготовленное тело не может стать обителью высшей мудрости и духовного совершенствования”, – замечал даосский мудрец. К сожалению, современное состояние дел вынуждает констатировать, что некоторые школы не только не способствуют подготовке тела, а совсем даже наоборот.
Ни мира, ни войны
Некоторые учителя и родители в качестве панацеи от ухудшающегося здоровья детей видят спортивные клубы. Но следует заметить, что не всякий вид спорта и не всякий спортивный клуб подходят конкретному ребенку. Не секрет, что большинство видов спорта дают “однобокое” развитие. Так, например, футбол, большинство видов легкой атлетики (за исключением метаний) дают преимущественное развитие мышцам ног, теннис, спортивная гимнастика – мышцам рук и т.д. А расплодившиеся в последнее время секции по различным экзотическим видам спорта иногда не только не способствуют укреплению здоровья, а очень часто наносят физический и моральный ущерб занимающимся детям.
Опыт моего общения с преподавателями физической культуры показал, что преимущественное развитие в общеобразовательных учреждениях Москвы и Московской области получил баскетбол. На втором месте по популярности в школах идет футбол, а вот такие игры, как волейбол, гандбол, в большинстве школ находятся в “загоне”. Не в этом ли кроется причина наших неудач на чемпионатах мира и Европы в этих видах спорта? Да и в баскетболе мы не блещем, особенно если сравнить успехи сборной России с успехами сборной СССР.
Одна из причин – это отсутствие в стране массового спорта. Вспомните: “От массового спорта – к олимпийским победам”. Не стало массового спорта, нет комплекса ГТО – вот и пожинаем соответствующие плоды. И нечем заполнить нишу. Нет массового приобщения людей к спорту, не рекламируем мы это, нам бы “белого орла” или, на худой конец, “пепси, которое выбирает молодое поколение”.
Соревнования среди школьников проводятся от случая к случаю, да и то в основном энтузиастами того или иного вида спорта. Не секрет, что каждый учитель физкультуры в школе в привилегированное положение ставит тот вид спорта, которым занимался он сам. Придет в школу футболист – и получит школа преимущественное развитие футбола, теннисист – тенниса и т.д. А не будет в школе специалиста по гимнастике – и гимнастика будет на заднем плане, подспорьем к тому же баскетболу.
Конечно, автор не против специализации и не против внесения корректив в программу по физической культуре, но давайте все же определимся, какие спортивные игры нам нужны на занятиях физической культурой в школе и вузе. Заниматься всеми видами – это то же самое, что не заниматься ни одним из них. Давайте определим, в какие спортивные игры должны уметь играть учащиеся в обязательном порядке, какие игры могут служить дополнительными к обязательным, а какие являются альтернативными обязательным в случае невозможности проведения занятий по обязательным игровым видам спорта.
Здесь я хотел бы отметить особую необходимость и целесообразность занятий физической культурой в плане подготовки к службе в армии и действиям в чрезвычайных ситуациях. И, в частности, как председатель клуба по изучению восточных единоборств я хочу немного поговорить о необходимости и целесообразности включения в программу обучения школьников, курсантов военных училищ и училищ МВД изучение одного из видов боевых искусств. Опыт чеченской войны показал слабый уровень физической подготовки многих офицеров ВС и МВД РФ. Об уровне подготовки солдат вообще не стоит говорить. Поэтому введение в программу подготовки старших классов средних учебных заведений, в программу обучения курсантов военных и милицейских училищ, боевую подготовку солдат и командирскую подготовку офицеров обязательных занятий рукопашным боем со сдачей экзамена и соответствующей отметкой в аттестационных документах – вот, на мой взгляд, одна из первоочередных задач реформы армии и образования в современных условиях.
Автор сам, в бытность исполняющим должность начальника физической подготовки и спорта части, а затем председателем клуба ВАД-каратэ Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского (ныне ВА имени Петра Великого), учителем физкультуры наблюдал, как деградируют в физическом плане школьники, офицеры и солдаты. Чтобы не быть голословным, приведу характерный пример из моего личного опыта. В 1997 году я в целях популяризации боевых искусств среди военнослужащих академии пригласил чемпионов и призеров первенств Евразии и Кубка мира Шарадзе В.Ю., Маряшина А.В., Колерову О.М. и др. для встречи с курсантами первых курсов. Следует отметить, что в этой академии “числились” многие чемпионы и рекордсмены Олимпийских игр и первенств мира: Сальников, Зимятов, Турищева и др. Однако за все то время, что я служил в академии (с 1985 по 1998 г.), ни разу ни с одним из них не была организована встреча, на которой они смогли бы поделиться своим опытом занятий спортом, личным жизненным опытом, наконец. А тут встреча с действующими чемпионами, демонстрация приемов защиты от нападения безоружного и вооруженного противника, рассказ о только что прошедшем Кубке мира по каратэ школы Дзесинмон-Шоринрю. Однако заместитель начальника академии некий генерал Норенко, он же ответственный за спорт в академии, мало того что сам не удосужился прийти на организованную встречу со спортсменами, так еще распорядился, чтобы курсанты первых курсов вместо встречи занимались черчением. Видимо, по его мнению, черчение для военнослужащего важнее, чем умение вести рукопашный бой. К чему приводит такой подход, наглядно видно на примере некоторых столичных офицеров, страдающих ожирением и не способных даже один раз подтянуться на перекладине.
Оценка или приписка?
Однако, несмотря на все это, нормативы по физической подготовке постоянно усложняются и требования повышаются.
Люди, служившие в войсковых частях, знают, как они формируются. Взять хотя бы эпизоды с проверкой части по физической подготовке, когда в один день отдавался приказ по части о переводе в одно подразделение всех наиболее физически подготовленных солдат и сержантов и после этого проверяющему предлагалось на выбор проверить любое подразделение: “Ну хотя бы вот этот взвод связи. Он как раз сейчас свободен от дежурства”. Немудрено, что после таких проверок, когда солдаты “любого” взвода легко перевыполняли существующие требования, проверяющие задумывались: “А не слишком ли низкие нормативы установлены по физической подготовке?” После чего шло предложение на усложнение нормативов, требования повышались и все повторялось сначала.
Гражданскому образованию в этой связи необходимо либо объективно проверить состояние физической подготовки учащихся и скорректировать нормативы, либо серьезней заниматься физической культурой в школе и вузе. Может быть, стоит даже ввести в программу вступительных экзаменов вузов (я не имею в виду военные училища) сдачу нормативов по физической подготовке по принципу “зачет-незачет”? Ведь нация, которая не заботится о здоровье своих граждан, обречена на вымирание.
И, наконец, об отметках. Не секрет, что большинство преподавателей физкультуры сознательно завышают отметки своим ученикам, чтобы не портить им аттестаты, не срезать медалистов и т.д. На полном серьезе прозвучало заявление одной учительницы – “крупной специалистки” в области физической культуры: “Позвольте! У девочки стоит “пять” по химии и физике. Как вы можете ставить ей “три” по физкультуре?” С точки зрения таких вот учителей, мы должны прийти к тому, что если ученик получает “пять”, например, по математике, то и по остальным, “неосновным” предметам, ему автоматом должна быть выставлена отличная оценка, вне зависимости от того, посещает ученик занятия по этим “неосновным” предметам или нет, выполняет он установленные по ним нормативы или не выполняет. И это мнение не одной учительницы, а многих учителей “высшей” категории, с высшим, но без среднего, образованием. Ответом на такие высказывания может быть только молчание.
Я считаю, что нужно пересмотреть существующие нормативы по физкультуре в плане их “реалистичности”. Не является откровением то, что некоторые учащиеся в силу конституции своего тела просто не могут выполнить те или иные упражнения не только на хорошую, но и на удовлетворительную оценку, хотя другие нормативы выполняют более-менее прилично. Поэтому, может быть, есть смысл перейти на двухбалльную итоговую оценку по физической культуре – “зачет-незачет” или определить по каждой возрастной группе сумму баллов, которую должен набрать учащийся для получения удовлетворительной, хорошей или отличной отметки.
В.МИКРЮКОВ,
кандидат технических наук
Комментарии