Периодически в СМИ появляются сообщения о том, что там или здесь сняли хорошего директора, причем совершенно ни за что. И одновременно звучат претензии совсем иного рода, мол, вот же вокруг полно ни на что не годных директоров, однако их никто не снимает. Кто прав, кто виноват?
По нынешнему законодательству учредителю даны полномочия без объяснения причин снять любого нанятого им руководящего работника, если учредитель считает, что тот не выполняет свои трудовые обязанности. В бизнесе такой подход, возможно, вполне оправдан, ибо смысл существования любого бизнеса – это зарабатывание денег. Но в образовании это вряд ли уместно, за исключением разве что частных образовательных организаций, созданных по модели коммерческих структур. Однако и тут было бы очень полезно учесть мнение педагогического коллектива, которым руководит этот директор, а также мнение родителей и учеников. Поэтому руководителя, мне кажется, можно снимать только при наличии обоснованных претензий от этих заинтересованных сторон.
Мне могут возразить, мол, вполне возможна и такая ситуация, когда учителей будет устраивать «удобный и комфортный» директор, который с них ничего не требует и никого не трогает. Не оправдала же себя система составления рейтинга педагогов исключительно на основе отзывов их учеников, поскольку требовательные преподаватели далеко не всегда пользуются популярностью у всех детей, хотя и дают многим очень прочные знания, благодаря которым те сдают любой экзамен и поступают в любой вуз. Люди, которые устраивают абсолютно всех, как правило, не способны создать полноценную и конкурентоспособную образовательную организацию. Поэтому наиболее правильным подходом был бы учет мнений всех заинтересованных сторон при обязательной внешней и независимой оценке деятельности как учителей, так и директоров.
Инициативные и энергичные руководители вряд ли могут устроить органы управления, потому что постоянно тормошат начальство, требуют положенного по закону, «качают права». А ведь куда лучше, когда ты только даешь указания, а подчиненные их безропотно выполняют. И вот в таких ситуациях стоит все-таки вспомнить о том, что система образования – это не сфера услуг, отношения здесь должны быть очень деликатными, доверительными. Причем доверять друг другу должны все – и родители, и ученики, и учителя, и директора, и учредители, и так далее.
Комментарии