В национальном проекте «Образование» говорится о поиске эффективных путей совершенствования воспитательно-образовательного процесса, повышения его эффективности и формирования системы управления качеством на всех уровнях системы непрерывного образования. Это относится как к самому первому уровню образования – дошкольному, так и к высшему, а также постдипломному образованию. Однако если говорить об эффективности образовательных учреждений будущего, то она может быть «измерена» только гипотетически, с точки зрения теории вероятности: может быть, будут результаты, а может быть – нет, потому что сегодня система оценки эффективности воспитательно-образовательной и учебно-воспитательной работы с детьми переориентировалась на мониторинг удовлетворенности родителей результатами воспитания и обучения.
Все очень просто: если родители довольны результатами, то образовательное учреждение имеет высокий рейтинг и дополнительное финансирование образовательных услуг. Если нет, то, несмотря на использование самых передовых методик и инновационных технологий, оно обречено на то, что все «точки роста», обозначенные в программах развития, становятся «точками замерзания», выше которых «вечная мерзлота». К разговору на эту тему мы пригласили заведующую кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ Наталью Микляеву и заведующую ГОУ центра развития ребенка – детского сада №2574 Татьяну Кузнецову, чье учреждение вместе с еще несколькими образовательными учреждениями Северного округа входит в состав экспериментальной площадки по разработке модели «Детского сада будущего».
– Неужели вы действительно считаете, что родители могут стать «двигателями прогресса» в образовательном учреждении? Всегда ли нужно учитывать их интересы при разработке образовательной программы детского сада, даже если речь идет о Детском саде будущего? Может быть, они сами не знают, чего они хотят? Ведь они же не специалисты в этом вопросе!
Татьяна Кузнецова:
– Практически все родители знают, чего они хотят: они желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Детский сад должен им помочь не просто поверить в то, что такое возможно, а показать, что это реально. Здесь должны быть созданы такие условия, чтобы дети приходили с радостью и уходили… совсем не со слезами: с осознанием того, что они не зря приходили в детский сад. Потому что здесь их ждут, понимают и любят. Этот свет понимания и любви они несут дальше, в свои семьи.
Наталья Микляева:
– В действительности, родители – очень точная «лакмусовая» бумажка эффективности организации развивающего общения с их детьми в детском саду. Они очень точно «вычисляют» все «точки роста» и «замерзания» образовательного учреждения. Для этого им не нужна «горячая линия», достаточно «сарафанного радио». Оно еще прежде поступления ребенка в детский сад своевременно «расскажет» папам и мамам обо всех его «плюсах» и «минусах». Наша задача – заинтересовать их и предложить самим строить воспитательно-образовательный процесс в детском саду таким образом, чтобы за дошкольное детство ребенка им было радостно, а не обидно. Это не означает, что родители сами будут разрабатывать образовательную программу, подбирать методики обучения и вести занятия с детьми. Это предполагает, что детский сад может стать открытой самоорганизующейся системой, то есть системой, которая в состоянии самостоятельно организовать вокруг себя эффективное воспитательно-образовательное и социокультурное пространство, часть которого – родители.
Татьяна Кузнецова:
– Это настолько непривычно для нас, что даже несколько пугало, когда мы готовили документы для лицензирования и аттестации (наш Центр развития – детский сад начал свою работу с сентября 2007 года): родители в нем должны принимать участие не только в самоуправлении образовательным учреждением, но и в планировании годовых мероприятий, в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для каждого воспитанника и группы детей, в проведении конкурсов творческих и научно-исследовательских проектов детей и формировании традиции осуществления коллективных творческих дел. Кроме того, наши родители, даже папы, будут принимать активное участие в проведении занятий физкультурно-оздоровительного цикла и занятий в эколого-художественной студии. В группах кратковременного пребывания это будет практиковаться и на других занятиях.
– Какие виды групп кратковременного пребывания предусмотрены в детском саду?
– 4 группы для детей в возрасте от 3 до 7 лет и 4 группы кратковременного пребывания: две адаптационные («Вместе с мамой» и «Первые шаги»), группа развития («Группа для детей с проблемами в развитии»), группа «Будущий первоклассник».
– При этом для родителей, которые не смогут присутствовать на занятиях с детьми и принимать участие в работе групп, мы планируем использовать интерактивную форму общения, с помощью системы мониторинга, видеонаблюдений и возможностей, которые предоставляют интерактивная доска и интернет. С их помощью в детском саду будут проводиться и другие формы сотрудничества с родителями: родительские собрания, семинары-практикумы, педагогические мастерские и «круглые столы».
– Не возникнет ли у некоторых родителей ощущения того, что вы перекладываете часть ответственности за воспитание и обучение детей на них? Не вызовет ли это усиленное внимание к ним негативной реакции?
– Думаю, наоборот, родители поймут, что мы заинтересованы в воспитании и обучении их детей не меньше семьи.
– Скорее, мы используем принцип делегирования полномочий и распределенной ответственности за результаты воспитания и обучения, чем принцип перекладывания ответственности на них. Мы пришли к этому осознанно, в результате проведения многолетнего мониторинга результатов воспитания детей дошкольного возраста, оценки их воспитанности в детских садах Москвы и Московской области, Нижнего Новгорода, Калининграда и Калининградской области. Оказалось, что в процессе формирования каждого из компонентов воспитанности детей дошкольного возраста преобладает положительная динамика, кроме 2 случаев: отрицательная динамика (на 18,5%) наблюдается в развитии содержательного компонента воспитанности, отсутствие динамики – в развитии деятельного компонента, если родители детей, посещающих детский сад, не имеют достаточной заинтересованности в сотрудничестве с педагогами и контроле эффективности результатов воспитательно-образовательного процесса. Другими словами, не имеют достаточно высокого уровня сформированности отношенческого компонента педагогической компетентности. При этом в ходе проведения нашего мониторинга выяснилось, что чем выше уровень отношенческого компонента у родителей, тем выше он у воспитателей. Все взаимосвязано.
– Получается, что от родителей в детском саду зависит многое. Что же тогда зависит от педагогов? Что говорят результаты вашего мониторинга?
– Немаловажное условие – уровень методической компетенции воспитателей в области владения конкретными методиками воспитания и обучения детей, традиционными и нетрадиционными, современными технологиями общения, воспитания и обучения с детьми и их родителями. Мониторинг показал, что чем выше уровень методической компетенции воспитателей, тем он выше и у родителей детей дошкольного возраста. Обратных закономерностей не выявлено. Поэтому организации методического сообщества педагогов и родителей в детском саду оказывается очень большое внимание.
– Хочу отметить включенность в данное методическое сообщество и представителей науки, МГПИ. Благодаря им была разработана программа развития и образовательная программа учреждения как реализующейся на практике модели Детского сада будущего, созданы научно-методические объединения и самоуправляемые творческие группы педагогов.
– На что направлены их интересы? Зачем они создаются в вашем детском саду? Ведь это не «академия наук»!
– Жаль, что не академия! Потому что именно она смогла бы удовлетворить все потребности и возможности ребенка дошкольного возраста. Он много хочет знать и уметь, он еще верит в свои силы и способности, он считает, что может «свернуть горы», только взрослым нужно ему в этом «немного» помочь. Если честно, то он прав. Каждому дается столько талантов, сколько он может реализовать. Дошкольник может все – значит, талантов у него много.
– В нашем Центре развития будет работать программа диагностики и развития способностей детей: двигательных, коммуникативных, художественно-речевых, языковых и интеллектуальных. При этом мы считаем, что детей «без способностей» не бывает. Бывают невнимательные к ним взрослые. Поэтому с детьми и родителями будут работать педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, специалисты по музейной педагогике, создана галерея детского творчества и музей детской субкультуры.
– Таким образом существенно расширяются возможности коллектива воспитателей?
– Модель, над которой мы работаем, предполагает качественно иную работу педагогов ДОУ, а для этого как раз нужен широкий спектр возможностей.
– Возможностей действительно много. Для развития интересов и способностей детей в детском саду уже сейчас сформированы такие компоненты воспитательно-образовательного пространства, как: эмоционально-рефлексивный, культурно-коммуникативный, духовно-эмоциональный, спортивно-оздоровительный, практически-действенный, опытно-экспериментальный и интеллектуально-познавательный. При этом системообразующими составляющими этого пространства становятся предоставление детям условий для свободы выбора, использование гибких графиков работы специалистов и ситуационно-ориентированный подход к организации свободной самостоятельной деятельности воспитанников, совместных игр и общения детей в составе разновозрастных групп. Мы хотим дать шанс воспитанникам всех групп общаться между собой, закладываем эти возможности в сетку занятий с детьми.
– А предусмотрены ли в таком случае какие-нибудь ноу-хау в проведении занятий с воспитанниками?
Татьяна кузнецова:
– Честно говоря, я считаю ноу-хау весь проект Детского сада будущего и все то, что предлагают сотрудники МГПИ.
– Подгруппы (6-8 человек), с которыми проводятся занятия, будут формироваться не по способностям, как на Западе, а в соответствии с теми коммуникативными навыками и умениями, которые помогают сделать их деятельность более эффективной, как на Востоке, в частности, в Японии. Это, как считают ученые, способствует формированию положительного психологического пространства в группах и становлению особой субкультуры – субкультуры дошкольного детства, детского сообщества, в котором каждый может быть успешен настолько, насколько умеет формировать вокруг себя положительное коммуникативное пространство, что очень важно для подрастающего поколения, для формирования у них информационной и коммуникативной культуры, умений противостоять деструктивным социальным воздействиям. На это же направлена система тренингов общения и детско-родительских отношений.
– Возможно, именно здесь и формируются «точки роста», о которых вы упомянули в начале нашего разговора? Если да, то в чем они заключаются?
Наталья Микляева и Татьяна Кузнецова:
– Прежде всего детский сад представляется нам как открытое учреждение, как самоорганизующаяся система, способная выявить и реализовать такие потенциалы своего развития, как:
– возможность ранней актуализации индивидуальных способностей детей в условиях предоставления им свободы выбора деятельности и разработки индивидуального образовательного маршрута, взаимного развивающего влияния педагога и ребенка, детей в составе одновозрастных и разновозрастных групп;
– учет потребностей и образовательных запросов родителей в процессе организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду на условиях реализации принципов партнерства, развивающего общения, распределения ответственности, делегирования полномочий и конструктивного диалога;
– создания научно-методических объединений и творческих групп педагогов детского сада и представителей педагогической и психологической науки, позволяющих реализовать на практике принцип приоритетного развития личностно-смысловой сферы ребенка, культурно-деятельный принцип образовательной деятельности и принципы создания здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.
Наталья Микляева и
Комментарии