search
main
0

От теории – к практике

Сегодня психология становится все более практико-ориентированной наукой. Это, несомненно, сказывается на подготовке психологов для учреждений образования, предъявляет к ней определенные требования.

В 1989 году в Перми на базе специального факультета тогда еще педагогического института началась подготовка практических психологов для системы образования. Интересно отметить, что Госкомитет СССР по народному образованию определил в то время 11 территорий, где планировалось начать подготовку специалистов в области практической психологии. Из них девять – в Москве, в Ленинграде и в республиках Советского Союза и в двух регионах – в Ярославле и в Перми. Решение о создании такой организации в Перми было не случайно, поскольку наш город – один из центров развития отечественной психологической науки, где пермскими учеными были заложены прочные основы взаимосвязи психологии как науки с практикой образования. Тесное сотрудничество органов образования, ученых-психологов, психологов-практиков системы образования стало своего рода визитной карточкой Прикамья.

В нашей области заложены основы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Эта работа ведется как на бюджетной, так и на хозрасчетной основе. Формы обучения разные – очная, очно-заочная, вечерняя. Процесс обучения носит плановый и систематический характер. Ведущую роль в этом у нас играет факультет психологии ПермГУ, который существует более 10 лет. Сегодня на очном и заочном отделениях занимаются 520 студентов, на факультете переподготовки получают второе высшее психологическое образование 68 человек. Все они обучаются по новым государственным образовательным стандартам по специальности 020400 «Психолог, преподаватель психологии», что соответствует профилю классического университета. В последнее время на факультете уделяется внимание повышению квалификации уже работающих в системе образования психологов-практиков, причем содержание таких курсов повышения квалификации во многом определяется заявками самих органов образования. Например, в учебные планы курсов повышения квалификации, проходивших в январе-феврале этого года, были включены такие темы, как «Персональный компьютер в работе школьного психолога», «Проблемы теории и практики современной школьной психодиагностики», «Проблемы профессионального и личностного развития практических психологов», «Современные образовательные технологии школьной психологической службы».

Отмечу, что в процессе получения второго высшего образования и в ходе работы по повышению квалификации мы стремимся дать слушателям фундаментальную научно-теоретическую подготовку, что в пермской высшей школе стало уже давней традицией, которую мы неизменно стараемся сохранять. Это открывает нашим выпускникам широкую дорогу в науку и научно-педагогическую деятельность, на кафедрах факультета много соискателей, аспирантов и докторантов. Не случайно за последние 5 лет из числа выпускников спецфакультета, получающих второе высшее образование, 8 защитили кандидатские диссертации, а один – Андрей Волочков – докторскую диссертацию. Такая кадровая политика органов управления образованием Пермской области и университета дает возможность регулярно – один раз в два года – проводить областные конференции практических психологов образования. С развитием службы стали проходить областные конкурсы психологических образовательных программ, педагогов-психологов в рамках областного конкурса «Учитель года». Все это способствует росту творческой активности психологов, их профессионализма, активизирует работу администрации образовательных учреждений для деятельности этих специалистов, увеличению интереса учащихся к психологической науке. Именно в последние годы получило свое развитие научное общество учащихся, сегодня они есть в половине территорий области, где проводятся олимпиады по психологии в районах, городах и на областном уровне. Победители имеют право внеконкурсного поступления на факультет психологии ПермГУ. В практику работы школ прочно входят уроки и факультативы по психологии личности, по самовоспитанию и общению. Только в прошедшем учебном году 20 тысяч учащихся получили психологические знания через такие формы обучения по региональным и авторским психологическим программам.

В настоящее время наш психологический факультет преобразуется в Институт психологии в структуре ПермГУ, создается еще одна кафедра – кафедра педагогической психологии и повышения квалификации педагогических работников.

Бронислав ВЯТКИН, заведующий кафедрой практической психологии Пермского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте