Людям старшего поколения хорошо знакома строчка из песни Владимира Мигули: «Самая главная в жизни профессия – быть человеком». И сегодня вряд ли найдется специалист, который подверг бы это утверждение критике. Но так вышло, что довольно продолжительное время фокус отечественных образовательных программ оказался ориентирован преимущественно на познание, оставляя формирование коммуникативных и регуляторных способностей дошкольника в тени учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного образования является создание условий, в которых предметные результаты могут стать материалом для формирования метапредметных навыков, позволяющих ребенку быть субъектом в будущем, обучаясь в настоящем. А ведь именно эти качества и составляют ядро характерных свойств человека!
Сегодня эксперты уверенно говорят о том, что нашим детям предстоит жить в обществе знаний, где особое значение будет иметь творческий труд. В школе №1561 существует общее понимание того, что творческая самореализация возможна для каждого человека, нужно лишь обеспечить условия, чтобы эта возможность у него появилась. Важно уже в раннем возрасте создавать ситуации, в которых дети смогли бы проявить инициативу, почувствовать вкус творческого действия.
Реализация данной задачи возможна в любом виде деятельности. Однако при подготовке досуговых мероприятий и праздничных событий усилия педагогов и наставников приобретают комплексный характер. Праздник мыслится нами как некая форма совместной деятельности всех участников образовательного процесса, которая одновременно является и средством формирования инициативности дошкольников, и результатом взаимодействия участников детского коллектива (команды) на основе принципов организации свободной деятельности.
Так, например, в дошкольных группах школы №1561 стало традицией доверять подготовку танцев к массовым мероприятиям детям подготовительных групп. Подобное участие в жизни детского сада не только обладает особой значимостью для детей (формирует мотив деятельности), но и позволяет им самостоятельно спланировать свою активность, выявить лидеров и определить роли для каждого участника данной инициативы, найти способы решения сложных задач в случае возникновения затруднений. А основной ролью педагога становится при этом сопровождение самостоятельной деятельности детей. Характер реализуемого детьми танца может выступать диагностическим инструментом для определения зон актуального и ближайшего развития дошкольников и стать основанием для построения дальнейшего алгоритма действий педагогического коллектива.
К участию в постановках привлекаются и родители. Так, при планировании выпускного бала в нашем детском саду впервые произошла трансформация роли родителей от простых танцоров до соавторов события: каждая мама стала сказочной феей, детально проработала свой образ, с увлечением определила собственную роль в событии и взяла на себя персональную ответственность за реализацию программы детских действий на волшебных островах страны знаний. Погружение в творчество и вовлеченность в проект стали причиной самостоятельной разработки родителями нарядов и общего оформления музыкального зала по тематике события. Опыт подобной организации работы с родителями кажется нам позитивным, так как позволяет им активно включаться в жизнь образовательной организации в самых разнообразных ее формах.
Украшение помещений детского сада в настоящее время не мыслится нами без участия детей, детская рука способна придать особый колорит любому пространству и видна сразу даже невооруженным глазом. Но более важно для нас в этом то, что процесс создания элементов художественного оформления, декораций, афиш, рекреационных зон позволяет восстановить структуру детской деятельности, наполняет разрозненные формы работы в различных образовательных областях детскими смыслами, придает им системный характер, подчиняя единому замыслу, в формировании которого наши воспитанники принимают самое непосредственное участие.
Важно отметить, что активно используемое нами в настоящее время участие детей в выборе репертуара к образовательным событиям способствует формированию позитивного отношения к процессу освоения вокальных, инструментальных и хореографических композиций и обеспечивает возможность для детей воплощать свой замысел, выстраивая стратегию его реализации, корректно и последовательно отстаивать собственную позицию, совершать выбор и нести ответственность за собственные действия.
Особым педагогическим потенциалом обладают разновозрастные группы, в которых старшие дети делятся своим опытом и становятся наставниками для малышей. В подобных условиях можно полноценно реализовать весь спектр задач дошкольного образования, не прибегая к искусственному моделированию специальных образовательных ситуаций.
Этот круг вопросов, очевидно, выходит за рамки привычной организации рабочего процесса. Да и сам праздник в такой системе координат перестает существовать исключительно в зоне ответственности музыканта, а становится полем для решения разнообразных педагогических задач коллективом специалистов-дошкольников и родителей. И это не является случайным, так как инициативное действие только тогда реализуется в полной мере, когда опирается на общие способности – познавательные, коммуникативные и регуляторные, формирование которых планомерно осуществляется на всех этапах дошкольного образования.
Игорь КЛИМОВ, руководитель проектной педагогической группы школы №1561
Комментарии