search
main
0

От священника Павла до математика Ярлычевой В Мурманске издана “Педагогическая энциклопедия”

Когда я начал разговор с моим героем, зная, что сидит передо мной очень интересный и самобытный ученый и педагог, был уверен, что портрет удастся. Еще до разговора я знал, что Вячеслав Федорович Подгорный первым в Мурманской области организовал межшкольный кабинет правового воспитания, что ежегодно проводил городские юридические олимпиады, что как ученый провел интереснейшие исследования по проблемам формирования нравственно-правового опыта старшеклассников, что он один из первых организаторов областного конкурса “Учитель года”.
Но наш длинный разговор повернулся совсем в другую сторону. Я услышал историю священника Павла Дмитриева, который в начале прошлого века в селе Нотозерском учил саамских детей русской грамоте… Об учительнице Рязановой, сорок лет проработавшей с начала прошлого века в школах Терского района. Она, простая учительница, за свои успехи получила в 1923 году звание Героя Труда… Иван Иванович Артиев родился в семье оленеводов. Служил на Балтийском флоте, участвовал в Кронштадтском мятеже и был выслан после тюрьмы на родину. В 1921 году начинает свой учительский путь: учит детей ненцев Каменного погоста грамоте, плотницкому и столярному делу. Сам смастерил парты, вырезал из дерева буквы.
Марк Эммануилович Израэлит был в тридцатые годы исполняющим обязанности директора первого в Мурманской области вуза – Мурманского учительского института. Ратовал за развитие науки на Севере. В мае 1940 года был арестован и на 5 лет заключен в лагерь в Коми. Там же, в лагере, и умер…
Самоотверженный труд учителей Мурманской области в годы войны государство отметило так: 444 учителя получили правительственные награды.
Много учителей погибли в боях… Но, несмотря на все, военные потери были восполнены. Если в 1947 году на Кольском полуострове работали 1547 учителей, то через 3 года их было уже 1979.
В рассказе Вячеслава Федоровича было множество фамилий учителей, работавших на кольской земле в прошлом веке. Поэтому и портрет, задуманный мной как рассказ об одном человеке, вырос в коллективный портрет учителя за прошедшие сто лет.
Дело в том, что в Мурманске написана и издана замечательная книга “Педагогическая энциклопедия Мурманской области. XX век. История в лицах”.
Поэтому и мой герой, Вячеслав Федорович Подгорный, один из самых самоотверженных ученых, решивший вместе с коллегами посвятить три года жизни созданию этого уникального труда, просто не мог говорить о чем-то другом.
В энциклопедии более тысячи имен. И почти столько же фотографий учителей. Словно смотрит на нас целое столетие, где через судьбы учителей, через их самоотверженный труд складывается портрет страны.

– Тридцать восемь лет я тружусь в педагогике.
– Не наскучило, Вячеслав Федорович?
– Что вы! У меня даже мысль такая никогда в голову не приходила…
– А на Севере давно?
– Да все тридцать восемь лет, сразу после окончания Краснодарского пединститута. Начал с учителя иностранного языка, работал организатором внешкольной работы, потом директорствовал, был заведующим гороно в Мончегорске. Вот уже почти пятнадцать лет преподаю педагогику и психологию в Мурманском пединституте.
– Коллеги удивляются вашей работоспособности. Вы все успеваете: и преподавать, и быть проректором по научно-методической работе и заведующим кафедрой дошкольного и начального образования. И как это вы успели еще и “Педагогическую энциклопедию” создать?
– Спать надо меньше. Я люблю работать по ночам. А когда к нам на Север приходит полярная ночь, наступает самое работоспособное время года. Настольная лампа – так, чтобы совсем низко над столом, книги, бумага, чай с лимоном в стакане. И тишина. Что может быть лучше? Думается в полярную ночь все двадцать четыре часа… Жена говорит: “И когда ты окна заклеишь, ведь холод уже сильный?” “Утром”, – говорю. “Так уже утро!” А я, ей-богу, и не заметил… Теперь насчет энциклопедии. Конечно, такой труд не под силу одному человеку. Тут никаких полярных ночей и дней не хватит. Работал целый творческий коллектив ученых, учителей, руководителей образования. Работа кропотливая, ведь это не просто набор имен и фамилий. Энциклопедия – жанр особый, научно выверенный, исторически точный. Еще раз повторю: если бы не десятки, а может быть, и сотни учителей, директоров, ректоров наших вузов, которые стали добровольными архивистами, краеведами, авторами, этот проект никогда бы не осуществился.
– А как отбирались кандидатуры учителей, имена которых в результате вошли в энциклопедию?
– Во многих школах есть старожилы, проработавшие по многу десятков лет. Есть давно ушедшие на пенсию учителя. Есть пожилые люди, бывшие ученики, которые закончили школу пятьдесят лет назад. Ведь вот что интересно: люди многое и многих забывают из своего детства, а память о первом учителе, о любимом учителе остается в памяти навсегда. Склероз здесь не срабатывает. Есть, наконец, просто государственные архивы, которые сохранили сухие сведения о давно ушедших от нас учителях. Остальные, более интересные факты приходилось искать порой, как следопытам. Вот этим-то в основном и занимались наши добровольные помощники.
– Но ведь, как вы сами только что сказали, энциклопедическая статья – жанр особый.
– Верно. Но поначалу авторы-учителя писали нам длиннющие лирические очерки о своих героях. Пришлось авторов собирать на семинары и объяснять, чем, скажем, отличается энциклопедическая статья от очерка. Но учителя – народ лирический и поддавались обучению в этом плане довольно туго. Распишут тропинку в школу, любовь к детям, а главное – педагогические успехи, маленькие открытия – упускали. Не видно было веяния времени, педагогических задач, которые ставило государство перед образованием.
– И все-таки учителей не напугало, что они пишут энциклопедию?
– Нет. Они скорее были удивлены. Они понимали всю ответственность, которую добровольно взяли на себя. И я думаю, что каждый из учителей, кто стал автором хотя бы одной статьи в нашей энциклопедии, может гордиться этим… Я объясню почему. На днях пришла ко мне учительница из Апатитов, пенсионерка. Слезы у нее на глазах. И говорит: “Жизнь на пенсии для учителя – пора трудная. Сил уже мало осталось, а так хочется в школу, в класс… И тут вдруг узнаю, что вы написали обо мне в энциклопедии… Спасибо вам…” И плачет. Знаете, я и сам чуть не заплакал. Не от умиления, поверьте, от радости, что дал этой старой учительнице пусть маленький, но все же заряд оптимизма… Я подарил ей свой экземпляр энциклопедии.
– А не вспомните, как фамилия этой учительницы.
– Как же, конечно, помню: Калинина Валентина Степановна. Да я всех помню, о ком в энциклопедии написано.
– Неужто обо всех?
– Ну, может, подробности и не расскажу, но фамилии и где трудились наши герои – помню. Даже помню порой, на какой странице о них написано.
– Вспомните, пожалуйста, о Калининой.
– Она двадцать восемь лет проработала в первой школе города Апатиты учительницей физкультуры. Школа благодаря ее огромным усилиям, педагогическим новациям была одной из лучших в области по физвоспитанию. Через спортивные игры, соревнования она воспитывала у ребят чувство коллективизма, ответственности, обязательности. Многие ее ученики поступили в военные училища, а из армии учитель получала от командиров благодарственные письма за хорошую физподготовку курсантов и солдат… Ну как не порадоваться за такого замечательного педагога! Конечно, такой учитель должен попасть на страницы педагогической энциклопедии.
– И страницу помните?
– Помню – 153. Там же еще о Каблучковой Ларисе Николаевне, учителе биологии из 17-й школы города Ковдора. Она более тридцати пяти лет в этой школе, работает по разноуровневым учебным программам. Почти 70 процентов ее учеников имеют уровень знаний выше базового, 18 процентов работают на творческом уровне…
На этой же странице и Галина Алексеевна Калмыкова. В своей школе города Снежногорска работает 27 лет. У нее лучший в городе кабинет физики… Кажется, на этой же странице, к сожалению, уже ушедшая из жизни Раиса Сергеевна Казаринова. Она приехала в нашу область сразу после войны. Была и пионервожатой, и обучала неграмотных рабочих комбината “Печенганикель”. Она стояла у истоков образования нашей области. Не шутка – 49 лет отдала этому трудному делу… Ее наградили орденом “Знак Почета”.
– Ну и память у вас, Вячеслав Федорович, можно позавидовать.
– Это просто профессиональная черта, выработанная годами. Приходишь в новый класс или в новую группу слушателей или студентов – и через два-три урока должен запомнить по именам и фамилиям всех учеников. В этом – уважение и к ученикам. И уважение к своей профессии.
– Ваш творческий коллектив, конечно же, понимал, какую ответственность вы на себя берете. Чтобы создать такую энциклопедию, прекрасно, как я теперь вижу, изданную, нужны не только энтузиазм и кропотливый труд, но и большие деньги. Как вам это удалось?
– Честно скажу, надеялись на спонсоров. Нужно было собрать 250 тысяч рублей. Разослали десятки писем, но никто не откликнулся.
– Как вы думаете, почему?
– Мне кажется, общество утратило материнский инстинкт. Я три года проработал на телефоне доверия, который организовал наш институт усовершенствования. Кто только не звонил – начиная с детей и учителей и кончая пенсионерами. Что только не спрашивали!.. Но если посмотреть в общем, с моей точки зрения как психолога: да, звонивших заботила судьба детства, но очень редко кто-то что-то смог предложить, чтобы исправить положение вещей, отношение общества к детству. Никто не предлагал, все только требовали и ругали. Настрой недоброжелательности, неуважения и нетерпимости. Это должно очень насторожить социальных педагогов и социологов. Может, я и преувеличиваю, но мне кажется, общество не очень озабочено тем, кто придет нам на смену.
– И все-таки где же удалось найти деньги на издание тиражом в тысячу экземпляров, что, в общем-то, достаточно большой для одной области?
– После трехлетних мытарств, когда удалось собрать всего 27 тысяч рублей, мы обратились в нашу областную думу и к губернатору. И там поддержали наш проект. Деньги на издание выделили из областного бюджета.
– Значит, власти понимают уникальность педагогической энциклопедии, понимают, что не хлебом единым жив учитель, что надо поднимать его престиж в обществе?
– Думаю, что это так. По крайней мере очень на это надеюсь.
– Скажите, а большой был первоначальный отсев кандидатур на то, чтобы попасть на страницы энциклопедии?
– Очень большой. Было лобби со стороны директоров школ. Вплоть даже до того, что кто-то заявлял: если вы такую-то учительницу не поместите в энциклопедию, вам не жить в этом поселке.
– Ну и как тогда?
– Мы, то есть составители – я, профессор Виталий Прохорович Манохин, заслуженный учитель Фявзия Акаямовна Гафарова, – не шли на компромиссы в этом вопросе. Если совсем честно – за очень редким исключением.
– А как насчет начальников нынешних? Они не жали?
– И это бывало. Но начальник начальнику рознь. Если действительно он трудился не только начальником всю жизнь, а прошел по ступенькам педагогического труда, оставил свой добрый след в школе, в вузе, техникуме – почему бы и не быть ему на страницах энциклопедии.
– Ну, а попросту блатных в энциклопедии нет?
– Уж совсем блатных – нет. Мы с Манухиным тертые калачи – пришлось, скажем, двоих-троих людей все же поместить на страницы энциклопедии. Они, правда, все же как-то привязаны к системе образования. Но куда денешься, без них и деньги мы бы на наш проект не получили.
– Признаюсь, я не думал, что вы так откровенно ответите на мой трудный вопрос.
– А что тут таить? Я знаю, что в нескольких областях задумали такие энциклопедии. Поэтому и рассказываю все, как есть, чтобы учились на наших ошибках.

Игорь АФАНАСЬЕВ

Фото Михаила КУЗМИНСКОГО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте