search
main
0

От свободной мысли – к свободному обществу. Курс «Мой выбор» живет и побеждает. В том числе на конкурсе педагогов

В последние годы создано немало учебных книг, разработаны авторские программы по гражданско-правовому образованию. Один из наиболее ярких среди них – курс «Мой выбор» и методические пособия к нему. Учителя называют его универсальным инструментом, позволяющим решать многие воспитательные проблемы и прежде всего растить гражданина страны. Курс отличается особой практико-ориентированной методикой. Он готовит ученика к жизни в рыночных условиях, учит его самостоятельно решать ту или иную проблему.

А недавно курс «Мой выбор» поразил уже не ребят и педагогов, а журналистов. Для представителей средств массовой информации был дан открытый урок на тему «Человек свободного общества». Организаторами его стали: Координационный центр программы «Мой выбор», Общественный совет по проблеме подросткового курения, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», «Учительская газета» и Информационно-педагогическое агентство.

Сам урок поручили провести учителю истории и граждановедения брянской школы №24 Татьяне Сидоровой. В прошлом году она стала победителем конкурса «Учитель года России-2002» в номинации «Учитель-воспитатель».

Итак, на этом открытом уроке учениками были журналисты. Татьяна Джоновна ввела их в тему своим небольшим рассказом:

– Что такое человеческая личность? Под личностью мы понимаем человеческий индивид, наделенный волей, стремлениями, взглядами, суждениями, который сталкивается с подобными себе и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениям и ценностям. Человеческая личность соединяет в себе три начала: ОНО, Я и СВЕРХ-Я. ОНО представляет наше тело.

Вспомните, сколько тысячелетий люди привыкали к совместной жизни, какие трудности они испытывали. Они поняли, что очень трудно существовать сообща в одном доме, в одном селении, в одной стране, на одной планете. И сегодня не все проблемы решены в нашем человеческом общежитии. Постепенно, шаг за шагом, эпоха за эпохой, люди научились многому, прежде всего они пришли к необходимости создавать общие правила, законы, которые определяют человеческое поведение. Наше СВЕРХ-Я – это наша общественная сущность, наши нормы, которые управляют нашим поведением. Они не позволяют нам слушать только наше ОНО. В нашем языке есть специальное слово, которое является нравственным тормозом.

Что это за слово? Ученики уже включились. Они следят за мыслью учителя. Они почти готовы к диалогу, и потому тут же отвечают сразу несколько человек: «Совесть».

– Самая интересная и сложная работа, – продолжает Татьяна Джоновна, – происходит в нашем третьем начале – нашем Я. Трудно себя укротить, смирить. Наше тело – ОНО – требует свое. Наша общественная сущность – СВЕРХ-Я – требует соизмерения своих желаний с желаниями других. А что делает наше Я?

Учительница ждет рассуждений своих учеников.

Вот и ответ: «Наше Я тормозит, сопротивляется, оценивает ситуацию, что-то отвергает».

– То есть выбирает, – подсказывает нужный синоним Татьяна Джоновна. – Для любого человека выбирать – очень сложная умственная психологическая деятельность, и особенно для молодежи и подростков, потому что у них нет жизненного опыта. Но это только в том случае, если юный гражданин выбирает сам, а не действует по подсказке взрослых, на которых автоматически и переносит всю ответственность за такой выбор. Но именно наш осознанный выбор и отличает нас от животного мира. Это наша общественная сущность. Поэты, художники часто используют в своем творчестве различные символы. Попробуйте и вы воспользоваться символами и с их помощью изобразить человеческую жизнь. «Ученики» работают группами – за каждым столом по четыре человека. Каждая группа совещается и выбирает свой общий символ. Фантазии журналистам не занимать, поэтому образы получились довольно яркими:

– Это лестница, – решила одна группа, – причем ступени разной высоты и порой довольно скользкие.

– Жизнь человека напоминает дерево. На него обрушиваются разные стихии: бури, ливни, жестокий мороз, иссушающая жара, – и всему этому приходится противостоять, – считает вторая группа.

– Река с бурным течением и порогами. Она то переполняется водой и разливается, то местами пересыхает.

Одобрив предложенные «учениками» образы, Татьяна Джоновна привела свой:

– А мне человеческая жизнь представляется в виде дороги. Она не прямая и гладкая, а местами крутая, со сложными развилками. Впрочем, у каждого человека своя дорога. И когда он оказывается на развилке, то ему обязательно приходится выбирать, по какому пути лучше идти. За многие века человечество выработало определенные ориентиры, которые помогают нам делать свой выбор. Эти ориентиры – наши ценности. А какие у вас жизненные ценности? Попробуем определить с помощью мозгового штурма.

Журналисты перечисляют понятия, которые для них являются наиболее ценными: «семья», «здоровье», «дружба», «образование», «любовь», кто-то наконец называет нравственные ценности: «совесть», «честь». И наконец не без помощи учителя вспоминают, что такое «свобода» и «ответственность». Это необходимые атрибуты демократического общества.

«Класс» получает новое задание. Каждая группа из перечисленных понятий выбирает наиболее важные и располагает их по ранжиру. При этом учитель подчеркивает:

– Очень важно научиться работать в небольших группах, где все равны, все без исключения участвуют в обсуждении, мнение каждого принимается во внимание. Это маленькое сообщество, где нужно уметь договариваться, уметь услышать друг друга, уступить друг другу и в результате прийти к общему согласию, чему, несомненно, должна способствовать толерантность каждого.

Закончен урок. Но беседа продолжается. Только теперь журналисты задают вопросы, а Татьяна Джоновна отвечает – о содержании курса, его особенностях, отношении к нему учителей России. Татьяна Джоновна, которая знакома со многими педагогами страны, работающими по программе «Мой выбор», рассказывает, как любят ученики такие занятия. Педагоги считают, что программа помогает им решать многие воспитательные проблемы.

Главный редактор «Учительской газеты», президент Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование» Петр Положевец подчеркнул, что этот курс учит детей сопротивляться давлению со стороны сверстников, а также тех взрослых, которые предлагают подростку спиртное или сигарету. Если ребенок не научится противостоять этому, то ему будет трудно в жизни. Этот курс заставляет подростка серьезно подумать о последствиях, прежде чем сделать выбор.

На этой встрече присутствовал академик РАО Шалва Амонашвили. По его мнению, курс «Мой выбор» содержит удачную методику, в которой так нуждается современная школа, потому что она учит детей самому главному в жизни – умению выбирать.

Это был открытый урок для журналистов. Все занятия по курсу «Мой выбор» можно назвать открытыми. И не потому, что их могут посещать все желающие, а потому, что на них учителя позволяют ребятам открыто мыслить, открыто высказывать свои суждения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте