В 145-миллионной России в местах лишения свободы и предварительного заключения находится детей больше, чем в 450-миллионной Европе. В общей сложности в системе коррекции поведения детей-правонарушителей цифры приближаются к пятидесяти тысячам.
Комитет за гражданские права выпустил в свет книгу под названием “Подросток и тюрьма”, написанную председателем Комитета за гражданские права, членом Экспертного совета Уполномоченного по правам человека, членом оргкомитета Гражданского форума, автором уже изданных 17 книг по вопросам защиты прав человека А. Бабушкиным и его коллегой сотрудником Совета Федерации, бывшим начальником Икшанской трудовой колонии В. Невским. Эта книга рассказывает, как у нас в стране появилась и развивалась уголовно-исполнительная система в отношении несовершеннолетних.
В книге “Подросток и тюрьма” проводится обзор исторического опыта, рассматривается современное состояние института наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних и содержатся предложения по реформированию детских колоний. Большинство подростков, сидящих в тюрьме (65%), – это мальчики, ограбившие газетный киоск, залезшие на грядку нового русского, уже имевшие условный срок. Эти дети сидят в тюрьме за корыстное преступление ненасильственного характера.
Автор книги А. Бабушкин впервые переступил порог детской колонии в 1993 году. Он не увидел страшных побоев и издевательств, скрытых за кулисами тюремной жизни. Но заметил очень худых, озирающихся людей, которые движутся как механические куклы и не способны четко ответить на вопрос, боясь сказать что-нибудь лишнее и быть жестоко наказанными. Вот каким предстал перед писателем мир осужденных детей.
Работая с этой системой в течение шести лет, авторы пришли к выводу, что система нуждается в серьезном реформировании и изменении целей, ради которых эта система работает. Авторы книги приводят рекомендации, которые, с их точки зрения, могут повлиять на улучшение ситуации в детских колониях. Основным видом работы с правонарушителем должна стать социальная работа – помощь этим людям в адаптации. Освобожденные заключенные не в состоянии справиться с обрушившимся на них грузом социальных проблем. Их агрессивное поведение – это чаще всего не следствие их преступных криминальных убеждений, а следствие их сложной социализации. В современных колониях не существует должности социального работника.
Авторы считают необходимым прекратить оперативные работы в колониях. Это приводит к тому, что заключенный “наушничает” и доносит в оперативную часть, либо он ломается, разрушается как личность и все его собственные убеждения оказываются растоптанными. Такой ребенок выходит из колонии человеком без убеждений и способен на что угодно.
С 1999 года колонии Московской области закрылись для посещения общественных организаций. В связи с этим исчезла возможность помогать детям, сиротам, тем, кто хочет выйти из тюрьмы и стать нормальным человеком, поступить в институт, устроиться на работу и т.д. Освободившиеся несовершеннолетние, как правило, не в состоянии устроиться на работу, в школу или получить место в общежитии.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что тяжелое положение с преступностью и правонарушениями подростков не изменится к лучшему, если резерв спасения психического и физического здоровья детей, склонных к отклоняющемуся поведению, будет состоять в расширении карательных мер, и как следствие – исправительных учреждений. В этой связи решение проблем социальной реабилитации подростков предполагает выбор своевременных предупредительных, а не исправительных мер, создание для этих целей структур, способных сглаживать и снимать любые осложнения в развитии ребенка, будь то умственное, нравственное или психическое.
Ольга СКАСЫРСКАЯ
Комментарии