23 Февраля – самое время, чтобы поговорить о количестве мужчин в наших школах. Увы, их, к сожалению, по-прежнему мало, потому к каждому особое внимание и большое уважение. Более того, некоторые мудрые женщины-директора растят своих будущих учителей-мужчин начиная со школьной скамьи. У него, девятиклассника, еще и в мыслях нет намека на преподавательскую профессию, а директор нет-нет, да и выскажет ему комплимент: «Как хорошо ты разбираешься в компьютерах, каждому подскажешь, поможешь. Ну настоящий учитель растет!..»
В школе №3 поселка городского типа Анна Воронежской области в педколлективе около тридцати человек, из них мужчин шестеро. Игорь Владимирович Натаров третий год преподает в школе информатику, а когда-то учился здесь с первого по одиннадцатый класс. В те годы о профессии педагога даже не мечтал. Любил информатику, неплохо разбирался в компьютерах, поэтому учителя и ровесники часто обращались к нему за помощью. А получив ее, говорили, что ему обязательно надо быть учителем: «Хорошо объясняешь, все понятно!» Вот только он долгое время думал, что учить детей – не его и для такой профессии он не годится.После школы поступил в Воронежский институт высоких технологий на специальность «программист», а после получения диплома устроился инженером на Аннинский спиртзавод. Когда знакомые узнавали, где он работает, без смеха не обходилось: «Хорошее место для настоящего мужчины!» Игорь и сам пошутить не прочь, однако через два года решил сменить место работы – зарплата нагрузке не соответствовала. Попросился в родную школу инженером на подработку и летом чинил компьютеры на полставки. Вот тут-то, перед самым сентябрем, его и попросили подменить учительницу информатики, которая срочно переезжала в другой город. Сказали временно, пока не найдут основательную замену. На тот момент, в 2014 году, можно было работать в школе без педагогического образования, но по специальности. Коллеги пообещали помочь разобраться в документах, что не так, подсказывали, на все вопросы отвечали. А директор школы Елена Азовская не только подбадривала, но и постаралась создать для молодого специалиста достойные материальные условия. В общем, пару месяцев Игорь просто замещал, а потом понял, что хочет остаться здесь работать насовсем.- Затянуло общение с детьми, понравилось с ними что-то обсуждать, придумывать вместе, – рассказывает Игорь Владимирович. – Мы стали участвовать в соревнованиях, и я понял, что это мое, что на этой работе мне хорошо.Когда решение принял окончательно, начал действовать серьезно: прошел курсы повышения квалификации, а потом приехал на Школу молодого педагога. Это был первый трехдневный обучающий семинар для молодых учителей области, организованный Воронежским обкомом Профсоюза работников народного образования и науки. Газета «Мой профсоюз» уже дважды рассказывала об этом сборе, а в конце марта нынешнего года он пройдет в Воронеже уже в третий раз.- Для меня, человека, который никогда в подобной среде не был, увидеть столько молодых педагогов со всей области было огромным потрясением! – говорит Игорь. – Потрясением в хорошем смысле, потому что мы общались, делились своими мыслями, постоянно говорили о школе и детях. Все это еще сильнее погрузило меня в педагогическую профессию. Мне это нравилось все больше и больше…Вот тогда он решил, что надо обязательно получить педагогическое образование, и поступил на курсы переподготовки в Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета. Недавно, как раз перед новогодними праздниками, Игорь Владимирович стал квалифицированным педагогом, и сегодня у него два высших образования – педагогическое и инженерное.А Школа молодого педагога по-прежнему остается для него знаковым событием: на второй сбор в 2016 году Игоря Натарова пригласили уже как куратора группы. Новое приглашение на третий сбор он тоже уже получил.Сегодня Игорь Владимирович ведет информатику во всех классах с пятого по девятый, по три класса в каждой параллели. В районном поселке Анна все старшеклассники обучаются в Аннинской школе с углубленным изучением отдельных предметов, а остальные школы поселка сделали девятилетними. Но в школе №3 и сейчас около 600 учеников, она как и раньше остается на хорошем уровне, ребята побеждают в спартакиадах, олимпиадах, участвуют в различных соревнованиях.Нагрузка у Игоря приличная, около 24 часов в неделю, обязанности инженера и системного администратора он тоже не оставляет, обслуживает все школьные компьютеры. Четыре часа в неделю занимается внеурочной деятельностью, ведет кружок «Лего» и кружок видеосъемки. Дополнительно готовит ребят к ГИА, вечерами решает с ними задачи. В школе он с восьми утра до четырех-пяти вечера. Говорит, что очень доволен своей работой! Интересно не только вести уроки, но и заниматься с детьми дополнительно. Например, сейчас очень популярными стали соревнования роботов, и Игорь со своими учениками тоже решили тренироваться и развиваться в этом направлении. Сначала создали свою школьную команду, а потом предложили администрации провести на базе школы районные соревнования. Назвали их «Битва роботов»: участвовали шесть школ и 12 команд. Главными своими помощниками в таком серьезном деле Игорь Владимирович считает не только директора школы, но и ее заместителей и своих коллег-учителей Татьяну Ивановну Ходякову, Ольгу Юрьевну Филиппову и Ларису Васильевну Сыщук.Игорь говорит, что его личный опыт опровергает два стереотипа. Первый – сложно работать в школе, в которой сам учился. Ему было не только легко прийти в свою школу на временную работу, но и остаться там надолго. Второе утверждение: трудно работать в женском коллективе.- Я чувствую себя комфортно, – говорит Игорь. – Со всеми общаемся на равных, несмотря на то что когда-то мои коллеги были моими учителями. Теперь и я их могу чему-то научить в своей области, и они мне тоже могут дать совет. У нас в школе очень хорошая атмосфера, нам приятно общаться друг с другом не только в рабочей обстановке, мы можем во время обеда собраться попить чаю, поговорить о школе, что-то обсудить.Конечно, я не могла не спросить его, 27‑летнего мужчину, о карьерном росте: возможен ли он в современной школе? Говорит, что да, конечно, если человек себя проявляет, его заметят: в современной школе не имеет особого значения, женщина или мужчина претендует на ту или иную должность – все зависит от профессионализма и личных качеств. Учитель может дорасти до завуча, затем до директора, и это тоже интересно. В школах сейчас уже более 40% педагогов предпенсионного возраста, поэтому смену надо готовить.Вообще Игорь Владимирович – человек основательный, женат, супруга работает бухгалтером в другой школе. Дети пока в планах, но будущие родители уже взяли ипотеку и купили дом здесь же, в Анне: «Я любитель закрепиться и не мотаться по районам и городам. Считаю, что родное гнездо лучше всего: где родился, там пригодился. И в школе у меня хорошая поддержка в материальном плане, кроме зарплаты есть льготы и надбавка как молодому специалисту».С другой стороны, Игорь считает, что основательность и постоянство нисколько не мешают желанию разнообразить свою деятельность. Застаиваться в работе он не любит. А современная школа оказалась как раз таким местом, где все изменяется! То ФГОСы ввели, то соревнования надо проводить, то выпускники ушли, а новый класс пришел – ко всему приходится приспосабливаться и получать новые знания. Образование привыкли считать консервативной средой, но сегодня эта среда значительно изменилась: большое поле для творчества, много дополнительных занятий, поездок и путешествий с детьми.К сожалению, без трудностей не обходится. К примеру, на 600 учеников в их школе всего три робота! Трудно проводить соревнования. Игорь Владимирович очень надеется, что найдутся желающие помочь их школьному лего-кружку с оборудованием.Не могли мы не поговорить и на главную учительскую тему – о детях:- Я вспоминаю, какими мы были, – говорит Игорь, – и понимаю, что дети мало изменились. Находим общий язык и стараемся взаимодействовать. Мой предмет в принципе усваивают, не могу сказать про другие дисциплины, но компьютер им сейчас очень близок, это современно. И я стараюсь находить новые методы, чтобы уроки проходили более разнообразно и нравились детям.Бывает, что класс в самом начале оказывается не в настроении, говорят, что учиться устали и не хочется. Что делать учителю? Игорь Владимирович своих учеников поддерживает: «Хорошо, давайте не будет учиться, а немного поиграем». На игру соглашаются, и уже через несколько минут в ней участвует весь класс. А когда в конце занятия «внезапно» осененные идеей дети сами озвучивают тему урока, улыбаться начинают все: «Оказывается, мы тему новую изучали, а думали, что играем!..»Натаров ставит перед собой задачу не только научить ребенка добывать знания, но и вытащить его из социальных сетей, в которых есть опасные группы, старается привлечь ребят к ресурсам с полезным наполнением:- Например, я прошу их почаще заходить на Дневник.ру. У меня есть тесты, которые можно заполнить на этом сайте, я даю такое задание и прошу ребят выполнить его и отправить мне для проверки. А заодно учитель говорит, что в других очень популярных сетях почти не бывает, поэтому если ребята хотят с ним пообщаться, сделать это можно только на одном ресурсе, безопасном и наиболее полезном для детей.Недавно одна из учениц поблагодарила своего учителя в соцсети. Училась у Игоря Владимировича в пятом классе, а в шестом переехала в Воронеж, пошла в новую школу и там смогла попасть в команду ребят, которые занимаются разработкой сайтов для школы и создают компьютерные игры. Учителю огромное спасибо за то, что оставался с ней после уроков, показывал, как работать в графических программах и создавать сайты. Еще один случай: в прошлом году во всем районе у выпускников-девятиклассников была только одна пятерка по информатике на ГИА, эту оценку получил ученик Натарова. Пришел к учителю радостный, довольный, говорил спасибо! «Это и есть высшая благодарность для учителя», – считает Игорь Владимирович.Воронежская область
Комментарии