Когда дочь окончила девятый класс, мы организовали малый педсовет: моя мама Нина Николаевна Пирогова, учитель с 38-летним стажем, я, учитель с 16-летним стажем, и Ася. На повестке дня стоял один вопрос – выбор будущей профессии. Предоставив Асе полную свободу, мы ограничили ее только в одном: в нашем роду учителей уже достаточно! Сложили наши 38 и 16, да еще 41 год моей бабушки Елены Яковлевны Пироговой, да 40 лет сестры бабушки, да 33 года моей тети!
Вышло у нас 168 лет семейного педагогического стажа, сотни бессонных ночей перед открытыми уроками, тысячи проверенных тетрадей… Припомнили постоянные мысли о работе даже во время мытья посуды на кухне. Ну уж нет, хватит! Ребенка своего в это не пустим! С таким решением мы благополучно жили в полном мире и согласии до тех пор, пока не случился у нас в лицее день самоуправления.Это был традиционный ежегодный день самоуправления, когда учителя и старшеклассники меняются местами. И моя дочь решила себя попробовать в качестве учителя английского языка.Класс выбрала третий, несколько раз встречалась с их учителем английского языка. Выяснила, какой материал надо изучить, придумала, как связать все этапы урока, какой будет сюжет. В тот день дочь вернулась из школы намного позже обычного: ребята проводили анкетирование, мониторинг (сравнивали с прошлым годом), классные часы, педсовет и еще много всего, из чего состоят учительские будни. Вы бы видели и слышали ее! Неописуемый восторг, радость, удивление от самой себя, восхищение детьми! Такое же случилось и со мною когда-то… Мы с дочерью отправились к моей маме, на пенсии все так же живущей школьными делами, и весь вечер проговорили о школе, рассматривая фотографии, вырезки из газет, письма учеников мамы и бабушки. Ася рассказывала нам то о детях, то об уроке, то о своих ощущениях… У нас с мамой наворачивались слезы умиления, и мы понимали, что план «по спасению ребенка от педагогики» терпит крах. Мы пропутешествовали с чудо-одуванчиком по волшебному лесу урока от начала до конца. Как были счастливы дети, когда в самом начале урока Анастасия Игоревна (наша Ася) объявила, что пришла не одна, а с волшебным заколдованным одуванчиком! И если дети захотят помочь расколдовать его, то им надо выполнить задания лесного жителя. И тогда случится чудо – распустится и одуванчик, и его друзья – лесные цветы. Накануне весь вечер Ася вырезала для каждого ученика цветок из тонкой цветной бумаги. Дело нехитрое, а сколько неописуемой радости и восторга детям принесли распустившиеся на их глазах цветы! Мы, взрослые, понимаем, что это просто закон физики, сила тяжести, когда у заготовленных бумажных бутонов, намокая, один за другим раскрываются на воде лепестки, превращая бутон в полноценный цветок. (Попробуйте сами сделать это чудо со своими детьми. Ощущение восторга гарантировано всем!) Представьте, каждый ребенок кладет себе на ладошку бутон и подходит к подносу, наполненному водой. Загадывает свое желание и затем (не дыша – раскроется или нет) опускает свой бутон на воду. О чудо! Цветок оживает! Еще долго дети не могут отойти от «цветущего озерца». Потом мы с мамой услышали и про ослика, потерявшего хвост и нашедшего его во время физминутки, и про многое другое. «Представляете! – восторгалась Ася. – Когда мы с подружкой после уроков шли домой, мои дети попрощались: «До свидания, Анастасия Игоревна! До свидания, Полина! Так странно, правда?!»Мы с мамой смотрели на нашу Асю, и каждая вспоминала свое. Как будто только вчера я окончила иняз Орловского пединститута и вернулась в свою родную Хомутовскую школу, где всю жизнь проработала моя мама. Помню, как я давала свой первый открытый урок, на который пришли мои учителя. Но не было главного человека, мнение которого я ценю всю свою жизнь, – моей мамы. Тогда я сама попросила ее об этом, хотела быть самостоятельной, чтобы самой добиться и уважения коллег, учеников, их родителей, и признания моей состоятельности как учителя. Очень боялась, что кто-то подумает, что у меня все это из-за заслуженного непререкаемого авторитета моей мамы. (По мнению методистов Новодеревеньковского роно, список лучших учителей начальных классов района возглавляют мои бабушка и мама.)Как же сейчас я узнаю себя в своей дочери! Ведь не случайно она выбрала параллель третьих классов для своего урока. Это единственная параллель со 2-го по 11-й класс, где я, как учитель английского языка, не работаю. Думаю, лучше всего нас поймут дети учителей… …На следующий день дочь уже искала информацию в Интернете о пединституте и говорила, что если все дети такие же замечательные, как ее 3-й «Б», то школа – это то, что надо! Вот и думай после этого: может, он, и правда, есть, этот учительский ген?! Татьяна ЗИМИНА, учитель английского языка лицея №5, Мценск, Орловская область
Комментарии