16 мая в России наступил час ЕГЭ. В десять утра по местному времени в субъектах РФ начался единый госэкзамен по иностранным языкам, информатике и информационно-коммуникационным технологиям. «Июньская волна» ЕГЭ завершится 11 числа, и уже спустя неделю школы будут вручать своим выпускникам свидетельства с результатами сдачи этого испытания. Как удается за столь небольшой срок подготовить итоговые документы для всех участников экзаменационного марафона? Что происходит от старта до финиша на «технической кухне» ЕГЭ? И как конкретно обеспечивается технологический процесс сдачи экзамена, который с 2009 года станет обязательным на всей территории нашей страны? Представляя мнения экспертов из разных регионов, мы поговорим об этом на страницах газеты и нашем сайте.
Сегодня на территории России ЕГЭ проводят по разным технологиям, самые известные из которых созданы Федеральным центром тестирования (ФЦТ) и компанией КРОК.
«Каждый год в период эксперимента на основании заявки субъект РФ имел возможность выбирать конкретную технологию, если необходимо, может заказать обучение сразу по двум, протестировать и сделать окончательный выбор. Так сделали, например, в Иркутской и Калужской областях, – говорит заместитель начальника Управления контроля и оценки качества Рособрнадзора Валерий СИЛЬВЕСТРОВ. – Чем конкретно одна технология отличается от другой? По ФЦТ централизованный тираж бланков для ответов ЕГЭ и сборка индивидуальных пакетов с контрольными измерительными материалами (КИМами) происходит на федеральном уровне, затем поступает в субъекты, где эти пакеты вскрываются в аудиториях, где проводится госэкзамен в присутствии учащихся. Технология КРОК перенесла процесс тиражирования бланков на региональный уровень, что удешевляет процедуру и экономит время. По окончании ЕГЭ здесь, в отличие от технологии ФЦТ, не происходит ручного пересчета бланков. Пакет просто сканируется, определяется комплектность поступивших материалов, что особенно важно для крупных регионов, таких, как Москва, где проверять и пересчитывать надо больше 70 тысяч бланков. Есть и третья технология, исключающая даже бумажный вариант бланков ответов ЕГЭ, так как на все вопросы человек отвечает на компьютере. Но учитывая, что обеспечить одномоментный доступ к технике для всех участников экзамена пока затруднительно, да и уровень владения ИКТ в разных регионах, сельских и городских школах не однороден, эта технология используется только на отдельных экзаменах, например, на информатике во время вступительных экзаменов в вузы в Санкт-Петербурге. Надо сказать, что с каждым годом обе основные технологии развиваются и совершенствуются. Еще в прошлом году по ФЦТ предусматривалась ручная сборка индивидуальных пакетов, теперь процесс автоматизирован, как изначально было по КРОК».
У каждой технологии есть свои сильные стороны. Вот какие мнения высказали эксперты из регионов.
Олег ПЕРМЯКОВ, директор Томского областного Центра оценки качества образования, кандидат технических наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Томского политехнического университета:
– В Томске эксперимент с единым государственным экзаменом начался в 2002 году. Несмотря на то, что ЕГЭ проводится в рамках федеральной программы, основное финансирование проекта в каждом регионе идет за счет местного бюджета. Поэтому региональные власти независимы при выборе системы, необходимо лишь, чтобы используемая технология была одобрена на федеральном уровне.
В Томской области изначально использовалась технология Федерального центра тестирования, разработка компании ABBYY. Однако через некоторое время ее заменили на АИС «Экзамен», поскольку признали эту систему более полезной региону, менее затратной и более удобной в эксплуатации. Так называемая «бланковая система», разработанная Федеральным центром, предусматривает минимальное участие регионов в процессе организации тестирования. Даже тиражирование бумажных бланков и упаковка их в пакеты осуществляется в Москве сотрудниками ФЦТ. В регионе производится лишь первичная обработка экзаменационных материалов – сканирование, распознавание, верификация. Проведение тестирования, аналогичного ЕГЭ, в регионе невозможно без участия ФЦТ. Вторая система – АИС «Экзамен», разработка ЗАО «КРОК инкорпорейтед» – позволяет регионам автоматизировать «на месте» как обработку бланков, так и все основные процессы, включая планирование экзаменов, тиражирование материалов и анализ результатов. Все это позволяет, в частности, проводить различные контрольные исследования по схемам ЕГЭ в любое время и в любом учебном учреждении. Приобретая АИС «Экзамен» однажды, регионы могут использовать ее не только для проведения ЕГЭ, но и для регулярного тестирования учащихся в ходе учебного года. Это дает возможность получать обширные статистические данные и отслеживать изменения в текущих показателях качества образования региона.
АИС «Экзамен» обеспечивает необходимый уровень защиты от несанкционированного доступа. Основной принцип работы системы – максимальное исключение влияния человеческого фактора на результаты обработки материалов экзаменов. Все операторы АИС «Экзамен» и эксперты предметной комиссии работают с обезличенными бланками, распределение вариантов КИМ осуществляется системой без участия человека. Повышается оперативность обработки материалов ЕГЭ, поскольку полностью автоматизирован технологический цикл проведения единого государственного экзамена, включая сбор и выверку региональной базы данных, планирование экзаменов, печать экзаменационных комплектов и инструктивных материалов, обработку обезличенных бланков ответов, даже работу предметной и конфликтной комиссий. Это не только исключает возможность влияния представителей школ на итоги и упрощает возможность общественного контроля, но и уменьшает штат сотрудников, которые работают с экзаменационными работами.
Евгений ТУЛЬЦЕВ, начальник Управления офисных технологий Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и руководитель Регионального центра обработки информации ЕГЭ Новгородской области:
– В Новгородской области традиционно применяют технологию ФЦТ при проведении ЕГЭ. Она изначально разрабатывалась исключительно для ЕГЭ, более проста в использовании и не требует дополнительной подготовки исполнителей на местах.
Однако КРОКовский продукт очень хорош для стратегических целей, для регионов, которые собираются на нем выстраивать всю свою систему в комплексе, когда, например, АИС «Экзамен» используют и вузы. Я знаю, что в Томске, Санкт-Петербурге по этой причине активно применяют разработку КРОК.
Юлия ЕГОРОВА, заместитель директора регионального Центра оценки качества образования и информационных технологий, Санкт-Петербург:
– Так сложилось, что в Санкт-Петербурге, в Москве и в ряде других регионов Российской Федерации для подготовки, проведения и обработки результатов единого государственного экзамена используется автоматизированная информационная система «Экзамен». Начиная с 2004 года ЕГЭ в
Санкт-Петербурге проходит успешно. С помощью АИС «Экзамен» эффективно реализуются все этапы подготовки, проведения и обработки результатов ЕГЭ. Кроме того, данная система, являясь многофункциональной, позволяет проводить различные мониторинговые исследования на региональном уровне.
Сергей ЛАНДСБЕРГ, директор регионального Центра обработки результатов ЕГЭ и мониторинга образования Воронежской области:
– Для обработки результатов ЕГЭ в Воронежской области используются технологии Федерального центра тестирования, с которым мы работаем уже пять лет. Конечно, это сложная технологическая информационная система, и охарактеризовать ее одним словом невозможно. Есть как свои плюсы, так и минусы. Если говорить о прошлом 2007 годе, то, в принципе, серьезных сбоев с программным обеспечением у нас не было. Система отрабатывалась нормально. В отличие от технологии КРОК, при которой некоторые процессы осуществляются в регионах, Центр тестирования все делает через Москву. Например, свидетельства с результатами ЕГЭ, которые мы выдаем детям по окончании экзаменов, делаются в Центре тестирования и высылаются нам. Иногда бывали задержки, в основном из-за ошибок в свидетельствах. Понятно, что когда в одну только область надо выслать около 20 тысяч свидетельств, ошибки неизбежны: или букву в фамилии пропустят, или цифры в паспорте перепутают. Такой бланк приходится менять, как раз тут-то и получаются задержки. Мы по электронной почте высылаем просьбу переделать неверные свидетельства, а исправленный вариант нам высылают обычной почтой. К сожалению, почта из столицы до Воронежа идет не меньше недели. И если ребенку надо сдавать вступительные экзамены раньше, возникают неудобства – свидетельства на руках нет. По большому счету, это не проблема, потому что есть федеральная база результатов (она достоверна и защищена), и любой вуз может увидеть там результаты ЕГЭ. А свидетельство абитуриент досдает потом. Тем не менее, вопросы возникали. Но с этого года вводятся новые правила, и мы печатаем свидетельства у себя в регионе. Это позволит исправлять ошибки быстрее и выдавать документы вовремя.
Что касается заполнения бланков, существенных изменений нет, но в этом году по всем экзаменам добавился дополнительный бланк. В прошлом году дети жаловались, что не хватало места для ответа в части С, бланк формата А-4 оказался маловат. Были предметы с листами формата А-3, но это уже у нас вызывало сложности, потому что такой лист дольше обрабатывать. В этом году на каждый экзамен прилагается дополнительный бланк для задания С, и если ребенок полностью заполнил свой основной бланк, он может взять дополнительный. Но это при условии, что первый бланк заполнен полностью! Если ребенок его не заполнил, а взялся за второй, или сразу начал со второго, то задание не засчитывается.
С добавочными бланками есть одна сложность: в него с главного бланка нужно переписывать 13-значный номер. На мой взгляд, технологически это не оправдано. И это подтверждает пробный экзамен, который в этом году мы уже провели. При переписывании номера возникают ошибки, причем достаточно часто.
Поэтому хотелось бы обратиться к учителям, присутствующим на ЕГЭ: обратите свое внимание и внимание детей на этот момент.
Николай СТЕПЧЕНКОВ, руководитель регионального Центра обработки информации Московской области:
– Наш центр занимается организационно-технологическим сопровождением Единого государственного экзамена. Пятый год Московская область использует Автоматизированную информационную систему «Экзамен» (АИС «Экзамен») компании ЗАО «КРОК инкорпорейтед», которая особенно удобна для применения в случае участия в экзамене большого количества участников ЕГЭ. Данная система отличается высокой оперативностью обработки материалов ЕГЭ.
Система эффективно функционирует и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в ряде других регионов Российской Федерации.
Разработчики АИС «Экзамен» на протяжении всех лет оперативно и грамотно модернизировали программное обеспечение, исходя из нужд и потребностей регионов. В Санкт-Петербурге используют данную технологию для участия в едином государственном экзамене детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении нескольких лет. АИС «Экзамен» используется для оценки качества образования не только для выпускников 11-х классов, но для учащихся других параллелей.
На основании нашего опыта можно было бы отметить ее сильные стороны как минимум по трем параметрам: во-первых – она удобна для учащихся, во-вторых – оптимальна в технологическом сопровождении и, в-третьих, что очень важно, имеет аналитическую составляющую, позволяющую проводить подробный анализ результатов единого государственного экзамена.
АИС «Экзамен» предусматривает использование именных бланков ответов учащихся. Выпускникам не надо тратить время, внимание, нервные клетки на правильное вписывание своих персональных данных в бланки ответов, а можно просто сосредоточиться на самой работе, что психологически немаловажно.
Технологическое сопровождение с помощью АИС «Экзамен» менее затратное, чем при использовании соответствующей технологии Федерального центра тестирования (ФЦТ), т.е. требуется меньшее количество аппаратных средств, привлекается меньшее количество специалистов, затрачивается меньше времени на обработку информации,
И еще одна актуальная тема. На мой взгляд, очень важна аналитическая составляющая АИС «Экзамен». Система позволяет региональному органу управления образованием получать, обрабатывать и анализировать статистические данные, как итог – корректировать управленческую деятельность с целью повышения качества образования.
Так, детальный анализ результатов ЕГЭ, проведенного в Московской области в 2007 году по девяти предметам, дал возможность:
– оценить уровень подготовки и степень овладения выпускниками содержанием учебных предметов;
– выявить тенденции в состоянии общего образования по отдельным предметам и определить направления совершенствования образовательного процесса, его учебно-методического обеспечения;
– обратить внимание на необходимость изменения системы работы образовательных учреждений при подготовке выпускников к проведению государственной (итоговой) аттестации;
– расширить спектр информационного обеспечения образовательных учреждений в процессе подготовки к ЕГЭ.
Программное обеспечение АИС «Экзамен» позволяет провести анализ результатов ЕГЭ в зависимости от различных факторов, в том числе: зависимости тестового балла от количества часов изучения данного предмета в неделю, от вида образовательного учреждения, от квалификационной категории учителя и от учебника, по которому учился ребенок.
В педагогическом сообществе сложилось устойчивое мнение: чтобы нормально сдать экзамен, детей надо заранее готовить, а точнее, «натаскивать к ЕГЭ». Мы пытаемся этого избежать через изменения в системе повышения квалификации педагогических кадров, основанной на аналитической деятельности.
Например, в прошлом году русский язык в Московской области сдавали более 48 тысяч человек; это более чем 90 процентов выпускников. С такой репрезентативностью с данным программным обеспечением мы можем делать выводы: какие темы учебной программы освоены лучше, какие явно «хромают». Такую работу мы ведем уже на протяжении трех лет. Все результаты обрабатываются РЦОИ совместно с Педагогической академией последипломного образования Московской области. На основании аналитических отчетов выстраивается методическая работа с учителями-предметниками, корректируется почасовая нагрузка, оптимизируется образовательный процесс.
Теперь отвлечемся немного от преимуществ той или иной технологической схемы. Немаловажный вопрос – дальнейшее развитие системы как таковой, совершенствование алгоритма организации и проведения ЕГЭ в целом. Думается, не следует рассматривать в качестве антиподов технологии ЗАО «КРОК инкорпорейтед» и Федерального центра тестирования. Существуют положительные элементы и в одной и в другой системе, и они могут эффективно сосуществовать. И вовсе не обязательно их противопоставлять. А право выбора той или иной технологии необходимо оставлять за регионами!
В Рособрнадзоре пока не дают окончательной информации о том, что произойдет на организационно-технологическом поле в 2009 году. Возможно, останутся обе технологии, что, как показывает практика, является хорошим стимулом для совершенствования процедуры. Либо регионам придется, принимая единый экзамен, перейти и к единой технологии. В регионах, где уже несколько лет успешно используется технология КРОК, беспокоятся, что продукт ФЦТ не сможет справиться с объемами масштабов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области. В регионах ФЦТ опасаются, что программный продукт КРОК, предполагающий не частичное, а полное автоматизирование процесса, окажется сложным для работы. По каким критериям в итоге выберут лидера, сказать сложно. Вопрос пока остается открытым.
Комментарии