Много лет в Северном округе работает музыкально-хоровая школа «Радость», которую создала и которой руководит заслуженная артистка России, лауреат президентской премии в области образования, премии мэрии Москвы, премии Московской городской Думы, конкурсов «Грант Москвы», заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, лауреат международных конкурсов, обладатель медали преподобного Сергия Радонежского, член президиума Московского музыкального общества, директор Московского международного детско-юношеского хорового фестиваля «Звучит Москва», куратор вокально-хорового жанра Департамента образования, главный дирижер Большого сводного хора московских школьников Татьяна Жданова.
Музыкально-хоровая школа «Радость» была создана в 1980 году. Все начиналось с небольшого вокального кружка, а сегодня в школе учатся 4 тысячи детей по художественно-эстетическому, культурологическому, социально-педагогическому, военно-патриотическому направлениям. В школе восемь отделений. Дошкольники обучаются в школе раннего развития «Малышок», учащиеся 1-9-х классов получают начальное музыкальное образование на пяти отделениях школы (по выбору): вокально-хоровом, народно-оркестровом, фольклорном, хореографическом, общего музыкально-эстетического воспитания, старшеклассники – раннюю профориентацию в Музыкально-педагогическом лицее школы. В школе есть также отдел эстетического воспитания.
Учащиеся школы имеют возможность обучаться на одном или двух из 16 музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, домра, балалайка, баян, аккордеон, флейта, кларнет, труба, саксофон, орган, ударные, рожки, жалейки, гитара, синтезатор).
Школа видит своей целью приобщение молодого поколения к богатым традициям мировой художественной культуры и музыкально-эстетическое образование рассматривает как средство формирования общей культуры, нравственных качеств и творческого мышления современной молодежи.
Эту задачу помогают решать три школьных музея (музыкально-литературно-художественный исторический музей Великой Отечественной войны «А музы не молчат!», музей истории Музыкально-хоровой школы «Радость», музей народного творчества, быта и традиций), школьная газета «Радость», детская филармония, целевые программы «Одаренные дети», «Чтение – основа культуры личности», «Познавательные возможности досуговой деятельности» и др. В школе работают кабинеты психолога, логопеда, для учащихся открыты игровая комната и кабинет самоподготовки, читальный зал, комната отдыха.
Гордость школы – ее концертные коллективы (хоры, оркестр русских народных инструментов, фольклорные и хореографические ансамбли), которые с успехом выступают на самых престижных сценах Москвы (Большой Кремлевский дворец, Международный Дом музыки, Большой и Рахманиновский залы Московской консерватории, Зал церковных соборов храма Христа Спасителя.), побывали на гастролях более чем в 30 странах мира и более чем в 40 городах России.
Концертные коллективы школы – лауреаты международных, российских, московских конкурсов и фестивалей, обладатели Гран-при и золотых дипломов (более 200 лауреатских дипломов ежегодно).
Музыкально-хоровая школа «Радость» курирует три жанра в рамках окружного фестиваля «Северные созвездия» (вокально-хоровой, инструментальный и фольклорный) и стала ведущим учреждением в области вокально-хорового жанра в Москве, организует конкурсы, смотры, певческие праздники, в том числе Московский международный детско-юношеский хоровой фестиваль «Звучит Москва», координирует выступления Большого сводного хора московских школьников, издает репертуарные сборники и методические материалы, проводит хоровые мастерские, конференции, семинары и открытые уроки.
В школе работает уникальный педагогический коллектив, в составе которого 6 профессоров, 6 доцентов, 9 докторов и кандидатов педагогических наук, два известных московских композитора, 6 заслуженных артистов, более 10 лауреатов международных конкурсов, 2 заслуженных работника культуры, 12 почетных работников общего образования и отличников народного просвещения, специалисты с большим научно-методическим и практическим опытом. Школа привлекает к работе и талантливых молодых специалистов-энтузиастов. Молодые педагоги успешно занимаются не только практической, но и общественной, просветительской, методической работой, участвуют в различных педагогических конкурсах и получают заслуженные награды.
Музыкально-хоровая школа «Радость» – лауреат II Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования как «Лучшая школа России».
Татьяна ЖДАНОВА, директор музыкально-хоровой школы «Радость»:
«Музыкальное искусство не просто досуг, а феномен художественного мировосприятия»
Музыкально-эстетическая культура помогает культурному, гражданскому, профессиональному самоопределению и социальной адаптации подрастающего поколения. Эта сфера образования будто бы специально предназначена для решения множества взаимосвязанных проблем воспитания в современном обществе, предлагая основанную на вековых традициях, проверенную временем пролонгированную образовательную среду.
В течение многих лет в школе формировалось образовательное пространство, возможно, более благоприятное для самореализации учащегося в разных областях художественной творческой деятельности. Условием такой самореализации выступает взаимодействие культурной традиции, личности учащегося и внешней социальной среды. Образовательный процесс, сориентированный на индивидуальные способности каждого учащегося, должен строиться таким образом, чтобы личность ученика оказывалась в центре этой структуры, а не на периферии.
В МХШ «Радость» сформирована уникальная образовательная среда, обеспечивающая взаимодействие культурной традиции и условий социальной адаптации учащихся (см. схему 1).
Взаимодействие учащегося и культурной традиции, где школа – посредник – это собственно учебный процесс, а вот на обеспечение взаимодействия учащегося и социальной среды в МХШ «Радость» были сориентированы значительные педагогические усилия, которые и формируют ее инновационный модуль. Это обширная концертная и просветительская деятельность учащихся школы, музейная и семейная педагогики, ранняя профессиональная музыкально-педагогическая ориентация; разработанная и апробированная трехуровневая система массового музыкально-эстетического образования учащихся разного уровня общих и специальных музыкальных способностей (система пролонгированных индивидуальных образовательных маршрутов в художественном образовании).
Первый хоровой коллектив Музыкально-хоровой школы «Радость», одного из крупнейших на сегодняшний день российских учреждений дополнительного образования музыкального профиля, появился в системе столичного образования 30 лет назад. Тогда он заявил о рождении новой хоровой студии, которая в согласии с принципами детского студийного движения взяла на себя труд хорового обучения всех детей без исключения. Воспитывающая атмосфера студии располагала к свободному творческому общению студийцев, при котором самые нерадивые и музыкально незрелые воспитанники вовлекались в активную концертную, творческую, просветительскую жизнь большинства. Система организации учебно-воспитательного процесса в студии работала с достойной внимания отдачей – пройдя через летние хоровые лагеря, гастрольные поездки, круговерть репетиций и концертов, самые отчаянные «гудошники» начинали неплохо интонировать и выступать на концертах, не говоря уже о том, что у них формировалось искренне заинтересованное отношение к музыкальной культуре и эстетическим ценностям, а также к социально значимой деятельности.
Принципы организации занятий в студии формировались на скрещении воспитательных и учебных задач. Массовость обучения требовала известной свободы и индивидуального подхода к учащимся. Сегодня это называют индивидуальными «образовательными маршрутами». Формирование культуры хорового пения и традиции вокально-хорового исполнительства требовали дисциплины и системного освоения знаний, умений и навыков, поэтапного восхождения к высотам мастерства.
Было ясно, что обучение детей с «невыявленными музыкальными способностями» будет иметь успех лишь в случае создания широкого и, главное, достаточно протяженного «образовательного русла». Кто-то из учеников мог бы в нем «плыть быстрее», кто-то «медленнее» – в зависимости от способностей, возможностей и индивидуальных усилий. Главное, чтобы образовательное пространство для них было общим, а ветер – попутным. Так, индивидуальный подход к воспитанникам и преемственность в работе разновозрастных творческих коллективов стали ведущими принципами работы с детьми в «Радости».
Преемственность возможна только на основе качественного системного последовательного развивающего обучения и такого же последовательного системного формирования определенных интересов, взглядов, мировоззрения в целом.
МХШ добивается определенных положительных результатов на этом пути, разрабатывая и реализуя взаимосвязи (то есть создавая воспитательную систему) как по горизонтали (1-й ряд взаимосвязи), так и по вертикали (2-й ряд).
1-й ряд взаимосвязей – это образовательные взаимосвязи общего и музыкального образования, а в рамках музыкального – взаимосвязи эстетического, общехудожественного и специального музыкального образования. Разрабатывая соответствующие программы, мы опираемся на взаимосвязь и взаиморазвитие общих и специальных способностей, на межпредметные связи и интеграцию в обучении, а обучение в МХШ – на знания учащихся, получаемые ими в школе, и дополняем их. Более того, развивая общие способности учащихся, необходимые для музыкально-эстетической деятельности (мышление, внимание, память, умение сосредоточиться, творческие способности), МХШ тем самым помогает детям успешно учиться в общеобразовательной школе. Достижению этой цели способствуют не только специально разработанные программы учебных дисциплин, но и деятельность таких подразделений МХШ, как отдел эстетического воспитания и детская филармония, такие целевые комплексные программы, реализуемые в МХШ, как «Чтение как основа культуры личности» и «Познавательные возможности досуговой деятельности детей и подростков», такие направления и методы воспитания, как «Формирование среды» и «Методическая направленность обучения».
МХШ работает над созданием устойчивой системы психолого-педагогического сопровождения учащихся на пути их социального и профессионального самоопределения, предполагая, что эта система будет объединять общее и дополнительное образование и максимально учитывать индивидуальные особенности и интересы учащегося; расширением образовательного пространства для приобщения учащихся к музыкально-эстетической творческой деятельности; формированием социальной среды, в которой были бы востребованы музыкально-эстетические интересы учащихся, а также их творческие проекты; обеспечением взаимодействия образовательных учреждений округа и города по развитию музыкального и – шире – художественного образования.
Практика многолетней работы с учащимися разных способностей поставила педагогический коллектив Музыкально-хоровой школы «Радость» перед необходимостью разработки двух взаимодополняющих целевых программ – «Развитие детей с невыявленными музыкальными способностями» и «Одаренные дети». Она же потребовала внедрения трехуровневой системы обучения, учитывающей индивидуальные темпы развития музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся. На практике эта система реализуется в гибком применении учебных требований и критериев оценки для трех категорий воспитанников – одаренных, средних способностей и тех учащихся, чьи способности и музыкальные интересы пока не обнаружили себя в достаточной мере. Такая система делает обучение в МХШ «Радость» доступным всем желающим и в то же время реализует принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, позволяя ему осваивать предмет в соответствии с уникальным образовательным маршрутом.
Уже многие годы «Радость» занимается формированием обширной социальной среды и стала одним из узловых центров сети взаимодействующих образовательных учреждений и просветительских организаций, сотрудничающих в деле музыкально-эстетического образования. Недаром в минувшем году школа получила статус ресурсного центра столичной системы образования.
В 1994 году «Радость» стала головной организацией Департамента образования по жанру вокально-хорового искусства, но уже с первых лет своего существования она стремилась повсеместно пропагандировать детское музыкальное творчество. Сегодня школа – куратор целого ряда хоровых фестивалей, конкурсов и певческих праздников: вокально-хоровых смотров фестиваля «Юные таланты Московии», Московского детско-юношеского хорового фестиваля-конкурса на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь» (в рамках Международного фестиваля православной музыки в России), Детско-юношеского вокального конкурса «Посвящается Шаляпину», концертов – встреч с московскими композиторами, Московского международного детско-юношеского хорового фестиваля «Звучит Москва». В общей сложности от 25 до 30 тысяч воспитанников образовательных учреждений столицы ежегодно принимают участие в ее творческих акциях. Эти массовые встречи формируют тот широкий круг образовательного пространства, который становится позитивной социальной средой и для воспитанников школы.
Осуществляя благородную культурную экспансию во внешний мир, коллектив воспитанников и педагогов «Радости» установил тесное сотрудничество с общеобразовательными школами. В школах округа «Радость» открыла классы с углубленным изучением музыкально-эстетических дисциплин. Вскоре в них также стали складываться «цепочки» образовательной преемственности, а учителя и родители увидели преимущества сближения общего и музыкального образования, благотворно воздействующего на развитие социально значимых качеств, творческих и художественных интересов учащихся. В 2007 году эта работа школы в соответствии с приказом Департамента образования получила статус городской экспериментальной площадки «Профильные классы с углубленным музыкально-эстетическим обучением как одна из моделей организации образовательного процесса школы, работающей в режиме полного дня».
Для обеспечения социальных запросов и интересов детей в МХШ созданы три отделения в ШРР «Малышок» и пять отделений в основной 9-летней школе – вокально-хоровое, народно-оркестровое, фольклорное, хореографическое, общего музыкально-эстетического развития.
В образовательном пространстве «Радости» воспитанники имеют возможность попробовать себя в самых разных видах творческой деятельности: в коллективном и сольном музыкальном исполнительстве, в музыкальной педагогике, в музейной работе, в журналистике, научно-поисковой и просветительской деятельности (см. схему 2).
2-й ряд взаимосвязей – это разработанный в МХШ трехступенчатый образовательный комплекс: школа раннего развития «Малышок» – 9-летнее начальное музыкальное образование, специальные музыкально-педагогические классы «Музыкально-педагогический лицей».
МПЛ был открыт в МХШ не случайно. Работая много лет в МПГУ (тогда МГПИ имени
В.И.Ленина), я столкнулась, с одной стороны, с частым непониманием студентами, к какой профессии мы их готовим, и с другой – с полной психологической непригодностью некоторых студентов к педагогической деятельности с детьми. Поэтому МПЛ имел и имеет в настоящее время две основные цели: выявлять способности к педагогической деятельности и формировать способности к педагогической деятельности, в первую очередь развивая интерес к работе с детьми. Сначала Музыкально-педагогический лицей был окружной экспериментальной площадкой (совместно с МПГУ), затем после проверки и апробации всех постулатов и разработанных учебных программ успешно стал осуществлять поставленную перед ним задачу.
Этот комплекс можно было бы назвать и 4-ступенчатым, так как МХШ тесно контактирует со специальными музыкально-педагогическими учебными заведениями (Музыкально-педагогический факультет МПГУ, педагогическое училище №7 «Маросейка», МГУК), следит за обучением своих выпускников, помогает им и направляет в «педагогическое русло», то в результате они сознательно становятся педагогами, работающими с «массовым» ребенком. В настоящее время в МХШ работают после окончания высших и средних специальных учебных заведений 14 ее выпускников, а в целом профессионалами стали более 50 выпускников МХШ.
Выпускники школы, вернувшиеся в нее уже педагогами, продолжают и развивают воспитательные традиции «Радости». Такая преемственность кадров способствует совершенствованию и развитию непрерывного педагогического процесса.
Еще один важный аспект преемственности по вертикали – преемственность поколений. Дети, воспитанные нами, становясь взрослыми, приводят в МХШ своих детей. Таких династий у нас уже много. Много детей – братьев и сестер разных возрастов – также обучаются в МХШ. Родители, освоив воспитательную систему МХШ на своем опыте или на опыте первого ребенка, помогают педагогам.
Детско-взрослая общность, понимаемая как «детско-взрослое содружество», – важная часть всей воспитательной системы. В МХШ «Радость» разработана комплексная целевая программа «Семья», с ее в числе прочего семейным клубом «Содружество», педагогическим лекторием для родителей, музыкально-литературными гостиными, открытыми уроками и концертами для родителей, программами семейного музицирования «Мама, бабушка и я – музыкальная семья» (в ней участвуют и папы, и дедушки, и другие родственники), музыкально-литературным историческим музеем Великой Отечественной войны «А музы не молчат!» – тоже «семейным» детищем. Педагогически осмысленная и социально обеспеченная преемственность поколений способствует социализации и самоопределению учащихся.
Еще один важный аспект преемственности, без которого МХШ не смогла бы выйти на качественный уровень, – передача педагогического опыта как основы методического обеспечения образовательного процесса. Здесь МХШ не только постоянно и глубоко разрабатывает внутренние ресурсы, но и стала методическим центром в городе по музыкально-эстетическому, в первую очередь вокально-хоровому воспитанию школьников Москвы. Это семинары, мастер-классы, конференции, консультации, курсы повышения квалификации по заданию МИОО, окружные и городские смотры, конкурсы, концерты, праздники песни, фестивали вплоть до международных, установочные методические совещания, издание методических и репертуарных сборников и многое другое.
В результате 30-летней практической, научно-методической и общественно-просветительской деятельности МХШ в ней сформировалась определенная структура ее функционирования, опирающаяся на изложенные выше аспекты преемственности в образовательном процессе.
Комментарии