На всех этапах общественного развития России среднее профессиональное образование было неотъемлемой частью единой системы образования. Особое звено в этой системе представляет собой среднее педагогическое образование.
Первое десятилетие XX века в истории московского образования было связано с именами основоположников русской экспериментальной педагогики: С.Шацкого. В.Кащенко, Л.Шлегер. Детский клуб «Сельтмент» (1905 г.), педагогическое общество «Детский труд и отдых», детская колония «Бодрая жизнь» (1911 г.), созданные С.Шацким, стали одними из первых в России экспериментальных площадкок, где проверяли идеи связи трудовой, художественно-эстетической, познавательной деятельности ребенка, нового демократического стиля педагогического общения (сотрудничество, саморазвитие детского общества, ученического самоуправления), то есть комплекс идей, определивший многие направления развития российского образования.Самая острая проблема 20-30-х гг. XX столетия – ликвидация безграмотности. В связи с этим получает развитие профессиональное образование, создается сеть учреждений по подготовке кадров начального и среднего звена. В 1921 году при Государственном ученом совете была создана научно-педагогическая секция, целью которой была разработка научно-теоретических проблем организации общественного дошкольного и школьного дела, образования и воспитания. К работе секции были привлечены талантливые педагоги того времени Л.Блонский, Н.Иорданский, М.Крупенина, что позволило на практике реализовать многие новаторские идеи.В 1930 году постановлением о введении повсеместного всеобщего обязательного начального обучения был дан толчок к переходу к массовому образованию в России, а в 1958 году был принят закон о переходе к обязательному 8-летнему образованию, с 1972 года вводилось всеобщее обязательное среднее образование. Реализация этих постановлений потребовала решения множества трудных задач: обновления содержания образования, создания широкой сети учебных учреждений, развития материальной базы, создания системы подготовки и переподготовки учителей. В 1930 году в системе педагогического образования Москвы были открыты индустриально-педагогический техникум №1 (в дальнейшем педучилище №1), педучилище №2, чуть позднее – педучилище №3. Эти учебные заведения осуществляли подготовку педагогических кадров по специальностям «дошкольное воспитание», «преподавание в начальных классах», готовили пионервожатых, учителей физической культуры. В 1964 году в столице прибавилось новых средних педагогических учебных заведений (педагогические училища №№4, 5, 6, 7). В 1986 году в системе среднего педагогического образования Москвы осуществляли образовательную деятельность уже 16 средних специальных педагогических учебных заведений, а в 1995 году были открыты еще два (в новом микрорайоне «Митино» педколледж №18 и социально-педагогический колледж). Образовательную деятельность педагогических коллективов педагогических училищ периода 60-80-х годов характеризуют творческий поиск, глубокая работа по формированию нового профессионального статуса преподавателей и студентов, совершенствование качества подготовки выпускников. Созданная система воспитательной работы была спроектирована на развитие и становление творческого потенциала личности студента (спартакиады, туристические слеты, фестивали искусств, творческие выставки преподавателей и студентов, научно-практические конференции). Флагманами в реализации данных направлений деятельности выступали педколлективы училищ №4 (Т.Финогеева, С.Морозова), №5 (Л.Семушина, М.Леонтьева), №6 (Г.Каплева), №8 (Т.Силкина), №10 (Л.Ермаченко), №14 (Т.Денисова). №15 (Т.Зенкина).Таким образом, сфера среднего педагогического образования в Москве находилась в постоянной динамике, чутко реагируя на все изменения, адаптируясь к меняющимся потребностям и вместе с тем предопределяя и сами эти потребности.Демократическая перестройка социальной структуры общества, обращение к человеку как личности поставили перед педагогическими училищами задачи обновления содержания образования, реформирования самой системы. В 1989 году статус высших педагогических училищ (приказ №945 от 21.12.89 г. Госкомитета СССР по народному образованию) был присвоен педучилищам №№4, 5, 10, 14, 15. В 1994 году было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования, в котором впервые был определен новый тип учебного заведения – колледж, к 2000 году этот статус получили все педагогические училища Москвы. В этот же период в педагогическом образовании стали отрабатывать различные модели подготовки педагогических кадров: «педколледж – педвуз», «педколледж – лицей», «педколледж – школа – дошколыюе образовательное учреждение». В новых социально-экономических условиях система среднего педагогического образования сумела адаптироваться к происходящим изменениям, показала свою жизнеспособность и социальную стабильность. Все это сделало среднее педагогическое образование устойчивой и востребованной образовательной средой, отвечающей потребностям педагогической практики, обеспечивающей реализацию индивидуальной траектории становления и развития личности педагога и его подготовки. В новых социально-экономических условиях запросы рынка образовательных услуг и потребности общеобразовательных учреждений продиктовали переход к многообразию реализуемых профессиональных образовательных программ. Если до 1997 года преобладали традиционные специальности: 0307 «физическая культура», 0309 «труд», 0310 «музыкальное образование», 0311 «изобразительное искусство и черчение», 0312 «преподавание в начальных классах», 0313 «дошкольное образование», а подготовка специалистов шла по 13, то в 2007 учебном году подготовка осуществляется уже по 17 специальностям из 23, включенных в Классификатор по коду 0300 «Образование». В рамках реализации идеи построения в городе педагогических систем, требующих специализированных форм обучения и воспитания, получили развитие новые направления подготовки педагогов. Открыты специальности 0314 «социальная педагогика», 0315 «домашнее образование». В 1998 году открыты 4 новые специальности: 0317 «педагогика дополнительного образования», 0318 «специальное дошкольное образование», 0319 «специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», 0320 «коррекционная педагогика в начальном образовании». В социально-педагогическом колледже осуществляется подготовка специалистов по специальности 0205 «социальная работа». Уже в следующем учебном году эти специалисты пришли в образовательные учреждения города, и это стало конкретным результатом по выполнению программы «Столичное образование-2». С 1998 года педагогические колледжи в порядке эксперимента стали готовить воспитателей для детей дошкольного возраста с различными отклонениями в интеллектуальном и речевом развитии, с задержкой психического развития, слухового восприятия, нарушением функций опорно-двигательного аппарата, отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении (педколледжи №№4, 16). Для реализации программы развития воспитания в системе образования в 2000 году в Классификатор специальностей среднего профессионального образования введена специальность 0322 «организация воспитательной деятельности», которая позволила осуществить подготовку педагогов-организаторов. Таких специалистов в образовательных учреждениях ждали давно, эксперимент по их подготовке осуществляли в педколледжах №№5, 9, 14, 15, он дал положительные результаты. Введение государственных образовательных стандартов позволило перейти к реализации важнейших принципов усиления общенаучной, общепрофессиональной подготовки, что привело к пересмотру структуры профессиональных образовательных программ, значительному обновлению содержания общекультурного и психолого-педагогического циклов дисциплин, что соответствовало современным требованиям. В Москве педагогическое образование нынче представлено спектром разноуровневых образовательных программ – от профессиональной подготовки до высшего образования. На сегодняшний день, собственно, система педагогического образования представляет сложившуюся область высшего и среднего непрерывного профессионального образования. Современные тенденции развития образования: компетентностный подход, индивидуализация процесса обучения, вариативность образования, изменение содержания образования, ориентация на информационно-компьютерные технологии в обучении, а также использование здоровьесберегающих технологий – предъявляют качественно новые требования к уровню подготовки педагога. Выполнение этих требований не застало врасплох систему среднего специального педагогического образования. Подтверждением этого служит тот факт, что курс на получение учителями высшего образования в Москве был взят более 10 лет назад, когда были заключены первые договоры с федеральными вузами. Вариант такой интеграции доказал свою эффективность и жизнеспособность и был укреплен договорами с городскими педагогическими вузами (МГПУ, МГППУ, МГПИ), на протяжении многих лет эти вузы доказали и заинтересованность, и готовность обучать выпускников педколледжей. Преимущества очевидны: этот путь позволяет вчерашним выпускникам педколледжей стать педагогами с высшим образованием в сокращенные сроки, он доступен, экономичен, оправдан, подтвержден высокой закрепляемостью именно этой категории выпускников педвузов в образовательных учреждениях города. В настоящее время в Москве процесс интеграции средних педагогических учебных заведений с педвузами идет интенсивно: все большее развитие получает опыт средних и высших педагогических учебных заведений по совместной разработке сквозных учебных планов, определению единых методологических подходов к организации образовательного процесса, проведению совместных исследований, организации стажировок и других форм повышения квалификации преподавательских кадров. Москва стала одной из главных экспериментальных площадок по апробации различных моделей многоуровневой подготовки педагогических кадров: «педколледж – лицей»; «педколледж – школа – дошкольное образовательное учреждение». Университетский научно-образовательный округ МГПУ сегодня объединяет 12 московских педагогических колледжей (№№4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18), которые, взаимодействуя с институтами, факультетами, кафедрами, лабораториями НИИСО МГПУ, повышают качество подготовки специалистов, обновляя содержание образования, разрабатывая и внедряя экспериментальные программы и инновационные технологии. Внедренная в систему «педколледж – вуз» многоуровневая модель подготовки специалистов уже дала положительные результаты: если в 2004 году из общего количества выпускников продолжили свое образование в педагогическом вузе 63%, то в 2010 году – 82%. При этом треть выпускников колледжей, поступивших в вузы, обучаются по очно-заочной форме, сочетая учебу с работой по специальности в дошкольных учреждениях и школах Москвы. Все педагогические колледжи работают в режиме инновационной и экспериментальной работы под руководством ведущих вузов страны, например, продолжают свою работу под руководством МГПУ экспериментальные площадки на базе педколледжей №№4, 5, 16. Тематика этих площадок охватывает дидактико-методическое, организационное и технологическое обеспечение современных форм психолого-педагогического образования, коррекционную педагогику, проблемы непрерывного образования в условиях сопряжения общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Сегодня уже изданы совместно с вузами, в том числе и с МГПУ, учебно-методические пособия для преподавателей и студентов, использующиеся в системе подготовки педколледжей и педвузов. Инновационные подходы в педагогической деятельности коллективов педколледжей ярко отражаются в программно-методическом оснащении основных и дополнительных специальностей. Этот процесс прежде всего характеризуется значительным ростом творческого и научного потенциала педагогических коллективов: ученую степень в московских педколледжах имеют 50% руководителей, 34% заместителей и 12,5% преподавателей. 20% преподавателей в настоящее время стали аспирантами и соискателями московских вузов, в том числе 15% аспирантов учатся в Московском городском педагогическом университете. Педагогические колледжи в течение многих лет остаются опорой при подготовке и проведении всероссийских совещаний, курсов повышения квалификации для представителей регионов; руководители, опытные преподаватели принимали активное участие в разработке государственных образовательных стандартов и учебно-программной документации федерального значения. Увеличивается социальная значимость среднего педагогического образования: в педколлективах созданы все условия для самовоспитания, самоопределения, нравственного самосовершенствования будущего педагога, при этом профессиональное воспитание прочно базируется на крепких традициях. На базе 4 педколледжей работают музеи выдающихся педагогов, на базе 4 – музеи боевой славы, в 2 – этнографические музеи. В каждом педколледже созданы педагогические клубы, гостиные, где проходят встречи с педагогами, вписавшими яркие страницы в историю столичного и российского образования, представителями педагогических династий. Студенты вместе с преподавателями ведут огромную профориентационную и шефскую работу в образовательных учреждениях города, в центрах реабилитации, активно участвуют в благотворительных акциях «Спешите делать добро», «Детям-сиротам», «Детям-инвалидам». Традиционными стали праздники «Посвящение в студенты», «Спасибо тебе, учитель», конкурсы и выставки профессионального мастерства, фольклорные, литературные, спортивные праздники, туристические слеты.Ежегодно проводятся выставки творческих работ студентов, фестивали хоровых коллективов. Практически в каждом колледже созданы студенческие театральные коллективы. Большое внимание уделяется знакомству студентов с достопримечательностями Москвы, высокой остается посещаемость музеев, выставок, театров. Даже в сложных экономических условиях продолжаются ознакомительные поездки в другие города России.Актуальной остается проблема учета изменений, происходящих в содержании общего среднего образования, вариативности образовательных программ, многообразия различных дидактических систем. Дальнейшее развитие педагогического образования должно быть направлено на расширение выбора и доступа молодежи к получению профессионального образования, а это задача не только образовательной, но и социальной политики, фундаментализацию педагогического образования, совершенствование содержания многоуровневой подготовки кадров, на поиск оптимальных и прогрессивных методик и технологий подготовки будущего педагога, на совершенствование общекультурного развития учителя XXI века.Н.БОЧАРОВА, специалист МГПУ
Комментарии