Совокупность и система – принципиально разные понятия. В первом случае речь идет об элементах разрозненных, во втором – о взаимосвязанных, представляющих собой единое целое. Обозначим последовательность основных шагов, сделанных Москвой для изменения подходов к школьному образованию. Речь идет, конечно же, не о некой «волшебной пилюле», а о простых и понятных формулах и принципах.
Ребенку – деньги
Прежде всего Москва выстроила альтернативную систему координат, в которой обеспечила деньгами не школьные стены, а каждого конкретного ребенка. Произошло это за счет перехода на нормативно-подушевой принцип финансирования – деньги стали следовать за каждым учеником. Так школа (надо признать, что не без сожаления) взамен возможности «выбирать», кого учить, получила возможность создавать такую мотивирующую образовательную среду, в которой ребенку захочется учиться.
«Богатые» при этом не стали еще богаче, а «бедные» – еще беднее. Возможности для получения ресурсов у школ выровнялись, и финансирование теперь зависит прежде всего от количества учеников.
Единое финансирование позволило отказаться от ложного авторитета гимназий и лицеев и решать задачи профильного и предпрофессионального образования, объединив школы в сильные многопрофильные комплексы.
8000 московских школьников обучаются сегодня в инженерных классах, 4000 – в медицинских, более 16000 выбрали кадетские классы.
В Московской предпрофессиональной олимпиаде, дающей возможность получить до 10 баллов при поступлении в ведущие инженерные вузы, только за прошедший год приняли участие больше 10000 ребят.
Директорам – аттестацию
В 60‑х годах прошлого века была популярна головоломка о выборе сотрудника. Из 20 кандидатов нужно выбрать подходящего, приняв решение сразу по итогам беседы с ним. Если предложить место первому, не поговорите с остальными, а если протянете до последнего, то придется нанимать его. Чтобы увеличить вероятность правильного выбора, по подсчетам математиков, нужно провести собеседования с 36,8% кандидатов, а затем предложить работу самому достойному из оставшихся, пусть даже эта «оптимальная остановка» не всегда убережет от ошибки.
А что убережет гарантированно? Результаты. Понятные, измеримые, приносящие пользу.
Чтобы стать директором московской школы, нужно пройти аттестацию, состоящую из двух этапов: ситуационное (а не знаниевое) тестирование и собеседование с аттестационной комиссией. Если задача первого этапа – определить, насколько качественно кандидат на должность директора способен управлять кадрами, процессами, ресурсами, результатами и информацией, то второй этап – это публичное, транслируемое в Интернете для всех желающих собеседование, где члены аттестационной комиссии задают кандидату неудобные вопросы.
Для проведения собеседования формируется аттестационная справка на основе данных электронного портфолио московского директора, где заданы оптимальные для каждой школы показатели по всем направлениям работы и где накапливаются материалы, демонстрирующие эффективность управленческой деятельности директоров. Если в московском рейтинге школа не занимает лидерских позиций, члены комиссии наверняка спросят, где кандидат, стремящийся стать ее директором, видит точки ее роста.
Аттестация – это еще один способ увеличения КПД системы. Но без использования нормативно-подушевого финансирования – финансовой формулы, выровнявшей стартовые позиции всех школ города, – она не имеет смысла.
Школам – рейтинг
Итак, каждый элемент целостной системы вносит свой вклад в реализацию ее целевых функций. Но как можно задать самостоятельным образовательным организациям такую высокую планку, чтобы их управленческим командам захотелось бросить себе вызов и стать не просто самодостаточными, но и первыми среди равных, работая при этом на общий результат города? В столице управленческую команду школы бежать быстрее остальных мотивирует рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование.
Еще Бертран Рассел (единственный математик, получивший Нобелевскую премию по литературе) говорил: «Математика при правильном на нее взгляде обладает не только истиной, но и высшей красотой – красотой холодной и суровой, утонченно чистой и способной к строгому совершенству, свойственному лишь величайшему искусству». Рейтингу, на мой взгляд, свойственна та же «суровая красота».
Рейтинг состоит из разных параметров, находящихся в открытом доступе, например, таких как качественное массовое образование, развитие талантов максимального количества обучающихся, результативность работы дошкольных групп, профилактика правонарушений. Но главное, что в основе рейтинга лежат два основных принципа: каждый ученик может повысить рейтинговый балл школы, но ни один ученик не может этот балл снизить.
Позиция, занимаемая школой в рейтинге по итогам учебного года, дает возможность директору и управленческой команде проанализировать свои достижения и определить точки роста качества образования на следующий год. По словам самих директоров школ, рейтинг – это широкополосная карта ресурсов и возможностей роста, отражение школы в общей системе образования города.
Но снова отмечу: использование этого инструмента бесполезно (а может быть, и опасно) без нормативно-подушевого финансирования и открытой и независимой аттестации директоров школ.
Общий результат
Конечно, помимо трех названных элементов – финансирование, аттестация и рейтингование – в московской системе образования есть и многие другие. Все они необходимы (в двигателе, как известно, нет лишних деталей), все они работают на общий результат.
А что это за общий результат, сегодня хорошо известно.
Москва занимает лидирующие позиции в мире по уровню читательской и математической грамотности школьников, что подтверждено независимыми международными организациями.
Команды 227 школ (более 40% всех общеобразовательных организаций столицы) в 2018 году подготовили победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
За последние несколько лет в два раза выросло количество тех, кто сдал ЕГЭ на достаточное количество баллов для поступления в ведущие московские вузы.
Впрочем, важны не столько эти цифры, сколько их динамика, а она впечатляет.
Комментарии