search
main
0

От сомиков в аквариуме до клумб Зарядья

На этой планете интересно все!

Есть люди, подобные монетам, на которых чеканится одно и то же изображение. Другие похожи на медали, выбиваемые только для данного случая…

Эрнст Теодор Амадей Гофман

 

Когда говорят про счастливую педагогическую судьбу, сразу вспоминаешь Валерия Аркадьевича Русова, учителя биологии московской школы №1253. Я не знаю другого человека, который бы так был похож на планету. Планету, за которой интересно наблюдать. Планету, в орбиту которой тебя затягивает даже иногда против твоей воли. Планету, движение которой по небосклону жизни хочется повторить. Планету, вокруг которой есть своя атмосфера и ты чувствуешь ее даже на расстоянии.

Множество молодых и уже не очень молодых людей обязаны выбором своей специальности Валерию Аркадьевичу. Вы подумали о специальности биолога? И этой тоже. Но и врачи, актеры, спортсмены, геологи и бог знает кто еще говорят, что на их выбор повлиял он, учитель. А сколько людей, вовсе не помышлявших о педагогике, обнаруживали себя у доски перед классом и с благодарностью говорили: «Если бы не Русов»! Заходит о нем речь и среди коллег…

Итак, мы с коллегой, словесником Ингой Владимировной Артюховской, удобно устроившись друг напротив друга, завели разговор о вечном…

– Инга Владимировна, говорят, вы знаете Валерия Аркадьевича всю жизнь? Гипербола?

– Ну, если и преувеличивают, то совсем немного. Впервые я вошла в кабинет биологии 588‑й школы в 4‑м классе и увидела Русова, не понимая, что это мой учитель на всю жизнь. Он был молодой, энергичный, умеющий заинтересовать своими увлечениями всех вокруг – и учителей, и нас, его учеников.

– А вы пошли за ним сразу и бесповоротно?

– Судите сами: когда в 6‑м классе меня наградили за успехи в учебе и за активную общественную работу бесплатной поездкой во Всесоюзный лагерь «Орленок» (даже для современных школьников это событие, а в те времена и вовсе сродни чуду), я отказалась – не могла не поехать с моим учителем в биологическую экспедицию в Румянцевское охотхозяйство в Подмосковье.

И так мы всегда были рядом с нашим наставником и старшим другом. Зимние походы на лыжах в выходные (до сих пор люблю лыжи), многодневные походы в каникулы на Кавказ, в Молдавию, на Тянь-Шань (до сих пор люблю активный туризм). А еще каждые зимние каникулы – потрясающий зимний лагерь «Избушка»!

Туристический, биологический кружки в школе, кружок в теплице в парке Мандельштама, научные работы, участие наших работ во всесоюзном конкурсе – это все подарил нам он, воспитав в нас умение наблюдать, активность и любовь к делу.

– То есть не только биология вас объединяла?

– Конечно, нет. Круг наших общих интересов был огромен, и пусть мы не все стали биологами, но его жизненные уроки и нашу дружбу мы несем всю нашу жизнь. И не может быть по-другому, потому что Валерий Аркадьевич – знаковая личность, настоящий учитель. Я даже вышла замуж за его ученика, и думаю, что нас навсегда объединила не только любовь друг к другу, но и уважение к нему!

Я тоже стала учителем, не биологом, а словесником. Сейчас работаю уже больше 20 лет рядом с ним и поражаюсь его жизнелюбию, интеллигентности, увлечению театром, музыкой, живописью. Он оказался не только блестящим учителем, но и прекрасным коллегой, умеющим поддержать в непростых ситуациях, настоящим наставником для молодых.

А ведь вы, Екатерина Сергеевна, насколько я понимаю, знаете его не так давно… Вы согласны с тем, что это удивительная личность?

– Я вам больше скажу – легендарная. Лет семь назад ко мне попал в руки журнал «Большой город», в нем статья «10 московских педагогов, у которых хочется учиться». Я сразу обратила внимание на рассказ об учителе биологии.

Мой отец тоже биолог, и тема мне близка, а то, как некто Валерий Аркадьевич Русов рассказывал о своей работе, об учениках, привело в восторг. Даже могу процитировать этот фрагмент: «Была забавная история с одной выпускницей.

Она стала фармацевтом, и когда рассказала мне об этом, я очень удивился – мол, с какой же стороны ты к этому подошла? А она ответила: «Прекрасно помню, как вы вызвали меня к доске и спросили о строении ноги. Я ответила, что нога состоит из бедра, голени и стопы. А вы задали дополнительный вопрос: «Из чего состоит голень?» Я подумала и ответила: «Из малого и большого голенища».

И все годы моей дальнейшей учебы вы вызывали меня к доске со словами: «А теперь пойдет отвечать крупный специалист по большому и малому голенищу…» А я боялась опять попасть впросак. Так биологию и выучила…» Очень запомнилось.

А когда я пришла работать в 1253‑ю и познакомилась лично… Под его обаяние невозможно было не попасть. Бешеная энергетика, такое искреннее любопытство, внимание ко всему и всем: от сомиков в аквариуме до клумб Зарядья – все интересно, до всего есть дело…

Знаете, вокруг таких учителей надо строить школы. Валерий Аркадьевич и сам немного школа – у него учатся не только школьники, но и студенты, и коллеги.

– С тем, что он сам школа, соглашусь. Через его уроки прошли большинство юных жителей Хамовников. Валерий Аркадьевич работает в Хамовниках всю жизнь. После 588‑й школы он становится самым молодым директором Москвы в 14‑м интернате, заслуженным учителем России, академиком Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, сейчас он ведущий учитель в старейших медицинских классах при ПМГМУ имени Сеченова в школе №1253, регулярно ведет мастер-классы для учителей Москвы и России. А еще бессменный вдохновитель и организатор исследовательского лагеря на озере Селигер, экскурсионных вылазок и походов.

– Да, в первый же год моей работы Валерий Аркадьевич пригласил меня сопровождающим учителем в поездку в Мурманск. Мне запомнилась не только сама поездка, но и то, как каждый вечер, несмотря на жуткую усталость и слипающиеся глаза, мы садились с ребятами в круг и обсуждали, что сегодня получилось, а что нет, о чем думали, что было неправильно, чему радовались, что надо запомнить…

Валерий Аркадьевич сказал тогда: «Если мы сейчас этого не сделаем, они забудут об этом завтра – и все, момент упущен, не будет больше такой возможности для того, чтобы научить их чему-то человеческому». Вот это умение ненавязчиво направлять на «человеческий» путь, пожалуй, захотелось перенять. Да что там говорить: мой сын, побывав на кафедре биологии школы №1253, познакомившись с Валерием Аркадьевичем Русовым и Алексеем Викторовичем Коховым, его учеником и нашим коллегой, решил стать учителем биологии и поступил в педагогический.

– И моя дочь, его ученица, стала врачом. Кстати, он умеет дружить с выпускниками, поддерживать доверительные отношения, быть с ними всю жизнь. Представляете, мы, его выпускники, дружим с ним семьями. Он и его жена, Татьяна Ивановна, блестящий учитель начальной школы, гости на наших свадьбах, днях рождения и других семейных торжествах, а потом они учат наших детей в тех традициях, к которым мы привыкли и хотели бы сохранить на долгие годы.

– И это неудивительно, что все ученики его помнят. Я не знаю другого учителя, у которого есть свой Фан-клуб! То, что спустя годы он для многих учеников идеальный пример учителя, я вижу по тому, какие записи они оставили на стене в группе «Фан-клуб Русова»: «Обожаю этого учителя. Я наконец полюбила биологию!», «Вы остаетесь одним из самых уважаемых учителей нашей школы. Спасибо вам большое!», «Русов и правда супермужик, он вел у меня один год, а помнить его буду всю жизнь». И ни убавить, ни прибавить, как говорится.

И если, как гласит эпиграф к этой статье, есть люди, похожие на медали, выбитые для особого случая, то особый случай Валерия Аркадьевича Русова – педагогика. И пусть другим городам повезет так же, как Москве, потому что это наш, московский, учитель, а школам – так же, как 1253‑й в Хамовниках, где он работает!

Екатерина ПАВЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №1253

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте