search
main
0

От соглашения к соглашению

Татьяна АЛЕШИНА, заведующая отделом по вопросам общего образования ЦК профсоюза:

– Сегодня наша задача – повышение эффективности социального партнерства для усиления защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза. В связи с этим чрезвычайно важна разработка коллективных договоров и соглашений, ориентированных на достижение конкретных результатов. Как известно, мы просим территориальные комитеты ежегодно до 1 февраля присылать нам отчет по новым формам, которые предполагают сбор статистических данных по уровням образования, и по традиционным формам ФНПР, которые мы усовершенствовали. По этим формам мы ежегодно проводим статистический обзор, а по запискам из территориальных комитетов профсоюза – аналитический. Изучаем мы и региональные соглашения. Анализируя все эти материалы, мы видим, в каком направлении развивается в территориях социальное партнерство, какие проблемы возникают.

В 2005 году действовало 60 региональных соглашений, или 77%. Это не самый высокий показатель за последние годы (к примеру, в 2004 году охват составил 96%). Почему так произошло, понятно: началась реформа местного самоуправления, нужно было заключать новые соглашения и перезаключать старые с новыми властными структурами. Охват территориальными соглашениями в 2005 году составил 89%. Коллективных договоров было 90% против 88% в 2004 году. Здесь мы немного продвинулись вперед.

Более чем в 70% субъектов РФ через реализацию договоров и соглашений профсоюзным организациям удается добиваться повышения уровня материального обеспечения работников, в том числе молодых специалистов. Например, в Краснодарском крае в общей сложности предусмотрено более 80 дополнительных льгот и гарантий для работников образования. Шаг за шагом в территориях ведется работа по льготам на жилье. Устанавливаются доплаты педагогам за подготовку к работе по новым дисциплинам, вводимым в связи с изменением учебных планов, проведением экспериментов и так далее. У нас есть такие педагогические работники, как методисты, которые трудятся в институтах повышения квалификации. Нужно посмотреть, а каково у них материальное положение, входят ли они в наш профсоюз. В прошлом году в двух соглашениях методистам областных и районных методкабинетов были предусмотрены надбавки.

Анализируя территориальные соглашения по нашей модели, специалисты территориальных комитетов делятся с нами своими наблюдениями, выводами. Некоторые регионы, например, Краснодарский край, Тульская область, Марий Эл, Башкирия, Татарстан составляют подробные аналитические материалы. Некоторые отделываются скупыми записками. Есть и одна территория, которая из года в год присылает данные по старой форме.

К позитивным тенденциям в развитии социального партнерства следует отнести расширение участия территориальных организаций профсоюза в формировании региональной социальной политики.

В своих аналитических справках мы стараемся отмечать актуальные направления работы. Например, фонд медицинского страхования прекратил выдавать нам путевки, и мы сделали акцент на том, как в регионах идет лечение и оздоровление работников. В следующих справках из территорий было уже больше информации о работе в этом направлении.

Уже не первый год мы говорим о развитии кадрового потенциала, о том, что это наша главная задача. Если мы не будем отслеживать кадровую статистику в сфере образования, то не увидим, как развивается ситуация, и эта работа не будет на сто процентов эффективной. А ситуация развивается не лучшим образом. У нас много учителей-пенсионеров, мал процент молодых специалистов, которые остаются в образовательных учреждениях. Прогноз потребности в кадрах сегодня определяют по фактическому количеству педагогов, забывая о том, что все учителя работают не на одну, а на две ставки и более. Раньше расчет вели, исходя из того, что учитель должен работать на одну ставку – 18 часов. То есть сегодняшние подсчеты фактически не верны: учителей должно быть больше, а значит, потребность в кадрах тоже больше, чем указывает официальная статистика.

Нам нужно внимательнее относиться к программам развития образования, которые сейчас есть практически в каждом регионе. Профсоюзные комитеты должны принимать участие в их составлении, внедряться в группу разработчиков или вносить свои замечания и предложения по проекту программы. Обязательно нужно посмотреть, обеспечена ли региональная система образования кадрами. Для этого необходимы статистические данные о том, что на сегодняшний день представляет собой региональный педагогический корпус. Тогда наши аргументы будут убедительными.

Во многих соглашениях предусмотрены льготы в связи с аттестацией педагогических кадров. Например, в Ярославской области более десяти категорий работников пользуются льготами при прохождении аттестации. В Республике Татарстан в прошлом году провели анкетирование 2,5 тысячи педагогов по поводу форм и процедуры аттестации, выяснили, что вызывает недовольство учителей. По результатам этого мониторинга внесены предложения по усовершенствованию порядка проведения аттестации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте