search
main
0

От словесности до экономики. Литература для профильного обучения

В связи с тем что конкурс на разработку новых учебников для профильной школы, проведенный Национальным фондом подготовки кадров, не выявил победителей, преподавание русского языка в старших классах будет осуществляться по учебникам. «Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 классы» (автор А.И.Горшков); «Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений» (автор А.И.Горшков); «Основы риторики: От мысли к слову» (автор А.К.Михальская). Программы по риторике и словесности включены в сборник программно-методических материалов «Русский язык. 10-11 классы» (М.: Дрофа, 1998). Учебно-методические комплекты по риторике и словесности включают книги для учителя – методические рекомендации. В этом случае задача эксперимента будет заключаться в выявлении критериев отбора учебного материала с позиций его достаточности для обеспечения общекультурной компетентности учащихся, с одной стороны, и необходимости для подготовки к профессиональному образованию – с другой.

Авторами учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» (А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова) подготовлены три варианта планирования, которые рассчитаны на 1 час в неделю, на 2 часа и на 3 часа в неделю – в классах гуманитарного профиля. Седьмое издание учебника, доработанное и дополненное, дифференцирует дидактический материал по степени трудности, что создает необходимые условия для использования этого учебника в классах разных профилей. Все необходимые рекомендации, касающиеся особенностей работы по данному учебнику, содержатся в названной выше книге для учителя и в прилагаемом планировании.

В список учебной литературы, предлагаемой Министерством образования и науки к использованию в рамках эксперимента, включено новое учебное пособие для факультативных занятий в классах гуманитарного профиля – «Русский язык: От системы к тексту. 10 класс» авторов Г.А. Золотовой, Г.П.Дручининой, Н.К.Онипенко (М.: Дрофа, 2001). Пособие адресовано в первую очередь будущим филологам, оно позволит им познакомиться с одним из взглядов ученых на изучение морфологии и синтаксиса. Впервые в школьном пособии известные морфологические и синтаксические категории рассматриваются в связи с их функциями в тексте. Новые и уже известные учащимся грамматические понятия объяснены в процессе аргументированного анализа и толкования текстов. Книга научит отвечать на вопрос «Почему?» при освоении текстовых смыслов и грамматических явлений, а также при закреплении орфографических правил.

В помощь учителю авторами подготовлены «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: От системы к тексту. 10 класс».

Курс литературы в гуманитарных и негуманитарных классах строится на базе действующих программ. Учитель может выбрать в соответствии с профилем школы любой из учебников, получивших гриф «Допущено Министерством образования» и включенных в эксперимент. Лебедев В.Ю. Русская литература ХIХ века. 10 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2000.

В мире литературы. 10 класс: Учеб. для школ гуманитарного профиля / Под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2001.

Русская литература ХIХ века. 10 класс: Практикум / Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Просвещение, 1997 (и др. годы изд.). В список рекомендованных для эксперимента учебных книг входит практикум, который составляет единый комплект с учебником Ионина. Однако он может быть использован в качестве дополнительного пособия к любому из указанных учебников. Практикум призван помочь в организации изучения курса литературы на проблемном уровне с учетом возможных интерпретаций произведения, обеспечить должный уровень самостоятельной работы учащихся на уроках и в процессе домашней подготовки.

Указанные учебники нуждаются в адаптации учебного материала применительно к задачам профильной школы, образовательным задачам конкретного класса. Авторами программ и учебников разработаны варианты примерного тематического и поурочного планирования, на их основе учитель может создать свой вариант исходя из особенностей программы, по которой обучались выпускники 9-го класса. Составляя такое планирование, преподаватель должен учитывать степень изученности учащимися творчества ведущих писателей первой половины ХIХ века: А.С. Грибоедова («Горе от ума»), А.С.Пушкина («Евгений Онегин», лирика), М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени», лирика), Н.В.Гоголя («Мертвые души»). При условии текстуального (а не обзорного, как это рекомендуют авторы большинства программ) изучения указанных произведений в 9-м классе, они могут не включаться в планирование по 10-му классу. Такой подход к распределению учебного материала между 9-м и 10-м классами соответствует новому, разработанному в 2001 году «Минимуму содержания образования для 12-летней школы».

В настоящее время курс литературы в 10-м классе перегружен именами писателей и крупными произведениями, которые ранее традиционно изучались в течение двух лет. С целью создания условий для полноценного изучения курса русской литературы ХIХ века школам рекомендуется выделить дополнительный час из школьного компонента на изучение литературы в классах негуманитарного профиля.

Для организации профильного обучения в 10-х классах по иностранным языкам предлагаются следующие учебники:

Английский язык. 10 кл. / Под ред. О.Л.Гроза. – М.: Титул, 2001. (Рассчитан на 3 часа в неделю).

Зверлова О.Ю. Немецкий язык. 10 кл. – М.: Март, 2001. (Рассчитан на 3 часа в неделю).

Шацких В.Н. Французский язык. 10 кл. – М.: Специальная литература, 2001. (Рассчитан на 3 часа в неделю).

Соловцова Э.И. Испанский язык. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2001.

В связи с тем что общеобразовательное направление обеспечено действующими учебниками, входящими в федеральный комплект, представляется необходимым дать краткие методические рекомендации по подготовке и проведению эксперимента только в профильных классах.

У учителя-экспериментатора, работающего в профильных классах, есть две возможности: либо использовать учебник 10-го класса той же серии УМК, по которой он обучал девятиклассников, либо перейти на иной учебник, рекомендованный МО РФ для проведения эксперимента.

Для преподавания профилированного курса математики рекомендуется использовать следующий учебник:

Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 1999, 2000.

Учебник создавался в период подготовки школы к введению профильного обучения и представляет в одной учебной книге материал, с помощью которого учитель мог бы организовать обучение в классах разного профиля и уровня. Учебник содержит разнообразный дополнительный материал, способствующий повышению эффективности изучения математики: тесты по проверке готовности к изучению каждой темы, таблицы ожидаемых результатов обучения, исследовательские и лабораторные работы, справочный материал.

Для школ и классов физико-математических профилей с повышенными требованиями к математической подготовке рекомендуются следующие учебники:

Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 10 класса с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1992-1997. – М.: Мнемозина, 2000.

Александров А.Д. и др. Геометрия для 10-11 классов: Учеб. пос. для школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1992.

Для проведения эксперимента на уровне Б рекомендованы следующие учебники:

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.

Шафрин Ю.А. Информационные технологии. В 2 ч. – М.: Лаборатория базовых знаний, 1999.

Семакин И.Е., Хеннер Е.К. Информатика. 10-11 кл. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.

Информатика. 10-11 кл. / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 1999.

В силу того что старшая ступень школы в полной мере не обеспечена комплектами учебников истории, соответствующих потребностям профилированной школы (т.е. разноуровневых и рассчитанных на определенный объем учебного времени), особое значение приобретает планирование учебной деятельности старшеклассников учителем. Значительную помощь в этом ему окажут программно-нормативные материалы, опубликованные в сборнике «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории» (М.: Дрофа, 2000), «Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по истории» (М.: Дрофа, 2001). Следует обратить внимание на современный подход к планированию учебного процесса в единстве его содержательных и деятельностных компонентов. Это означает, что одновременно с отбором исторического материала проектируется учебная деятельность старшеклассников, позволяющая им достичь положительных результатов по таким слагаемым исторической подготовки, как: 1) хронологические знания и умения; 2) знание фактов; 3) работа с источниками; 4) описание (реконструкция) событий и явлений прошлого; 5) исторический анализ, объяснение; 6) знание исторических версий и оценок, опыт оценочной деятельности. Помощь учителю окажут также рекомендации по тематическому планированию курсов истории для 10-11-х классов, публикуемые в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» в 2000, 2001 гг. и разработанные авторами к новому учебному году.

Волобуев О.В., Пономарев М.С., Рогожкин В.А., Клоков В.Н. Россия и мир: Учеб. для 10 кл. – М.: Дрофа, 2000.

В комплект входят «Методические рекомендации для учителя» (автор В.Н. Клоков и др.) – М.: Новый учебник, 2001.

В качестве спецкурсов по истории, курсов по выбору предлагаем использовать в учебном процессе рекомендованные Министерством образования РФ учебники по отечественной истории, истории цивилизаций мира.

В ходе эксперимента целесообразно проверить различные варианты планирования курсов по истории, содержательные и педагогические возможности разных учебников, определив тем самым оптимальную возможность достижения поставленных целей.

Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова Е.А. Всемирная история: этапы развития человечества. 10-11 классы.

Курс «Всемирная история: этапы развития человечества» представляет широкую панораму развития человечества – от первобытно-общинного строя до наших дней. Курс призван обеспечить решение ряда принципиально важных задач по завершении формирования у учащихся старших классов целостной картины всемирной истории во всей ее многомерности, без которой трудно ориентироваться в современной жизни, содействовать более глубокому усвоению ранее пройденного материала, пониманию неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг от друга районах мира.

Курс обеспечивает интеграцию знаний по отечественной истории и истории зарубежных стран. Большое внимание в нем уделяется особенностям исторического пути России, который рассматривается в общем контексте развития человечества. Такой подход необходим, поскольку отечественная история – неотъемлемая часть всемирной истории. Формирование и жизнь народов России, в том числе и русского народа, шли в постоянном взаимодействии десятков государств Евразии. Специфику процессов становления духовного облика, традиции политического, социально-экономического развития России можно понять только в ее сравнении в разные периоды времени с переменами в жизни других государств.

Углубленное изучение истории предполагает ознакомление с различными взглядами на события прошлого. В этом плане курс призван способствовать формированию у старшеклассников навыков самостоятельного осмысления реальностей окружающего мира, без чего невозможна активная гражданская позиция.

Структурно курс разделен на две части, каждая из которых рассчитана на 68 часов. Первая посвящена периоду с древнейших времен до завершения первой мировой войны и создания Версальско-Вашингтонской системы; вторая – развитию человечества на протяжении ХХ в.

Примерное тематическое планирование курса составлено по первой части учебника Н.В.Загладина «Всемирная история: этапы развития человечества». 10 кл. Автором методического аппарата является учитель-методист центра образования №109 Е.А.Ермакова. В настоящее время завершена подготовка пособия для учителя I части курса с поурочной разработкой тем, а также сборник тестов и контрольных заданий для проверки знаний, умений и навыков учащихся.

II часть курса представлена следующими материалами: Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Всемирная история. ХХ век: Программа курса. – М.: Русское слово, 2000; Загладин Н.В. Всемирная история. ХХ век. 10-11 кл.: Учеб. – М.: Русское слово, 2000; Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век: Метод. материалы. – М.: Русское слово, 2000.

Для использования в эксперименте рекомендован учебник Кравченко А.И. Обществознание: Учеб. для 10-11 кл. – М.: Русское слово, 2000. Этому учебнику соответствует учебно-методический комплект, включающий следующие пособия:

Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 кл.: Книга для учителя: Методическое пособие к учебнику Кравченко А. И. «Обществознание» для 10-11 кл. – М.: Русское слово, 2000.

Кравченко А.И. Обществознание: Задачник для учащихся 10-11 кл. – М.: Русское слово, 2000.

Кравченко А.И. Хрестоматия по обществознанию. – М.: Русское слово, 2000.

Кравченко А.И. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. – М.: Русское слово, 2000.

Кравченко А.И. Обществознание: Практикум для учащихся 10-11 кл. – М.: Русское слово, 2000.

Этот учебно-методический комплект является продолжением комплекта, основой которого являются учебники А.И.Кравченко «Обществознание» для 8, 9 классов.

Комплект может быть использован в вариантах, рассчитанных как на 70, так и на 140 часов.

Во многих случаях учителю и учащимся будет полезно использовать в работе по курсу материалы, отражающие различные подходы к представлению школьникам обществоведческих знаний. Они нашли отражение в новых учебниках и учебных пособиях, составляющих федеральный перечень, рекомендованный Министерством образования. Список этих учебных изданий опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» (№2 за 2001 г.), а также в каталоге-справочнике: Российский учебник – 2000. Обществознание. – М.: Минобразование, 2000.

В качестве спецкурсов по обществознанию предлагается использовать уже изданные учебные книги, раскрывающие основы социальных наук (по социологии, философии и т.д.), а в классах социально-экономического профиля – учебники «Право и экономика» (автор Т.В. Кашанина) и «Основы государства и права» (автор А.Ф. Никитин).

На уровне Б углубленно изучаются современные направления в географии; система географических наук и иерархия географических знаний, теорий, законов, концепций; традиционные географические методы и новые геоинформационные технологии; различные источники географической информации.

Особое внимание уделяется использованию географических карт для поиска, интерпретации, презентации и картографического моделирования; обработке материалов статистической информации для определения тенденции развития географических явлений и процессов их моделирования; применению географических знаний и умений в производственной и повседневной деятельности, топографическую съемку местности, составление топографических планов и карт, оценивание состояния и тенденций изменения окружающей среды, ее моделирование и прогнозирование тенденций ее развития.

В современных условиях для реализации этих целей можно предложить программу курса В.Н.Холиной География человеческой деятельности и курс Е.Л. Плисецкого Коммерческая география России (см.: Сборник авторских программ для 10-11 кл. профильных школ. – М.: Просвещение, 1994, с. 16, 51; 1997, с. 17, 50; а также География. 10-11 кл. – М. Дрофа, 1998, с. 127).

В список учебников по курсу ОБЖ для учащихся 10-х классов включены следующие учебники:

Автономов В.С. Экономика. 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2000.

Липсиц И.В. Экономика. Ч. 1. 10 кл. – М.: Вита-Пресс, 2001.

Линьков А.Я., Иванов С.И. и др. Экономика. 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2001. (Для гуманитарного профиля).

Иванов С.И. и др. Основы экономических знаний. 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2000. (Для социально-экономического профиля).

Любимов Л.Л. Основы экономических знаний. 10-11 кл. – М.: Вита-пресс, 2000. (Для социально-экономического профиля).

Учебник В.С.Автономова «Экономика» представляет собой популярно изложенный курс экономической теории. Логика и структура изложения курса позволяют сформировать у учащихся научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при преподавании курса следует акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий, избегать перегрузки материала отвлеченными понятиями, не подкрепленными примерами из реальной жизни.

Чтобы сделать уроки экономики живыми и интересными, при разработке учебно-тематического плана к учебнику было предусмотрено большое число практических занятий, в ходе которых целесообразно использовать активные формы обучения, деловые игры и практикумы.

Для подготовки к занятиям учителю предлагается использовать методическое пособие Л.Б.Азимова. Пособие содержит методические рекомендации и дополнительные материалы для проведения занятий по темам соответствующих глав учебника, в нем также помещены материалы для проведения активных форм обучения, счетные задачи и тестовые задания для решения на уроке, выдержки из газетных статей по теме занятий и вопросы для их обсуждения.

Для физико-математического профиля рекомендуется учебник: Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. и др. Общая биология. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

Вся система биологических знаний и умений может быть сгруппирована в три взаимосвязанные содержательные линии:

организм – биологическая система;

надорганизменные системы;

многообразие и эволюция органического мира.

Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими областями позволят успешно решать задачи общего среднего образования.

Для преподавания физики по уровню Б рекомендован учебник:

Касьянов В.А. Физика. 10 кл. – М.: Дрофа, 2000.

Учебник создан с учетом современных научных представлений и соответствует требованиям минимума содержания среднего (полного) общего образования. В учебник включены следующие основные разделы: механика, молекулярная физика, электродинамика. Достоинством учебника является тщательно разработанный методический аппарат, включающий вопросы и задачи различного уровня сложности.

Для организации изучения химии в классах физико-математического профиля рекомендуется использовать учебник:

Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте