search
main
0

От слова к делу! Так начиналась программа Олега Иншакова

Волгоградский госуниверситет – самый молодой из российских классических университетов. Но в рейтинге вузов этого типа он занимает позицию чуть выше середины, что для такого юного, едва перешагнувшего свое двадцатилетие учебного заведения – безусловное достижение.

А ведь еще каких-то два десятилетия назад на его месте простиралась заросшая полынью приволжская степь, где вольно гулял ветер. Возводить стены и этажи университетского дома, собирать коллектив преподавателей и сотрудников, руководить первыми нелегкими шагами альма-матер – такая непростая и ответственная миссия выпала в 80-е годы первому ректору ВолГУ Максиму Матвеевичу Загорулько.
Теперь на живописном склоне возвышенности в районе Горной поляны белеет целый университетский городок. Пять учебных корпусов, культурно-спортивный комплекс, ряд других зданий, где находятся научные лаборатории, административно-хозяйственные подразделения. Высотка общежития на 950 мест. Сейчас возводится еще и отдельный библиотечный комплекс.
Уже в девяностые стало ясно, что “застроечный” бурный период миновал, однако законченный фасад еще не делает кирпичные коробки университетом. Да, по сути, произошло чудо – за короткий срок область получила новое высшее учебное заведение. Поднявшееся в чистом поле, как по волшебству. В этом была заслуга очень многих людей. И все-таки надо было идти дальше, развиваться не только “вширь”, но и “вглубь”.
Это понимал профессор, доктор экономических наук Олег Васильевич Иншаков, который был единодушно (и тайным голосованием) избран на пост ректора в 1995-м. Он шутит, что этапным моментом карьеры было зачисление его, студента-пятикурсника, в лаборанты с окладом 45 рублей на кафедру Ростовского госуниверситета. Все до единой ступеньки служебной лестницы от лаборанта до ректора он преодолел. Перспективный ученый, трудоголик, человек ищущий и неуспокоенный – таким узнали его коллеги в ВолГУ, где он практически сразу принял руководство кафедрой политэкономии. Кстати, университетов в жизни Иншакова всего два.
В кризисное и, мягко говоря, не тепличное для бюджетного образования время он открыл в себе и талант грамотного управленца. Авторитет высшей школы стремительно падал, люди бросали любимую, но низкооплачиваемую работу и разбегались кто куда. Иншаков, оказавшись тогда в кресле проректора по социально-экономической работе (а такая должность вводилась впервые), придумывал механизмы стимулирования интеллектуального труда, способы зарабатывания небюджетных денег, социальной защиты коллектива, поддержки исследований. (Это помогло ему впоследствии выиграть грант международного информационного агентства США и посетить там 16 университетов).
Что же конкретно сделал Иншаков? Он применил методику японского патернализма, представив университет в роли “отца и дома” сотрудников. У них есть гарантированный социальный пакет. Бесплатный транспорт, кредиты на покупку жилья, сохранение, помимо стипендии, зарплаты докторантам, негосударственные пенсии профессорам и сотрудникам благодаря учредительству университета в негосударственном пенсионном фонде. В случае необходимости (в жизни всякое случается) помощь на медицинское обследование, лечение, приобретение лекарств. А то и вовсе вещи необычные: например, под завершение крупных научных работ, докторских, кандидатских диссертаций сотрудникам выдаются на дом компьютеры, а потом – по результату – еще и премии.
Избираясь, Иншаков выступал на всех тогдашних факультетах со своей программой. В ней были десятки пунктов, в том числе весьма конкретных , и буквально по всем он смог достойно отчитаться в 2000 году при своем вторичном избрании в ректоры.
– Я сознательно загонял себя в суровые рамки жесткого “социалистического планирования”, – говорит Олег Васильевич. – Думаю, это и есть лучший менеджмент – никем не навязанный сверху.
Не только количество свежеиспеченных кандидатов и докторов, новых кафедр и специальностей планировалось на пятилетку вперед. Был взят курс на внедрение в учебный и научный процесс высоких технологий, строительство спортивного комплекса, модернизацию компьютерного парка, создание собственных музеев, газеты, журнала.
За свою коротенькую историю ВолГУ сделал огромный рывок вперед. Ныне в нем 11 факультетов, более 40 кафедр, 30 специальностей от “Мировой экономики” до “Прикладной математики”, 80 докторов наук и около 300 кандидатов наук. Это один из наиболее динамично развивающихся вузов России, действительный член Евразийской ассоциации университетов.
В университете теперь около тысячи компьютеров, активно используемых в обучении и исследованиях. На каждом факультете создана локальная сеть. При содействии Института “Открытое общество” появился уникальный центр “Интернет”, где оборудовано пять классов свободного доступа для студентов и преподавателей.
Обновлялась методика преподавания. Вводились тестовая и кейсовая системы контроля и закрепления знаний. Особое внимание уделялось созданию шести диссертационных советов. Выходили в свет “Вестник ВолГУ” в шести сериях, издание, посвященное научным школам университета. Университет активно включался в различные проекты Российской академии наук. Регулярными стали крупные международные конференции. В структуру вуза вошли четыре научно-исследовательских института, сеть региональных филиалов.
– Хотеть и делать. Нет причин, которые могли бы этому помешать. Поэтому, я думаю, жизнь и ее вызовы – это лучшая школа менеджера, – размышляет Иншаков. – Ректору нужно быть патриотом, энтузиастом и одновременно умелым и энергичным руководителем, который правильно выбирает приоритеты.
Университет – это прежде всего люди, которые стоят за кафедрой, читают лекции и ведут семинары. Именно от них зависит уровень научной, образовательной и повседневной культуры в стенах альма-матер. С признания этого приоритета я и начал свою деятельность ректора.
У нас есть свой герб, гимн, флаг, девиз “Ab voce ad rem!”, что значит “От слова – к делу!”, то есть все атрибуты корпоративного сознания. Важно и дорого, чтобы каждый студент и сотрудник чувствовал свою сопричастность к традициям и сегодняшнему дню альма-матер. Плох тот вуз, где не воспитывают личность, где не задумываются об университетской дружбе, о дисциплине, ответственности и правах.
К своим многочисленным титулам ректор Иншаков добавил в 1998 году звание “Лучший менеджер России в сфере науки и образования”.

Юлия ГРЕЧУХИНА
Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте