Стремительно меняется мир – меняются дети. В жизнь вступают цифровые поколения, с младых ногтей приученные к гаджетам, увеличивается количество детей с особенностями в развитии, миграционные процессы ставят педагогов перед проблемой обучения тех детей, для которых русский язык не является родным.
На все эти вызовы времени приходится отвечать. Заигравшись с экономическими и организационными преобразованиями в сфере образования, мы наконец приходим к пониманию мысли К.Д.Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову педагога». Иными словами, педагог – ключевая фигура реформирования образования, без повышения его квалификации, предполагающей приобретение им новых профессиональных компетенций, позволяющих работать с чрезвычайно усложнившимся, неоднородным контингентом учащихся, с угрозами и вызовами нового тысячелетия нам не справиться. ФГОС нового поколения и новый профессиональный стандарт педагога лишь задают вектор движения. Но что дальше?Существующая система подготовки и переподготовки педагогов достаточно архаична и практически не учитывает те новые реалии, с которыми сталкивается учитель в современной школе. Следовательно, ее предстоит реформировать в первую очередь. Но процесс этот только начался, пройдут годы, прежде чем в школе появится педагог, в одинаковой степени подготовленный к работе с одаренными детьми и учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Но те и другие, а также дети мигрантов уже сегодня сидят в наших классах, бесконечно осложняя и без того трудную работу учителей, приводя к их быстрому профессиональному выгоранию. Дополнительным фактором, невротизирующим педагога, является его аттестация, от которой зависит материальное благополучие учителя. Ныне действующая процедура аттестации, построенная на квалификационных характеристиках, зачастую носит формальный характер и отличается излишней громоздкостью. Специфика ее проведения во многом зависит от региональных предпочтений. Где-то педагоги, доказывая свое соответствие высокой категории, собирают гигантский портфолио, который по объему сродни докторской диссертации. В других местах проходят испытания компьютерным тестированием, заполняя бланки и отвечая на 500 (!) хитрых вопросов, проверяющих их знания педагогики, психологии и преподаваемого предмета. Повсеместно в качестве главных достижений педагога рассматриваются результаты сдачи его выпускниками ЕГЭ и одержанные ими победы на олимпиадах разного уровня. Эти два критерия оценки работы педагога легче всего поддаются формальному учету и контролю и по отношению к сохранным способным ученикам действительно свидетельствуют о хорошем уровне преподавания. Но кто и как оценит педагога, работающего с девиантными детьми, учителя, у которого в классе немало учеников с задержкой психического развития? И здесь в полный рост встает извечный грибоедовский вопрос «А судьи кто?». Убежден, пока на образовательном поле единственным оценщиком труда учителя будет чиновник, мы никуда не уйдем от формальных количественных показателей труда педагога. Для иного подхода у администраторов всех уровней нет ни достаточного количества штатных единиц, ни критериев оценки, позволяющих объективно судить о результативности труда учителя. По достоинству оценить качество работы коллеги может лишь педагог – мастер, владеющий передовыми педагогическими практиками, имеющий высокий авторитет в профессиональной среде. Таких специалистов в России не так мало, как кажется. Среди них, в частности, победители региональных и всероссийского конкурсов «Учитель года». Все они люди достаточно молодые и энергичные. Кроме них высоким профессиональным рейтингом обладают признанные мастера педагогического труда, чьи имена давно стали брендами. Думаю, настало время не на словах, а на деле реализовать принцип государственно-общественного управления и с этой целью создать профессиональную общественную ассоциацию, назовем ее условно «Педагог ХХI века», объединив в ней живые творческие педагогические силы, сообщество родителей как потребителей образовательных услуг. (Как ни относись к этому спорному термину, но родители действительно оценщики нашего труда.) Свою лепту в деятельность такой ассоциации могут внести ученые: педагоги, психологи, дефектологи, все те, кто способен обогатить практику новыми педагогическими технологиями, помогающими работать с усложнившимся контингентом детей и подростков. Обобщенно говоря, у создаваемой ассоциации две главные задачи. Это аккумулирование лучших педагогических практик. Организовав открытое сетевое взаимодействие, мы сможем сделать их достоянием всего педагогического сообщества. И внутренний профессиональный аудит, позволяющий по достоинству оценить труд педагога. Информационным спонсором такой ассоциации могла бы стать «Учительская газета». Как заявлял немодный ныне классик: «Газета не только коллективный агитатор, но и коллективный организатор». Почему бы не попробовать? Предлагаю обсудить эту идею на ее страницах.Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель РФ, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки РФ
Комментарии