Министерством образования разработана “Школьная программа по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании”. По возрастным категориям создан проект “Полезные привычки”. С 1-го по 4-й класс – неприятие табака, с 5-го по 7-й – алкоголя и наркотиков. Уже утверждены рабочие тетради для начальной школы, в которых ученики высказывают негативное отношение к этим “убийцам” здоровья. Проект работает в центральных областях, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Поволжье, Западной Сибири. Заказов много, но на транспортировку учебников, как всегда, не хватает средств.
ОБЖ. Школьники эту аббревиатуру расшифровывают не только как “Основы безопасности жизнедеятельности”… Да и разработчики БУПа ожидали, что новый предмет будет содействовать укреплению здоровья. Со временем выяснилось, что ОБЖ имеет много недостатков. Один из них – большой уклон в профилактику травматизма. Да, это серьезная проблема, но нельзя же “зацикливаться” только на ней! Еще одна беда ОБЖ – отсутствие качественных учебных пособий. Они готовятся. В федеральном НИИ медицинских проблем формирования здоровья.
Программа “Гигиеническое обучение и воспитание школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни” разработана НИИ медицинских проблем формирования здоровья еще в 1996-1997-х годах. С тех пор она неспешно внедряется. Некоторые учителя-предметники обучают детей здоровому образу жизни через дисциплины, которые преподают. Занимаются даже на иностранных языках – заучивают, переводят тексты на медицинские темы. Школьники пишут диктанты “Что такое дизентерия”, “Как уберечься от гриппа”, “Чем опасна желтуха”. Разработана целевая программа о правильном питании – хорошо оформленная, с рисунками для младших школьников.
Родители многих школ сталкиваются с проблемой расписания уроков. Из-за низкой зарплаты многие учителя работают по совместительству и планируют расписание занятий “под себя”. О детях они думают в последнюю очередь.
Известно, что в учебный план, допустим, 6-го класса, может быть заложено 30-32 учебных часа в неделю. Понедельник и пятница должны быть менее загружены тяжелыми уроками. Нежелательно проводить спаренные занятия по математике (что в расписаниях встречается неоднократно), иностранному языку и другим предметам, которые несут значительную умственную нагрузку. Нельзя в один день проводить физкультуру, ОБЖ, спаренные труды (что тоже в расписаниях присутствует). Кроме того, расписание должно проверяться санитарным врачом СЭС. Выходит, что там, где с расписанием непорядок, медики на эту проблему смотрят сквозь пальцы…
Известно, что существует президентская программа “Дети Чернобыля”. Районам Тульской, Калужской, Орловской и Брянской областей, пострадавшим от чернобыльской аварии, выделяются средства на медикаменты, на медицинское оборудование, на обучение медработников, на строительство культурно-оздоровительных комплексов. Как бы выделяются. В некоторых местностях эта программа не действует. Например, в поселке Добродеевка Почепского района Брянской области, куда переселились жители из 30-километровой зоны отчуждения всем селом. В добродеевской школе учатся 140 детей. По словам директора Татьяны Янченко, здесь нет ни одного здорового ребенка. У многих увеличена щитовидная железа, большой процент анемии, гастритов, кардиологических заболеваний. И начатое в 94-м году строительство культурно-оздоровительного комплекса заморожено. Добродеевским ребятишкам нужна ежедневная квалифицированная медицинская помощь. Кто сможет им помочь? Минобразование? Минздрав? Российское правительство? Или областная администрация, на которую кивают из центра? Как бы там ни было, но школа не включена в действующую президентскую программу “Дети Чернобыля”…
Профессор Ивановской медицинской академии Людмила Жданова восемь лет наблюдает за детьми детсадовского и младшего школьного возраста. И поняла, что здоровье ученика во многом зависит от учителя.
– Начинать надо с преподавателя. Кабинет психологической разгрузки должен работать на педагога, чтоб он мог снять стресс. Есть такое понятие – детский невроз, полученный от учителя. По исследованиям, педагоги и дети болеют одними болезнями.
Какова же в наши дни роль школьной медицины? Она огромна и она… невидима. Лучше, чем медик, детский организм никто не знает. Но высококвалифицированные медицинские кадры в школах, как известно, не задерживаются…
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии