Не надо рано вставать и спешить на лекции, не надо зубрить ночь напролет перед экзаменом, можно вообще не выходить из дома – и все же быть студентом, пройти все необходимые ступени высшего образования и получить диплом государственного образца.
Сказать честно, мне пришлось изрядно потрудиться, прежде чем удалось найти в Саратове учебное заведение, работающее по такому принципу, им оказался институт дистанционного образования, входящий в структуру Саратовского государственного социально-экономического университета. И Нина Горчакова, директор института, абсолютно убеждена в необходимости развития такого способа обучения.
– На практике «открытое обучение» – а именно так мы сейчас называем дистанционное образование, – говорит Нина Федоровна, – становится индивидуальной формой получения образования, когда студент напрямую общается с преподавателем. Это очень ценно, поскольку при традиционных методах обучения такой тесный контакт между педагогом и учеником – большая редкость.
Для того чтобы поступить в этот институт, не надо ждать начала приемных экзаменов: студентом можно стать в любое время года. Конечно, здесь обучение платное, поскольку вуз несет прямые материальные затраты – по обеспечению учащихся учебно-методическими пособиями, например. Но ведь, согласитесь, поступать в тот же СГСЭУ на коммерческой основе на те же «привычные» факультеты – не меньшая нервотрепка, те же экзамены и те же немалые затраты. «Открытое обучение» помогает избежать многих традиционных абитуриентско-студенческих проблем, позволяя получить диплом того же СГСЭУ за 3-3,5 года. Многих, кто согласился получить образование именно таким образом, привлекает и возможность приостановления и возобновления обучения в соответствии с собственной платежеспособностью. Есть деньги – учись, отощал кошелек – заработай и учись снова.
Ну, а как все же с обещанным «индивидуальным подходом»? С преподавателями «открытый» студент общается лично, или по телефону, или при помощи электронной и обычной почты. Сейчас развивается так называемое виртуальное представительство СГСЭУ благодаря выходу в единое информационное пространство научно-образовательного портала «OPENET.RU».
– Изначально мы ориентировались на обычные категории абитуриентов, – говорит Нина Горчакова. – Но потом оказалось, что наши услуги интересуют и учащихся 10-11-х классов средних школ. Поэтому мы начали обучать ребят менеджменту, бухгалтерскому учету, анализу и аудиту, правоведению с вручением в итоге свидетельства о начальной профессиональной подготовке. Замечено, что прошедшие такое обучение ребята лучше сдают вступительные экзамены в СГСЭУ, легче адаптируются к обучению, лучше в итоге учатся. А если они решат продолжить свое образование именно дистанционным способом, то ранее изученные дисциплины идут в зачет.
Но самым, пожалуй, неожиданным результатом развития дистанционного образования на базе СГСЭУ стала возможность получения высшего образования для заключенных, отбывающих сроки в исправительных учреждениях на территории Саратовской области. Зэкам точно так же дают задания, обеспечивают их учебно-методическими пособиями, свои работы «сидельцы» пересылают в институт по почте либо сами преподаватели приезжают в колонии. В общем, для самых сообразительных необходимость «мотать срок» вылилась в довольно полезное занятие. С другой стороны, контактировать со студентами преподавателям сложно из-за неизбежной закрытости и режимности пенитенциарных заведений. Нелегко, думается, и самим ученикам.
Как ни удивительно, но найти среди педагогов и руководителей образовательных учреждений Саратова более-менее значительное число сторонников развития и введения дистанционного образования оказалось тоже не столь просто. Однозначную позицию по этому вопросу занимает Галина Пичугина, заместитель директора Саратовского профессионально-педагогического колледжа имени Гагарина. Здесь вплотную подошли к осуществлению дистанционного образования. Галина Евгеньевна считает его весьма прогрессивным методом, и в первую очередь для инвалидов, часто болеющих людей, возможности которых в получении образования традиционными способами ограничены.
С другой стороны «баррикад» – Николай Кузьмин, директор саратовского лицея №37, который считает, что дистанционное образование если и нужно, то именно людям с ограниченными возможностями (взрослым и детям). А так – дети должны учиться в коллективе. Заместитель директора профессионального лицея №8 Нелли Волженина считает явным недостатком то, что в этом случае невозможна отработка профессиональных навыков, ведь это возможно только в условиях производства. А «на расстоянии» можно изучать лишь теорию. Но, как бы то ни было, дистанционное образование – это уже реальность, от которой никуда не денешься.
Комментарии