Мудрецы и великие умы всех времен и народов сходились в одном мнении – образование является основополагающим фактором в процветании и развитии наций и государств. Не поспоришь, не правда ли? Тогда почему же мы, поколение XXI века, все больше сомневаемся в адекватности происходящего в системе российского образования в целом и высшего образования в частности?
Одна из реальностей современной системы высшего образования – качество подготовки абитуриента. Проблема ЕГЭ частично, но все же влияет на высшую школу. Преподавателям приходится сталкиваться со слабыми навыками студентов в анализе фактического материала, с трудностями в запоминании текстов и иной информации, а самое главное – порой с неспособностью и неумением учиться. Причина – механическое натаскивание на сдачу ЕГЭ, следствие – головная боль преподавателя вуза и извечный вопрос: какой специалист получится из подобного студента и что я могу сделать, если у меня в распоряжении есть всего четыре года?Вторая реальность – либерализация учебного процесса. Студент, как известно, существо ленивое, поэтому ему, вырвавшемуся из-под опеки школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет совсем не до учебы или она отойдет на второй план. На практике это реализуется посредством свободного посещения лекций и занятий (по разным причинам – от «я болен/больна» до «у меня маленький ребенок»), неограниченного количества пересдач экзаменов и зачетов (оказывается, можно брать академический отпуск по любому поводу хоть до достижения пенсионного возраста), как следствие минимальное отчисление (негласный закон – коммерческих студентов отчислять нельзя, иначе как вуз будет зарабатывать деньги), и, конечно, побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и прочего.Помню, как мои знакомые, узнав размер моего оклада, крутили пальцем у виска и недоуменно спрашивали, что делает в вузе человек со знанием английского языка, когда можно было устроиться на любую другую должность. А держит меня пока еще сохранившаяся атмосфера старой высшей школы – где коллеги уважают друг друга, где студенты пока еще смотрят на преподавателя не как на безумца, а как на уважаемого и знающего человека, где люди ежечасно отдают часть своей души, пытаясь донести до подрастающего поколения, что, возможно, еще не все потеряно, что многое зависит от нас и от них, что знания и информация – это ключи к разумным решениям и правильным выводам.К сожалению, это лишь часть тех изменений, которые мы наблюдаем, и их смысл лежит в уничтожении того типа высшего образования, который сложился в русской культуре за 300 лет. Система образования России всегда была предметом зависти для западных научных кругов. Интеллект нации – это, пожалуй, единственное, что удавалось сохранить нашей стране даже в самые тяжелые годы. Именно благодаря интеллекту Россия всегда была величайшей державой мира. Являемся ли мы таковой сейчас? Реальность показывает, что скорее нет, чем да. Есть ли перспективы у нашей системы высшего образования? Наверное, есть. Но не в нашем мире, не в наше время и не с теми реформами, которые так активно навязывает научному сообществу государство.Оксана ЛУКОШУС, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, кандидат филологических наук, участник конкурса «Молодой преподаватель вуза-2016»
Комментарии