Под таким знаком проходит нынешний фестиваль – мост культуры Россия-Япония. Инициатива проведения этого феерического праздника искусств (фестиваль будет длиться почти год) принадлежит Мстиславу Ростроповичу, мобильность и отзывчивость на “веяния ветерков истории” которого общеизвестны.
По словам Ростроповича, у него не было более приятного партнера, чем господин Одзава, с тех пор как он его узнал, и с кем бы он чувствовал такой музыкальный комфорт. Действительно, ощущение полного взаимопонимания обоих маэстро и оркестра создали в Большом зале Консерватории совершенно необыкновенную атмосферу. Поразительная дирижерская манера Одзавы с первых секунд звучания музыки завораживает слушателя, его спокойно-сосредоточенная и одновременно внутренне-экспрессивная пластика вызывает ощущение какой-то магии. “У меня были хорошие учителя”, – скромно замечает японский мастер на пресс-конференции накануне концертов, как бы подчеркивая, что не считает себя гением.
В день открытия фестиваля в Большом зале Консерватории Новым японским симфоническим оркестром под управлением Сэйдзи Одзавы и солистом Мстиславом Ростроповичем были исполнены виолончельный концерт Дворжака и “Дон Кихот” – фантастические вариации на рыцарскую тему Рихарда Штрауса для виолончели с оркестром. В последующие дни – “Военный реквием” Бенджамена Бриттена с солистами Эйко Морикави (сопрано), Баури Майсурадзе (тенор) и Андреем Славным (баритон), дирижеры – Одзава и Ростропович.
Обращение к “Военному реквиему” Бриттена символично не только как некая акция (по словам самого Ростроповича) в контексте данного фестиваля объединения людей с помощью искусства, но и само по себе является значительным событием в масштабе общеевропейской музыкальной жизни. Первое исполнение “Реквиема” состоялось при освящении кафедрального собора св. Михаила в Ковентри, уничтоженного фашистами, на торжествах по случаю его восстановления. Это заупокойная месса по всем жертвам всех войн с традиционными частями и латинским текстом, который чередуется со стихами английского поэта Уилфреда Оуэна, написанными как диалог английского и немецкого солдат, один из которых пал от руки другого. Примиренные и умиротворенные смертью в финале этой грандиозной музыкальной фрески, они поют друг другу колыбельную, полную взаимного сострадания и братской любви на фоне хорала “Да покоются в мире, аминь”. Вопрос о дальнейшей судьбе человечества в этом произведении повисает в воздухе.
Сейчас россияне впервые имеют возможность познакомиться с искусством Японии в таком широком масштабе. Это и театральные постановки как традиционных, так и современных форм, ансамбли народного танца, живопись, икебана, балет (“Весна священная” Стравинского), традиционная японская игрушка, кино и многое другое.
Итта БЕРАТОВА
Сердце пополам
Состоявшийся в середине октября поэтический вечер директора школы ? 1274 им. В.В.Маяковского Семена Рувимовича Богуславского – событие и символичное, и неординарное. Он прошел в гостиной Музея В.В.Маяковского, с которым многие годы дружит школа. Дело в том, что в ней на протяжении уже более тридцати лет действует школьный музей-клуб поэта. Здесь бережно хранятся подлинные вещи Маяковского и ряд реликвий, которые бы не прочь иметь в своих фондах и “большой” музей. Традициями школьного музея стали поисковые и литературные поездки по городам России, встречи с писателями и поэтами, журналистами и актерами.
За последние четыре года у директора вышли в свет три сборника стихов: “Во что мы верим”, “Сердце пополам”, “Ракурс”. А сейчас готовится к изданию и четвертый сборник. Да и подборка стихов, прозвучавших в зале в исполнении автора и учащихся его школы, друзей и коллег, свидетельствовала, что мы имеем дело не с очередным дилетантом-графоманом, а, как ни смело это прозвучит, с Большим Поэтом.
Удивительно теплая атмосфера в гостиной, стихи, классическая музыка создали у многочисленных участников вечера чувство сопричастности не только с поэтической мыслью, но и с теми глубокими педагогическими, личностными, духовными проблемами, которые творчески преломились в строках поэта – директора.
Михаил ЛИЛОВ
Комментарии