Работаю в Кулишской школе более двадцати лет. Это моя жизнь, моя печаль и радость. С 1987 года я после института оказалась здесь, в деревне, что в сорока пяти километрах от райцентра. А за околицей – бескрайняя тайга. Преобладающее население – потомки прибывших в таежную глухомань по столыпинским реформам переселенцев-татар, народ крепкий, трудолюбивый.
Денег нет и не будетВ самое нестабильное время, в 1995 году, была назначена директором школы. За год до этого новое здание школы было сдано в эксплуатацию с массой недоделок (строили, как и везде на селе, шабашники). Впоследствии постоянно винила себя в том, что вместе с коллективом молчаливо смотрела на то, как со стройки рабочие пропивали стройматериал, работы велись как попало и будто не для нас. За то и поплатилась. Через полгода рухнула крыша здания школы – не выдержали стропила. Благо беда произошла вечером. На кого нам рассчитывать? Заведующий роно, узнав о случившемся, не приехал ни сразу после беды, ни после того, как все было восстановлено. А восстанавливать пришлось педагогам вместе с кочегарами и подсобными рабочими. Сказать, что было трудно, значит, ничего не сказать.С одной стороны, молодой директор, практически не знающий, как управлять коллективом, с другой стороны, родители, не получающие заработную плату месяцами. Мысль, как выжить в столь нестабильное время, не давала покоя ни днем, ни ночью. Что делать и как?Не было бы счастья…К принятию экстренных решений подвиг один случай. Накануне Нового года председатель сельского совета предупредил, что денег на утренник он не может выделить, а потому надо самим искать спонсоров. Мне дали адрес организации, которая вроде может помочь. Я будто на скамье подсудимых побывала, когда обратилась к ним. Вопросы были и от начальника, и от его заместителей, почему именно к ним и что нужно. Отвечаю и терплю изо всех сил, как бы не сорваться. Думаю: «Коль такой допрос учинили, значит, сейчас отвалят, может, тысячу рублей». Отвалили конфет 2,5 кг, да и то карамелек.Это был урок на всю жизнь. Невольно вспомнилось, что сыр бесплатным бывает только в мышеловке. Не помню, как добралась до дома, хотелось рыдать от отчаяния и безысходности… Наутро пришло решение: будем зарабатывать сами!Да, конечно, я столкнулась с сопротивлением своих коллег. Очень много было вопросов ко мне. Но ответ был весомый: «Иначе не выживем!»Я следовала здравому смыслу и истине, что коллектив на достижение высоких целей вдохновляет только тот человек, которого они уважают и ценят. Потому начинать надо с самого себя. Создавать позитивный прецедент – первая составляющая успешного руководителя! Долгое время мини-планерки и педсоветы (это было намного сложнее) проводила вначале в семье, с мужем, а после в коллективе.Кролики, овцы и другие «чудачества»Несмотря на все трудности, за сравнительно короткий срок был полностью обновлен подход к процессу обучения и воспитания. В вариативную часть учебного плана введены курсы «Огородничество», «Машиноведение с основами сельскохозяйственной техники», «Хозяйка сельского дома», «Твое здоровье», «Основы животноводства», «Традиции татарского народа», программы которых рекомендованы Главным управлением общего и профессионального образования Иркутской области, областным Институтом повышения квалификации работников образования.Параллельно в целях организации трудового обучения, а также производства сельскохозяйственной продукции, улучшения материально-технической базы быстрыми темпами создавалось подсобное хозяйство.А с каким недоумением наблюдали за «чудачествами» директора Кулишской школы и главы поселений, и начальник роно, и директора сельских школ! А ведь они должны были видеть и понимать всю глубину проблем, стоящих перед школой. Благо что те, кто не понимал, вскоре ушли.Но помню с благодарностью и помощников. Когда на территории нашей школы уже было небольшое хозяйство (кролики, овцы), а завести буренку не хватало средств, я обратилась к главе района Николаю Григорьевичу с просьбой дать через внебюджетный фонд ссуду на три года в размере 10000 рублей. Единственное, что он спросил: «А ты сможешь? Ведь это трудно». На что я ответила: «А работать хорошо всегда трудно».Да, мы были в своем роде пионерами. Да, и в дальнейшем, как я ни пыталась (проводила семинары для директоров, заместителей по УВР, глав поселений, приглашала на праздник «Хорошо учись, весело играй, да фермерское дело знай» детей из школ района), среди коллег-директоров найти союзников не удалось. А жаль!Не синица в небе, а птица в рукахТрудностей было немало на новом пути. На летний период мы покупали цыплят. Для экономии средств выезжали сами на птицефабрику, что за 800 км, на старенькой «Ниве». Привозили по заявке цыплят населению, работникам школы, а в итоге для школы получалась покупка бесплатно. И вот в очередную поездку, а было уже 27 апреля, решила сократить расстояние на обратном пути. Но река уже вовсю бушевала – переехать нельзя. Лишь маленький участок еще держался. Муж говорит: «Иди пешком, хоть одна останешься живой», а после, как переехал сам на машине, добавил: «Приеду домой – разведусь». Ясно было, дело до развода, может, и не дойдет, но уж ехать на следующий год однозначно откажется.Надо было что-то предпринимать. И тут объявляют в областной газете конкурс социально значимых проектов «Губернское собрание». Проект «Юный птицевод» получил грант в размере 30000 рублей. Этого хватило, чтобы купить на заводе инкубатор на 550 яиц в Пятигорске.Так, с 2004 года в учебный план школы помимо вышеназванных факультативов был введен факультатив «Птицеводство». Он помогает ученикам не только приобрести знания о птицах, но и научиться правильно ухаживать за ними. Теперь благодаря подсобному хозяйству школы все факультативы имеют практическую направленность. Ребята трудятся с удовольствием.Как сохранить селоПотом появились другие проекты: «Я в хозяева пойду, пусть меня научат», «Пусть будут на речке чистые воды и плавают в ней гусей хороводы», «Как нам сохранить село». Все они получили материальную поддержку. Это позволило нам не только пополнить учебно-материальную базу, но и ввести с 1 сентября 2006 года профильное обучение.Благодаря национальной программе «Образование» в школе появился столь долгожданный трактор «Белорус МТЗ-82» с навесным оборудованием.Сегодня кто, как не школа, сможет вырастить из нынешних сельских детей будущих специалистов и кто, как не дети, выросшие в селе и знающие все его трудности и нужды не понаслышке, смогут стать преобразующей силой для его возрождения?! Сегодня современное село находится на пороге серьезных преобразований, а потому нуждается в притоке молодых квалифицированных кадров. Наша задача – сохранить молодое трудоспособное население. Да, это трудно. Но если эту задачу не решать сегодня, завтра будет еще труднее, а через лет десять и вообще невозможно будет обеспечить село кадрами. Поэтому роль сельской школы трудно переоценить.А потому содержание образовательного процесса в нашей сельской школе максимально приближено к повседневной жизни детей и реальной практике, сельскохозяйственному производству и социальной жизни села. Каждый предмет в рамках школьной образовательной программы важно наполнить поэзией сельской жизни, сознанием необходимости и благородства крестьянского труда. Именно такой подход сельских школ к образованию детей поможет нам сохранить село. Коллективный труд на общую пользу стал стержнем школьной гуманистической воспитательной системы. Технологию воспитания мы взяли у Антона Семеновича Макаренко…Я уверена, что выражу мнение всего сельского учительства, если скажу, что с тревогой и болью восприняли мы эту новую реструктуризацию. И не потому, что учителя лишаются рабочего места. Дело мы себе найдем – земли в селах сколько угодно. Душа болит за село, за людей, за детей, которых снова могут оторвать от земли, поселить в интернаты при крупных школах.Лет пять назад до нашего села была проведена дорога с большим железобетонным мостом. До сих пор люди теряются в догадках: чего бы ради в такую глухомань? Старожилы помнят, как несколько лет назад встречались в лесу с геологами, поведавшими им о залежах алмазов и глинозема. Я понимаю, конечно, что все это будет после нас. Но сохранить село, которому в этом году исполнится 95 лет, – наш долг.Заветная мечтаСегодня наша школа, во-первых, стабильный и дружный, творческий и трудолюбивый коллектив из 14 педагогов, владеющий методикой дифференцированного обучения, тестирования и диагностики, ориентирующийся в области педагогических современных технологий. Средний возраст педагогического коллектива 43 года, средний стаж работы в школе 23 года. Четыре учителя – бывшие выпускники школы.Исходя из задачи школы – готовить детей к труду, чтобы они были хозяевами на земле, – содержание образовательного процесса максимально приближено к повседневной жизни детей и реальной практике, сельскохозяйственному производству и социальной жизни села.Обслуживающий персонал школы насчитывает 17 человек – неотъемлемая составляющая всех наших дел. В школе обучаются 47 учеников, 98% выпускников поступают на бюджетной основе в высшие и средние учебные заведения. Отмечен большой процент поступления в сельскохозяйственные академии, педагогические университеты и колледжи. Пришкольный огород занимает 2,8 га плюс сенокосные угодья 12 гектаров. Это единственная школа в Чунском районе с огромным подсобным хозяйством.А успешно управлять школой мне помогают такие качества, как интуиция, способность находить нестандартные «увлекательные» решения.Систему управления и руководства строю на демократических принципах самоуправления, поощрения, инициативы и самостоятельности. Предпочтение отдаю не столько контролю, сколько творчеству, совершенствованию педагогического мастерства. Самое главное в жизни – чувствовать время, не бояться трудностей, верить в успех.А проблемы, которые меня волнуют, касаются не только нашей школы. Труд перестал быть ключевой категорией общественной жизни, перестал быть значимым для подрастающего поколения. И выпускники сельских школ готовы идти куда угодно либо совсем не работать и жить на пособия, только бы не заниматься непрестижным сельскохозяйственным трудом.Практика убедительно показывает, что эффективная производственная деятельность оправданна и с экономической, и, что не менее важно, с образовательной и воспитательной точки зрения. Это дополнительная возможность углублять знания, получать профессиональные навыки. Это и оградительный фактор, так как дополнительная занятость бережет от негативного влияния, безделья. Разумная организация производительного труда учеников – это и средство нравственного становления личности. Любые попытки уйти от него ведут к серьезным неприятностям и для личности, и для общества. Убеждена, что веду сельскую школу по правильному пути. А самая заветная моя мечта – открыть при нашей школе филиал приюта для детей-сирот от пяти до девяти лет. Мы воспитаем и обучим их труду. Только поддержат ли нас власти? Поймут ли?Татьяна НЕМИРИЧ, директор школы №16, д. Кулиш, Чунский район, Иркутская область
Комментарии