На сегодняшний день необходимость заботиться о сохранении энергетических богатств страны признана на самом высоком уровне. Участвовать в этой деятельности должны все – от сотрудников центров энергоэффективности до простых граждан. Наибольшего эффекта можно достичь, если меры по энергосбережению будут приниматься не только по требованию закона, но и станут естественной потребностью человека. О том, как общими усилиями добиться такого результата, «Учительской газете» рассказали руководитель Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения Института профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности Минобрнауки России Владимир ФРОЛОВ и заместитель исполнительного директора НБИКС-Центра НИЦ «Курчатовский институт», советник заместителя министра образования и науки Российской Федерации Борис РЕУТОВ.
– Сегодня в процессе повышения культуры энергосбережения приоритет отдан учреждениям образования. Какая основная работа на них возложена?Б.Р.: Энергосбережение сегодня является основным направлением развития экономики всей страны, и поэтому, как вы справедливо заметили, значительная роль в продвижении энергоэффективных мероприятий отдана сфере образования. Наша планета почти исчерпала свои ресурсы, и, по сути, человек живет у природы в долг. И чтобы не допустить разрушения существующей экосистемы, мы должны научиться жить с природой в содружестве. Как известно, любые экономические преобразования требуют энергозатрат, и чем сложнее экономика страны, тем больше энергоресурсов ей необходимо. Если этих ресурсов уже не хватает, то надо учиться сокращать свои потребности, потому что сейчас мы крайне расточительны. Энергосбережение в таких условиях становится не просто комплексом мероприятий, о которых можно судить как об эффективных или окупаемых, а настоящей философией жизни.В.Ф.: Полностью согласен. И, на мой взгляд, это особенно справедливо, когда речь идет об учебных заведениях. Мероприятия по энергосбережению в системе образования дают не только экономический эффект, но и познавательный. То есть для учащихся и студентов создается правильная, разумная в вопросах энергопотребления атмосфера. Сегодня принимается много законов, указов, которые регулируют вопросы энергосбережения, но принудить человека к каким-либо действиям только законом невозможно. Нужно показать ему их целесообразность в действии. И естественно, в таких условиях стоит обратиться к сфере, связанной с воспитанием, распространением знаний, – к сфере образования.- И каким образом можно убедить людей в целесообразности энергосбережения?Б.Р.: Конечно, многое зависит от менталитета человека. Сегодня весьма популярно мнение, что энергосбережение – это предмет обучения от 7 до 70 лет. Так что первые шаги к познанию рационального использования ресурсов экономии нужно начинать в школе. Там ребенок проводит большую часть своего времени, получает знания, так почему бы не в школе учить его, как беречь энергию? Образовательное учреждение, как уже верно отметил мой коллега, прежде всего должно стать энергосберегающей средой, где правильно организована система отопления, освещения, где стоят хорошие окна и т. д. Тогда ребенок на подсознательном уровне впитает, как правильно организовать учебное, рабочее пространство с точки зрения энергосбережения, и, войдя во взрослую жизнь, будет отчетливее осознавать, зачем экономить энергию. И когда такой человек впоследствии, отучившись в вузе, придет на работу, он положит начало переменам и там, если что-то не будет согласовываться с его представлениями об энергосбережении. Вот это будет настоящей модернизацией.В.Ф.: Радует, что Министерство образования и науки РФ – одно из наиболее активных в этом вопросе ведомств. Конечно, это связано с тем, что в образовательных учреждениях есть те, кто хочет познавать, воспринимать и анализировать новую информацию, передавать ее другим. Потому в школе и вузе активнее идет процесс. Например, учителя физики, химии, математики, другие педагоги-предметники могут в рамках своей дисциплины донести до учеников необходимые знания по каким-то аспектам энергосбережения. А уже наша задача – центров энергоэффективности – дать им в руки методический инструментарий для работы и, конечно, обучить ответственных за энергоэффективность, чтобы они могли грамотно все организовать в самих образовательных учреждениях.- Каким образом реализуется образовательное направление деятельности вашего центра?В.Ф.: У нас есть несколько направлений работы – это обеспечение энергоэффективности в подведомственных учреждениях, внедрение системы энергетического менеджмента, популяризация энергоэффективности и, наконец, образование в сфере энергоэффективности. Что касается последнего направления и, в частности, непосредственной работы со школами, то, например, недавно мы совместно с Департаментом образования Москвы провели открытый урок в гимназии №1543 на юго-западе столицы. Разработаны новые учебные пособия, и мы хотели узнать мнение тех, для кого они предназначены, – пятиклассников, чтобы понять, насколько это качественные и адекватные требованиям аудитории материалы. Было приятно, что ребята очень активно включились в тему и подсказывали нам, над какими темами и как еще надо поработать, чтобы улучшить содержание учебников. Предполагается, что учителя смогут использовать их в качестве дополнительного материала в рамках уроков по окружающему миру или для отдельных занятий по теме энергосбережения.Б.Р.: Я считаю, что наиболее эффективным могло бы стать введение именно полноценного школьного предмета, посвященного энергосбережению. Но, понятно, что это едва ли возможно, у детей в школе и без того серьезная нагрузка. Однако чтобы достичь желаемого эффекта, редкими вкраплениями в другие учебные курсы не обойтись, должна быть системная работа. В рамках изучения предмета «Окружающий мир» детям можно преподавать более развернутый материал, рассказывая, например, об энергии, о том, как грамотно ее использовать или что каждый может делать у себя дома, чтобы помочь сохранить природные богатства.- А как научить студентов или людей более взрослого возраста тому, что грамотно и эффективно в энергопотреблении?В.Ф.: Например, у нашего центра есть несколько программ для вузов. Здесь и очные семинары, и вебинары. Это весьма удобно, так как можно учиться, не отрываясь от рабочего процесса. Мы проводим различные тематические форумы. В основном это мероприятия для тех, кто является ответственным за энергосбережение в учебных заведениях. Кроме того, мы сейчас создаем координационный совет инженеров в области энергоэффективности. Планируется, что в его составе будет 12 специализированных рабочих групп. Наша цель – собрать со всей страны авторитетных специалистов в этой области для решения серьезных государственных задач. Они смогут обмениваться опытом, совершенствоваться в профессиональном плане, в том числе в вопросах энергоаудита. На сегодняшний день к нам поступило уже 175 заявок от вузов с предложениями по своим кандидатам. Сегодня специалистов в этой области достаточно много. С выходом ФЗ №261 их количество возросло в разы, сформировался целый рынок. И теперь главная задача – повысить их профессионализм.Б.Р.: Да, можно сказать, что у нас создается рынок энергоаудита. Вузы сегодня стали набирать студентов на данное направление обучения, но это лишь первый шаг, нужно развиваться. Наша основная проблема в том, что нередко на уровне энергоаудита все мероприятия прекращаются. Есть понимание того, что надо что-то поменять, переоборудовать здание, но как это сделать – вопрос. Энергоаудит – это исследование, которое дает срез ситуации, но оно актуально только на ограниченный период времени. Уже через полгода надо проводить новое исследование, потому что ситуация стремительно меняется. После аудита необходимо оперативно приступать к конкретным действиям и затем вновь проводить исследование, чтобы понять, насколько верные выбраны меры.Для того чтобы добиться разумного обоснованного снижения энергопотребления, нужна четкая и ясная программа, разработка которой упирается в российский менталитет, в наши представления о необходимом и эффективном. Мы, например, уже привыкли по старинке «освежать» школу к учебному году. Но сегодня мало пройтись по стенам новым слоем краски. Мы должны действовать по-другому. И учиться, как действовать по-другому.- Какие еще мероприятия Центр комплексной энергоэффективности проводит в помощь образовательным учреждениям?В.Ф.: Одним из наиболее важных для нас является создание автоматизированной системы управления энергоэффективностью (АСУЭ), которая позволяет проследить, проведен ли энергоаудит, назначен ли энергоответственный в учебном заведении, какие мероприятия реализованы и на какие средства. Эта система уже разработана, сейчас мы начинаем ее опытную эксплуатацию, в следующем году приступим к использованию. С ее помощью школа или вуз смогут проводить все необходимые аналитические мероприятия и корректировать свою деятельность. Ведь на самом деле при всем многообразии высоких технологий самыми эффективными являются именно простые, известные всем меры вроде утепления или замены окон. Но, к сожалению, понять, что конкретно следует предпринять в той или иной ситуации, подчас весьма трудно. Наша система вносит ясность. На уровне министерства она позволит отслеживать, что в данной сфере происходит во всех подведомственных учреждениях.Кроме этого, в настоящее время разрабатывается такая стимулирующая к энергоэффективности мера. Мы создаем систему аккредитации образовательных учреждений, которые планируют у себя проводить ремонтные работы. Они будут проходить аккредитацию на соответствие требованиям энергоэффективности и показывать, что ремонт приведет к снижению энергопотребления.- Есть ли у новой системы и другие полезные свойства?В.Ф.: Я думаю, что АСУЭ продемонстрирует необходимость совершенствования нормативной базы. Сегодня федеральный закон №261 обязывает снижать энергопотребление на 3% в год. Но сегодня в стране есть такие вузы, которые уже исчерпали свой потенциал по снижению энергопотребления до принятия закона, как быть им? Дело не в том, что они плохо работают, наоборот, они настолько активно включились в эту деятельность и переоборудовали свои здания, тепловые узлы и т. д., что уже добились результата, к которому другие еще только идут. Все дальнейшие мероприятия, которые они могут выполнить для соблюдения требований закона, возможны только с помощью закупки дорогостоящего оборудования. Но в таком случае затраты будут гораздо выше, чем отдача, ведь срок окупаемости мероприятий может достигать 20 лет. Вот такие ситуации нам и нужно продемонстрировать с помощью нашей системы, чтобы внести необходимые корректировки в закон.Б.Р.: Но в любом случае, какую бы красивую схему, систему ни придумали, пока человек не будет понимать, что такое энергосбережение, зачем это нужно, не будет уметь грамотно пользоваться приборами, организовывать необходимые мероприятия, ничего не получится. Зачастую от незнания основ энергоэффективного поведения все сводится к тому, чтобы увеличить подачу тепла в здании, вместо того чтобы проверить и отремонтировать окна и трубы. Так что опять налицо температурный дисбаланс: те, кому стало жарко, открывают окна, и сотни рублей вылетают на свежий воздух, а другие только-только начинают согреваться. Это неграмотно и неэффективно. Именно поэтому и нужно внедрение системы энергоменеджмента в организации.В.Ф.: Если мы хотим получить ощутимые результаты, необходима комплексная работа. Это касается не только внедрения энергоменеджмента в образовательные учреждения и обучения ответственных за энергосбережение, выполнения конкретных научно-практических проектов, но и, конечно, формирования бережливого отношения к энергоресурсам.
Комментарии