Первый Московский педагогический форум каждый день собирал колоссальные онлайн-аудитории на дискуссии и мастер-классы почти два месяца. Сегодня, вспоминая наиболее запомнившийся брейнсторминг четырех недель форума, участники этого грандиозного события анализируют услышанное и претворяют в свою практику понравившиеся методики. В «Учительской газете» №8 от 23 февраля мы рассказали о старте такой мобильной площадки, которая с первых же дней показала свою эффективность для позитивных инноваций. С тех пор здесь произошло еще много интересного… Цель Московского педагогического форума – объединить учителей, сформировать вместе с ними запросы и практики будущего, заложить основу новых стандартов столичного образования. К форуму активно подключались педагоги и эксперты со всей России. Записи трансляций доступны на сайте Московского образовательного телеканала.
Тренды общественных наук в современном мире
Ключевым элементом современных исследований становится легкость создания научных коллабораций. Другое важнейшее завоевание – доступность публикаций и содержащихся в них данных. Мир становится более открытым, а общественные науки приобретают в этой связи особое значение.
По словам заместителя руководителя Департамента образования и науки Москвы Антона Молева, сегодня активно развиваются все сферы исторической науки, куда приходят современные технологии:
– В ближайшем будущем архивы станут доступнее широкому кругу людей благодаря оцифровке. Очень многие технологии уже сейчас являются основой для серьезных гуманитарных выводов.
Молев также рассказал о цифровых проектах в столице, в частности, школьникам предлагается разнообразный контент в Московской электронной школе, с помощью которого дети могут изучать общественные науки в интерактивном формате. Кроме того, в этом году межведомственный проект, оператором которого является Городской методический центр, запустили в онлайн-формате, и теперь школьники могут посещать мероприятия виртуально.
Российский историк, главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков, рассуждая о патриотизме, отметил, что это не только любовь, но еще и уважение, которое воспитывается на уроках истории:
– Это готовность понимать. Уважение и понимание помимо любви, конечно, воспитываются и на уроках гуманитарного цикла, и на уроках истории. Какими бы сложными ни были вопросы истории, какими бы трагическими ни были страницы истории, конечно, мы должны понимать истоки тех или иных явлений и уважать тот выбор, который был сделан когда-то нашими предками. Поэтому умение понимать и уважать, мне кажется, тоже важная составляющая патриотизма.
По словам начальника Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования и науки Ильи Новокрещенова, от того, как мы относимся к своей истории и каким образом изучаем общественные науки сегодня, зависит то, в каком обществе мы будем жить завтра:
– Хочу пожелать всем нам, несмотря ни на что, оставаться людьми, которые являются для подрастающего поколения старшими товарищами, экспертами, которые могут непредвзято и откровенно говорить на разные темы – простые и сложные. Рассуждать о роли личности в истории и о том, какие процессы определяют исторический облик и то общество, каким оно является сегодня.
Заведующий редакцией истории, обществознания и права издательства «Просвещение» Егор Бакаляр во время своего выступления обратил внимание на то, что сейчас идет процесс перехода от концентрической к линейной системе изучения истории и отдельное внимание уделяется синхронизации курсов всеобщей истории и истории России:
– Переход от концентрической системы к линейной полностью во всех классах и школах завершится в 2022 году. Это определит синхронизацию курсов всеобщей и отечественной истории, а также усиление компонента всеобщей истории в контрольно-измерительных материалах для государственной итоговой аттестации.
Экологическое образование в столичных школах
В рамках Первого Московского педагогического форума прошла экспертная сессия «Экологически ориентированный подход к созданию образовательной среды в современной школе».
Директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Дмитрий Моргун отметил, что в школьном экологическом образовании сейчас необходим новый подход, который базируется не только на создании экологически ориентированной образовательной среды:
– Когда мы апробировали модель «зеленой школы» в системе московского образования, мы говорили, что все-таки ключевое значение имеют экологически ориентированные ценности школьников, мотивирующие его на природо- и ресурсосбережение.
Эксперт пояснил, что в понимание целевой модели экологически ориентированной образовательной среды сейчас включаются также вопросы волонтерства, социально-экологической рекламы и партнерства как такового. Он отметил, что при реализации образовательных программ речь также идет о создании определенных систем диагностики обучающихся, которые позволили бы исследовать и диагностировать компетенции в области экологической культуры.
Моргун напомнил, что в системе московского образования разработка проекта «Зеленая школа» началась в 2017 году, который был объявлен Годом экологии. Моргун рассказал о роли экологических индикаторов и вариантах их трактовки, а также выделил три основных этапа проекта: методические консультации и обмен опытом, самоаудит образовательных организаций и экспертная оценка экологически ориентированной образовательной среды школ.
Сотрудник Музея землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова Людмила Попова в своем выступлении сосредоточилась на взаимосвязи школьного и вузовского экологического образования в контексте образовательной среды. По ее мнению, школу и вуз связывает дополнительное экологическое образование.
Попова также выделила неформальное образование – это различного рода мероприятия. В числе ключевых факторов формирования экологической образовательной среды она выделила практическую работу на природе и участие в олимпиадах и конкурсах. По мнению Поповой, важное значение в создании экологической среды в школе имеет компетентность учителя:
– Непрерывность экологического образования надо рассматривать не только как этапы начальной школы, детского сада, средней школы, студенчества. Это непрерывное обучение преподавателя в первую очередь, потому что от компетентности преподавателя зависит очень и очень многое.
Заместитель директора школы №664 Юрий Байков представил модель организации социокультурного сотрудничества детей и взрослых экологической направленности. Он рассказал, как организована работа в его школе, и привел примеры вовлечения учащихся в природоохранную деятельность:
– Единственным объективным критерием развития общества является уровень качества жизни. В данном контексте социокультурное сотрудничество детей и взрослых экологической направленности становится фундаментом для формирования у выпускника школы важнейших навыков, которые в будущем позволят ему иметь высокий уровень жизни.
Начальник эколого-просветительского центра «Воробьевы горы» Екатерина Колесова сосредоточилась на формировании эколого-информационной среды. Колесова подчеркнула, что информационная среда становится все более важной и неотъемлемой частью окружающей среды, она затрагивает все стороны жизни и формирует определенный образ реальности и понимания себя в ней. Поэтому работа в этом направлении, по ее мнению, отлично подходит для школьных проектов.
О практике таких школьных проектов рассказала учитель географии и биологии столичной школы №354 имени Д.М.Карбышева Вера Неделько. По ее словам, исследованиями школьники занимаются при помощи учителей и родителей. Вера Неделько рассказала и о работе школьного экоцентра: в нем проводятся учебные исследования и развиваются межрегиональные и международные связи, экоцентр занимается просвещением, проводит экскурсии для жителей города и сотрудничает с музеями.
Педагог выделила три основных компонента экологического образования: знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов; эмоционально-эстетическое восприятие природы и отношение человека в ней; практическая деятельность:
– Экологическое образование должно быть непрерывным начиная с дошкольного возраста и продолжаться в течение всей жизни. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и определенные практические навыки, которыми должен владеть каждый человек.
Методические клубы и учительский профессионализм: что обсуждали эксперты на естественно-научной неделе форума
Сотрудники Института содержания, методов и технологий образования Московского городского педагогического университета обсудили с коллегами тенденции и перспективы развития предметных областей биологии, физики, географии и химии. Встречи проходили в формате методических клубов – специальных онлайн-площадок, где собираются педагоги и методисты для обсуждения актуальных вопросов содержания образования, которые в будущем найдут отражение в повседневной практике учителей.
Результаты – очень важный аспект проектирования урока. Сейчас существуют нормативные документы, где сформулированы требования к результатам, но они не всегда понятны школьникам и их родителями. О целях обучения и способах организации деятельности на уроках химии с московскими учителями говорили старший методист ИСМиТО МГПУ Дмитрий Болотов и методист Дмитрий Булгаков.
Эксперты отметили, что результаты и цели обучения должны быть сформулированы на доступном для всех участников образовательного процесса языке. Тогда ребенок сможет осознанно сказать, чему научился, а не какую тему проходил.
Планирование урока обсудили вместе с коллегами Елена Арефьева, старший методист ИСМиТО МГПУ, и Юлия Кругова, методист ИСМиТО МГПУ.
– Важно понимать, что физика не только для технических специальностей, – отметила Елена Арефьева, – не только для инженеров. Каких результатов должны достичь учащиеся гуманитарных классов, будущие медики, художники, журналисты? Как отобрать материал к уроку, чтобы он был интересен и полезен всем ученикам? Очень важно ориентироваться на деятельность учащихся. Только через деятельность ученика, через осмысление того, что делаешь и для чего делаешь, достигается хороший результат. Как это будет осуществляться, зависит от учителя.
Для того чтобы школьники демонстрировали высокие достижения в каком-либо предмете, им необходимо понимать, как применять полученные знания и навыки на практике. О том, как сделать каждый урок уникальным и интересным, рассказал Эдуард Яралов, старший методист ИСМиТО МГПУ.
Эксперт отметил, что именно на переосмысление и конкретизацию формулировок результатов направлена разработка нового тематического каркаса.
– Индивидуальная траектория ученика станет еще проще, так как появится возможность выбирать те задания, которые не только подходят учащемуся, но и интересны ему, – подытожил Эдуард Яралов.
Международное сотрудничество
Департамент образования и науки города Москвы и Министерство образования и профессиональной подготовки Испании довольны промежуточными результатами совместного сотрудничества.
После подписания меморандума между ведомствами для столичных педагогов был запущен курс профессиональной переподготовки «Преподавание испанского языка» с получением квалификации «учитель испанского языка». Первая группа педагогов, преподающих иностранный язык и другие предметы в школе, закончит обучение в конце 2021 года.
Программа бесплатная и предполагает обучение испанскому с нуля до уровня В2. Принять в ней участие может каждый учитель. Информация о наборе публикуется на сайте центра. В Министерстве образования и профессиональной подготовки Испании рассматривают все анкеты, производят отбор и приглашают кандидатов к обучению.
– Мы можем поистине гордиться активным и глубоким сотрудничеством с системой образования Москвы. Мы очень довольны уровнем взаимодействия, которого удалось достичь, а также уровнем высокого интереса к испанскому языку со стороны образовательных организаций, детей и семей города Москвы, – отметил руководитель по международному сотрудничеству отдела образования за рубежом Министерства образования и профессиональной подготовки Испании Хосе Аурелио Льянеса Вильянуэва на Первом Московском педагогическом форуме.
Участники программы уже демонстрируют успехи: активно публикуют материалы по испанскому языку на платформе МЭШ, принимают участие в Клубе молодых учителей испанского языка. Некоторые начали вести занятия в рамках дополнительного образования в своих школах.
Мир одиночек завершился
На смену «эпохе Гутенберга» – классической книги – приходит эра Интернета, формируются принципиально новые формы общения.
Так обозначила тенденцию метаморфоз современного гуманитарного образования ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина Маргарита Русецкая.
– Вместе с тем, – подчеркивает она, – традиционная языковая грамотность и хорошее знание литературы становятся очень важными качествами для успеха как в профессиональных, так и в личных коммуникациях. Первое впечатление о человеке формируется на основе его речи. От наших навыков хорошего собеседника зависят и академическая успешность, и профессиональное и личное благополучие.
На рынке труда речевые компетенции сегодня играют ключевую роль. Я считаю, что в каждом кабинете – физики, химии, математики, русского языка и литературы – должны висеть диаграммы, отражающие наиболее востребованные компетенции для разных профессий. Опора лучшего будущего – так называемое поколение «альфа»: грамотные, прагматичные, целеустремленные ребята, которые инвестируют ресурсы в свое будущее, в том числе психологические, временные, когнитивные.
Президент нашего университета академик РАН и доктор наук Виталий Григорьевич Костомаров 20 лет назад написал первые статьи о дисплейной коммуникации. Уже тогда ученому стало ясно, что мы стали участниками огромной цифровой лаборатории и под влиянием Интернета вместе формируем новый, третий, вид коммуникации.
Речевое поведение закладывается семейными традициями. По мнению Русецкой, речевой этикет, культура в семье, культура семейного диалога определяют, какой будет речь ребенка в дальнейшем:
– Усвоение устной речи на родном языке происходит путем подражания ребенка взрослому. Затем он овладевает письменной речью уже путем применения специальных методик и через систематическое обучение. Это два вида речи, не считая внутренней, с которыми мы работали до эпохи Интернета.
Третий, новый вид коммуникации называется «дисплейный» как опосредованная коммуникация через экран любого гаджета. Его последователи называют подобную коммуникацию гибридно-синтетической. Этот вид общения включает в себя и возможности устной речи – голосовые сообщения, телефонные звонки, хотя, пользуясь телефоном, мы скорее вступаем в традиционную коммуникацию, а вот голосовые сообщения со смайликами и гиперссылками относятся к гибридно-синтетическому типу.
Дети знакомятся с интернет-общением раньше, чем с чтением и письмом. Взаимодействовать с дисплеями они научаются с первого года жизни.
– Поколение «альфа» – это дети 7-10 лет, чьи родители уже свободно и легко пользовались цифровыми технологиями, – отмечает эксперт. – По статистике, большую часть своего досуга дети проводят, общаясь в соцсетях.
Этот вид коммуникации опирается на возможности классической устной и письменной речи, но не сводится к простой их сумме. То, что отталкивает поколение «40+» в интернет-общении, является его преимуществами: быстрота, образность, информативность, способность быстро подключиться к сетевому интеллекту. Мир одиночек завершился.
Старшее поколение воспитывалось в духе готовности к испытаниям: уметь выжить в лесу, сориентироваться на Северном полюсе среди белых снегов, не погибнуть в жару на экваторе. Мы опирались только на свои когнитивные способности. Сегодня есть сетевой интеллект: не обязательно знать и помнить все, важно грамотно и вовремя уметь подключиться к нему, работать с дисплейным, гибридно-синтетическим текстом.
Вызовы и возможности современной педагогики
Новый вид коммуникации, безусловно, включает в себя новые сложности и возможности, становится основой для решения новой педагогической задачи. Учителя должны обучать школьников и грамотной цифровой, а не только устной и письменной коммуникации.
Современная личность может быть названа конвергентной: усвоение навыков дисплейной коммуникации происходит одновременно с изучением языков. Учителя играют огромную роль в процессе цифровой трансформации. На Первом Московском педагогическом форуме говорили о предпосылках и возможностях для выстраивания новой образовательной модели, в которой молодые люди, сегодняшние школьники, станут успешными специалистами, грамотно овладевшими высокими технологиями. Судя по настрою всех участников этой эпохальной экспертной сессии, к новым вызовам времени учителя готовы.
Лора ЗУЕВА
Комментарии