Выставки имеет смысл устраивать только тогда, когда есть что показывать. В нынешнем году СЗАО затеял сложное и многотрудное дело, и называлось оно «Молодежная ЭКСПО на Северо-Западе Москвы: интеграция науки, промышленности и образования». Сложность и многотрудность заключались прежде всего в том, что на этой выставке, пожалуй, впервые в столице (а то и в России) были представлены сразу несколько прорывных детско-взрослых проектов – вполне серьезных работ, выполнение которых не предполагало игру в какое-то дело, а было тем самым делом, которое сразу дало возможность серьезных отношений взрослых и детей, решающих вместе очень важную задачу.
Смысл всего происходящего на Северо-Западе и до устройства «Молодежной ЭКСПО…», и сейчас, когда эта выставка успешно проведена, в том, что в Год ребенка дети претендовали на то, чтобы их работа внесла существенный вклад в развитие округа. При этом имелось в виду развитие не только окружной системы образования. Юные ученые, которых уже давно в СЗАО называют генеральными конструкторами, стремятся предугадать, предвосхитить, а может быть, даже выстроить то будущее, в котором им предстоит жить.
Приближать будущее, о котором пока нет представления, задача не из легких. Но ученики Северо-Запада, судя по всему, не боятся трудностей, иначе как бы смогли они взяться за разработку модели регионального самолета, ядерно-водородной энергетики, мусороперерабатывающей и новой микроэлектронной отраслей? «Учительская газета-Москва» снова и снова возвращается к этим проектам, поскольку, как дело новое и перспективное, они заставляют задумываться над тем, как должны быть связаны образование, наука, промышленность, чтобы достоинства и сильные стороны одной сферы были приумножены в тесном сотрудничестве с другими. Проектная деятельность как таковая в Москве развита довольно широко, но, конечно, должен был в процессе этой деятельности свершиться прорыв в совершенно новое качество, должны были родиться некие современные инновационные формы. И он, прорыв, произошел в тот самый момент, когда на Северо-Западе возникла программа «Социальное проектирование и перспективная занятость молодежи», которая стала своеобразным мостом между чистой наукой и чистым образованием, между проектной деятельностью и жизнью как таковой.
Социум не может быть абстрактым
Социальный проект не может быть чем-то умозрительным, теоретическим, не связанным с жизненными реалиями. Тут должна быть конкретная цель, которую нужно достигнуть, конкретная территория, для которой достижение этой цели архи-необходимо, конкретная группа людей, для которой чрезвычайно важна такая деятельность. Иными словами, если школьники придумали какой-то проект, то в его нужности, реальности и эффективности должны быть убеждены не только они, но и представители властных структур, предприниматели, специалисты в конкретных профессиональных областях. Такие проекты, по мнению ученых и практиков, могут стать основой перспективной стратегической занятости молодежи, соотнесенной с планами социально-экономического развития конкретной территории – округа или района.
Тут нужно очень внимательно разобраться в том, что такое стратегическая занятость и чем она отличается от хорошо известного трудоустройства и профессиональной ориентации молодежи на те или иные профессии. Дело в том, что стратегическая занятость, по мнению специалистов, – это прежде всего такая форма организации свободного времени, когда молодой человек включается в процесс проектирования и в процессе этой деятельности получает возможность соотнести свои интересы, ожидания, представления о том, какой может быть его будущая профессиональная траектория, с тем, каким образом складывается будущее той территории, где он живет и учится. Более того, он получает уникальную возможность предложить свои варианты развития этой территории с тем, чтобы определить область приложения своих сил.
Эксперимент, проведенный и проводимый на Северо-Западе, состоял из нескольких этапов. На первом была организована молодежная переговорная площадка по проблемам занятости молодежи в Митине, на этой площадке произошла первая «пристрелка» относительно того, какова позиция и каково ожидание молодых людей в отношении существующих возможностей их трудоустройства.
На втором этапе начались работа с педагогами, выведение школ-участниц эксперимента в режим социального проектирования, достраивание имеющихся инициатив до формы социальных проектов, предполагающей значимый результат в социальном поле. Вот это было очень важно, потому что хороших идей, замыслов, инициатив у людей много, но до реализации, до их практического воплощения путь оказывается не просто долгим, но и путаным, не приводящим в конечном счете к той цели, которая видится. Участники же эксперимента были поставлены в такое положение, когда, высказав какую-то идею или проявив какую-то инициативу, вынуждены были тут же предложить тот социальный проект, выполнение которого позволило бы реализовать предложенное на практике.
Третий этап стал этапом взаимодействия проектных групп с представителями управ и муниципалитетов – авторам и придумщикам нужна была серьезная поддержка, а проще говоря, им нужны были власть имущие, которые бы поверили, поддержали и помогли достичь нужного результата. Нужного не авторам, а всему обществу.
Что получилось в результате? В результате эксперимента в округе сложились разные типы социальных проектов, представляющих интерес для органов власти, отвечающих за развитие территории, учреждений образования, но самое главное, для молодых людей, которые включались в реальное участие в социальной жизни.
Всего важней – инфраструктура
Одной из важных и актуальных групп социальных проектов стала та, которая должна была исследовать и проанализировать социальную инфраструктуру. Почему это было так важно? Да прежде всего потому, что сначала нужно изучить, чем округ располагает, какие есть проблемы, требующие решения, как относятся к ним различные группы населения и каковы возможности выстраивания диалога народа и власти, ведь в ходе него должны возникнуть взаимопонимание, определиться пути решения тех или иных проблем, которые, по сути, становились теми социальными проектами, которые необходимо было разработать, предложить и реализовать.
Среди таких проектов были: «Я – водитель, пешеход» (школа №1358), «Информационно-аналитический центр по изучению проблем молодежи» (школа №1517), «Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность» (школа №1544), «Мы в ответе за тех, кого приручили…» (школа №1743), «Рекультивация исторического пруда» (школа №599), «ИТОС в профилактике зависимостей (ситуация факторов риска в молодежной среде)» (школа №1571).
Деньги могут дать знания
Вторая группа проектов объединила те, что отражали социальные инициативы молодежи и могли быть реализованы ее силами частично или полностью. Понятно, что это возможно только при поддержке власть имущих, социальных партнеров, спонсоров. Поэтому для реализации таких проектов необходимо, чтобы инициатива была не разовой, имела значение для развития или решения конкретных проблем района и даже округа, приобретала существенное социальное значение в том случае, когда работа проектной группы была скоординирована с деятельностью и позицией властных органов. В будущем, как считают специалисты, развитие программы предполагает закрепление за такими проектами статуса формы занятости молодежи с системой поощрения и выплаты вознаграждения, что справедливо, так как за общественно полезный труд нужно воздавать должное, а за труд – платить, ведь затрачены силы, время. Это еще важно потому, что ученики должны понимать – деньги можно зарабатывать, если у тебя есть образование, если ты умеешь добывать нужную информацию, наконец, если ты способен к интеллектуальной деятельности. В этом случае не возникает вопрос: «Зачем учиться?», все и так понятно.
Среди второй группы проектов были такие: «Формирование молодежной среды в районе Северное Тушино» (школа №599), «Школьная компания по организации содержательного досуга для молодежи» (школа №92), «Информационное пространство «Имена» (школа №80), «Детско-молодежное объединение «Сверстник» (школа №1327), «Фонтан с цветником на территории школы» (школа №154).
От подростка – к подростку
Третья группа проектов содержит особые инициативы молодежи, которые имеют социальное значение, требуют разработки реализации образовательных программ. Среди таких программ – молодежные профилактические, программы, ориентированные на детей-инвалидов, и многие другие, важность которых отмечает ЮНИСЕФ, поддерживающая их на международном уровне, признающая высокую эффективность данных социальных инициатив. Понятно, что ценность таких программ высока, ведь молодые люди и подростки становятся при этом волонтерами, готовят детские задачники и решебники по базовым и факультативным дисциплинам, решая проблему преодоления трудностей в учебном процессе, создают свои программы профилактики наркомании, алкоголизма и прочих вредных привычек.
Распространение таких программ в молодежной среде может помочь созданию молодежного информационно-образовательного пространства. Кроме того, понятно, что отдельные компоненты программы могут быть включены в деятельность всех ОУ и помочь в успешной координации действий образовательных учреждений и учреждений социальной защиты, здравоохранения, психологических служб и так далее.
Среди проектов третьей группы: «Коммуникационно-информационный центр поддержки детей с ограниченными возможностями Re@акция» (школа №1517), «Создание транспортной площадки по изучению Правил дорожного движения» (школа №705), «Пропаганда здорового образа жизни среди молодежи» (школа №828), «Малый политехнический музей» (задачник для младших классов) (школа №1327).
Кем стать? Кем работать?
Четвертая группа проектов включила в себя очень важные для молодежи и жизненные проекты. По большому счету, все учащиеся в старших классах уже серьезно думают о том, чем они будут заниматься после окончания школы. Поэтому эта группа проектов предполагала прежде всего включение молодежи в создание пакета предложений по молодежной же занятости.
Для того чтобы программа стала интересной и содержательной, необходимо было прежде всего провести анализ ситуации занятости, реализации интересов и карьерных планов с позиции молодежи, сделать мониторинг интересных для нее и нетривиальных форм занятости, разработать проектные предложения, провести активную профориентацию с помощью методик, реализуемых подростками, использовать информационные ресурсы для привлечения внимания молодежи к этой проблеме и информирования ее об имеющихся возможностях, проанализировать перспективные планы развития с точки зрения необходимых форм занятости, привлекательных для молодежи. В результате теперь можно создать систему содержательной перспективной занятости для молодежи, предложить формы включения молодежи в создание подобной программы. А в целом вполне вероятно возникновение окружной кадровой программы, ориентированной на молодежь.
Среди таких проектов: «Проблемы занятости молодежи и пути их решения» (школа №69), «Решение проблемы труда и занятости молодежи в «спальном районе» (НОУ «ШЭВР»), «Центр социально-трудовой адаптации «Шанс» (школа №769), «Нужен ли я обществу» – профессиональное и социальное ориентирование» (школа №1964), «Школьный центр консультативно-предпринимательских услуг» (школа №1745), «Молодежное информационное издание по занятости» (школа №1295), «Построй свою карьеру сам» (школа №1327).
Комментарии