search
main
0

От роддома до академии Генерального штаба Мечта генерала о непрерывном военном образовании осуществляется в обычной рязанской школе

Более 10 лет в средней школе N 54 города Рязани существуют “офицерские” классы подготовки резерва для поступления в Рязанский военный автомобильный институт (РВАИ). Всего с 1993 по 2000 год военно-ориентированные классы окончили 202 школьника, из них в военно-учебные заведения поступили 152 человека, в том числе в РВАИ – 135, из общеобразовательных классов стали курсантами автоинститута еще 42 выпускника. В 2001 году из 24 школьников 21 выбрали профессию офицера. Отзывы о курсантах и офицерах из числа питомцев “офицерских” классов только положительные. Многие удостоены государственных наград, участвовали в боевых действиях в Чеченской Республике.
Об опыте работы военно-ориентированных классов рассказывают педагоги. Первый мой вопрос адресован заместителю директора школы по учебной работе Галине Никитиной, стоявшей у их истоков:
– Когда и по каким причинам созданы “офицерские” классы?
– В 1990 году, в самое тяжелое время, когда стали “стираться” традиционные нравственные ценности, начали “затаптывать в грязь” Советскую Армию, катастрофически падал престиж воинской службы. Мы поняли, что школа не выживет, если не “привязать” ее к военно-учебному заведению. Обратились с соответствующим предложением к начальнику института генералу Анатолию Редько. Он не сразу согласился на совместную работу, ходил в школу, знакомился с учителями, смотрел учебную базу. “Семечко должно упасть в ту землю”, – любил говорить генерал. И его собственная мечта о многоуровневом военном образовании, как он говорил “от роддома до Академии Генерального штаба”, начала осуществляться в стенах нашей школы.
– Наш первый “офицерский” 10-й класс собрал 31 юношу из разных школ города, – вспоминает Надежда Ускова, классный руководитель первого выпуска профильного класса. – Взяли всех, кто хотел. Ребятам пришлось преодолевать немалые трудности: дальняя дорога в школу из разных концов города, “прописка” среди местных мальчишек, повышенные требования к учебе на базе автоинститута. Но уже тогда полувоенная форма, знаки отличия, специальная программа сделали свое дело. Из 31 поступившего в спецкласс 28 его успешно закончили, 23 человека стали курсантами военных училищ, в том числе 12 РВАИ. Некоторые из первых выпускников уже по 2 раза побывали в Чечне и Югославии, имеют ранения, контузии. А к школе у них осталось самое доброе отношение. Приглашают нас на прием присяги, выпускные балы, помогают строить учебную базу, воспитывать мальчишек. И, что трогательно, только с нами делятся секретом, что добровольно едут на Кавказ под пули: “Только маме не говорите”.
Но первый выпуск выявил и проблемы. В школе осознали необходимость конкурсного отбора в профильные классы, так как желающих учиться в них стало намного больше. Необходимо было также повысить качество, сроки и базу подготовки по профпредметам: математике, физике, автоделу, военной истории. Очевидным было и то, что ориентация на возможность получения военной профессии должна быть более ранней.
Поэтому сейчас в школе уже с 6-го класса мальчики обучаются отдельно. Увеличено количество часов на математику, физику, физкультуру. В четверг и в пятницу занятия проводят в военном институте офицеры. Факультативно даются уроки картографии и топографии. Хрупкая женщина, учитель географии и жена офицера-автомобилиста Татьяна Мальцева обучает мальчишек ориентированию и хождению по азимуту. А каждое занятие – это 18 километров пешего перехода…
Хотя в школе мужчины-педагоги в меньшинстве (63 против 6), в военизированных классах преподают прежде всего они. В этих классах веден режим школы полного дня, в котором урочные часы сочетаются с самоподготовкой.
– Мы поняли, что без внеклассной, систематической воспитательной, военно-патриотической работы нам дело не сдвинуть, – считает директор школы Вячеслав Силин. – Поэтому в 1990 году появился клуб “Отечество”, в котором обсуждались проблемы воинской чести, долга, ответственности. Сейчас клубов по интересам у нас много. И среди них самые массовые, яркие, результативные – “Отечество”, “Офицерская честь”, “Допризывник”. На их заседаниях встречаются мальчики и девочки, курсанты-выпускники школы, офицеры и школьники, учителя и родители. Эти встречи оставляют след в душе.
Иногда ребята говорят: “Мы хотим сами провести заседание по своей теме”. Вспоминаю строки из сочинения нашего ученика Андрея Дремова: “Нет должности – красивый человек, но нас делает красивыми клуб “Офицерская честь”. Именно ребята в каждое дело, мероприятие вносят ореол романтики. С уроков, с заседаний клубов она продолжается в романтике военно-полевых сборов, которые проводятся в профильных классах 2 раза в год по 7 дней в летнее и зимнее время. В июне в знаменитых Селецких лагерях РВАИ на берегу Оки, а через полгода на территории автоинститута в Рязани.
– Автомобильный институт, согласно договору между нами, – продолжает тему преподаватель автодела и ОБЖ, офицер-автомобилист запаса Валериан Ефремов, – оказывает помощь в планировании и проведении сборов: предоставляет базу, штат – от командира роты и до старшины (все из наших выпускников), организует занятия, питание, создает необходимые бытовые условия. И надо сказать, что сборы – серьезная проверка для наших юношей, своеобразный “курс молодого бойца”. После полевой учебы идет отсев. А офицеры института имеют возможность приглядеться к ребятам, отобрать и взять на заметку лучших.
Мы же отрабатываем учебные задачи, показываем жизнь войск, технику, проводим учения, в том числе и боевые стрельбы. Сейчас ведь оружие в школе только пневматическое. Но благодаря помощи военных, особенно командира соседнего 137-го парашютно-десантного полка полковника Сергея Безрукова, мы на стрельбище десантников выполняем все стрелковые нормативы и знакомимся с образцами вооружения. А, кроме того, изучаем парашютную подготовку на тренажерах, прыгаем со стапелей, осваиваем рукопашный бой.
У нас с воинами в голубых беретах крепкая дружба. Ежегодно они приглашают нас на свой праздник, и мальчишки возлагают венки к часовне, установленной в память о погибших солдатах полка. А мы вспоминаем и своих выпускников – участников боевых действий. Семеро из них прошли Чечню, были в Югославии. В 1995 году погиб Андрей Волков, наш бывший ученик, потомственный военный, офицер ВДВ.
В школе особенное, теплое отношение к ветеранам, выпускникам. Здесь нашел приют музей 149-й стрелковой дивизии, которому не нашлось места в обновленном после ремонта здании Рязанского педагогического университета. А директор школы Вячеслав Силин сделал все, чтобы лучшее помещение в его школе было отдано для экспозиции, и заведующей поставил лучшего историка и педагога Галину Петроченкову. Судьба прославленного соединения тесно связана со школой и РВАИ, так как в 1942 году в этом районе на базе Октябрьского городка оно прошло формирование и отправилось на фронт. 15 февраля 2002 года, спустя 60 лет после этого события , 25 ветеранов дивизии собрались вновь в стенах школы, в музее. “Заходили в музей, как в храм, – вспоминает директор школы. – Были митинг, концерт, обед, встречи с ребятами, курсантами и офицерами. А потом подошел один из ветеранов и попросил принять в школу его внука, который живет в Пензенской области”.
– Вячеслав Николаевич, – задаю вопрос директору, – вы отбираете в “офицерские” классы лучших учеников, прошедших конкурсный отбор, а как же “проблемные” ребята?
– Да, у нас в спецклассе учится один из 4-х желающих туда поступить. Но конкурс “без блата”, честный. Критерии отбора высокие. Экзамены по главным предметам, хорошее состояние здоровья, тестирование на профпригодность офицерами-психологами РВАИ. И здесь у многих есть проблемы. Подтянуться 12 раз на перекладине, пробежать 3 км за 12 минут под силу не каждому. Бывают и медицинские противопоказания. Двое мальчиков, золотые медалисты не смогли поступить в автоинститут по состоянию здоровья, но через год после лечения они были зачислены в военную академию. Мы направили в войска 5 медалистов. Школа считается одной из лучших в Рязани. А опыт наш признан уникальным.
– Вячеслав Николаевич, какие проблемы и перспективы у школы, у классов подготовки резерва поступления в учебные заведения Министерства обороны?
– Отбросим проблемы финансирования и оплаты труда учителей. Мы уже привыкли работать на энтузиазме. А вот то, что Рязанский автомобильный институт сокращает ежегодный набор до 150 человек, в том числе местных до 15-20, тревожит. Получается, что наши выпускники, прекрасно подготовленные, уже несколько лет живущие по армейским законам романтики военной службы, что сейчас особенно важно, не будут востребованы… Поэтому свою перспективу мы видим в организации и создании лицейских классов военно-технической направленности и расширении ориентации воинских профессий, в частности, в области МЧС.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте