Эксперимент по единому государственному экзамену в этом году впервые состоялся в Волгоградской области. В нем приняли участие 24 987 выпускников всех общеобразовательных учебных заведений, в том числе вечерних школ. В форме ЕГЭ старшеклассники сдавали только один экзамен – математику.
Разговоры об этом новшестве задолго до решающего дня ходили самые разные. И родители, и сами ребята, да и учителя, конечно, спокойны не были.
– Не понимаю, почему вот так вдруг в сторону ужесточения изменились условия выпускного экзамена? Раньше на итоговой контрольной задач и примеров было намного меньше. Времени же на их решение давалось больше! – этот резкий вопрос прозвучал в ходе «горячей линии», которую проводила одна областная газета. И возмущение задавшей его девушки можно понять.
С другой стороны, молодежи в принципе нравилось, что «централизованный» выпускной экзамен одновременно может послужить и пропуском в избранный вуз. По крайней мере на ряд технических специальностей в волгоградских академиях и университетах результаты ЕГЭ по математике принимались уже в этом сезоне.
Региональные органы управления образованием провели действительно огромную работу по подготовке эксперимента. Отработаны его «механизм» и технологии. Весь учебный год, в частности, шло обучение администраторов ЕГЭ. Решался непростой вопрос о подвозе в пункты тестирования нуждающихся в этом детей (таковых оказалось почти 8 тысяч).
Состоялся и пробный экзамен. Впоследствии он очень помог, и это отметили многие наблюдатели, снять закономерный психологический «зажим» у всех участников как «репетиции», так и экзаменационной «премьеры». Ребята перестали путаться с бланками и вообще немного освоились с абсолютно новой для них экзаменационной процедурой.
Сам единый экзамен прошел на хорошем организационном уровне. Атмосфера в классах, где нам удалось побывать, была достаточно спокойная, деловая.
Проблемы возникли на стадии обработки КИМов и носили технический характер. Из московского Центра тестирования дополнения и изменения к программному обеспечению спускались в регион до последнего – уже когда «пошел процесс» обработки результатов и даже после его окончания. Пояснений и технических характеристик к конкретным программам не давалось. Например, в региональном центре тестирования не знали, что есть ограничение по базе данных, из-за чего все 25 тысяч работ одномоментно обработать оказалось невозможно. Разбирались с этим лишних двое суток. Так что правила игры надо бы заказывать заранее, а не после того, как она уже сделана. Это пожелание на будущее.
Проверка заданий частей А и В выполнялась с помощью компьютеров. Задания части С проверялись экспертной комиссией, в состав которой входили работники вузов, методисты, опытные учителя.
Многое высветил ЕГЭ для преподавателей математики. В каждой школе и в каждом районе, исходя из результатов ЕГЭ, проведен общий анализ успеваемости по предмету: какие разделы хуже всего освоены учениками, почему? Методистам даны практические рекомендации.
Задания А в основном «базовые», широко представленные во всех действующих учебниках по алгебре. Обычно они легче всего решаются учащимися, и их выполнение вызывало наименьшие трудности. Количество правильно сделанных заданий А, в общем-то, было предсказуемо и доказывает владение минимальным уровнем содержания образования по алгебре и началам анализа за курс средней школы. Что-что, а применять знания в знакомой ситуации наши школьники умеют.
Зато у ребят хромает устный счет. Не привыкли они использовать рациональные приемы вычислений. Что греха таить, современные школьники лучше натренированы включать калькулятор. Та же беда, когда требуется вычитать обыкновенные дроби, упрощать выражения, находить корни неполного квадратного уравнения и т. д. Кроме того, дети не любят применять математические формулы, что приводило к громоздким вычислениям на черновиках и вконец запутывало подростков.
Задания повышенного уровня сложности части В тоже не выходили за пределы программы по математике. Однако фабулы заданий отличались от тех, что сформулированы в школьных учебниках. При решении заданий такого типа от учащихся требовалось применить свои знания в измененной ситуации, что для них оказалось не так просто.
Кроме того, выяснилось, что дети слабовато ориентируются в море формул по тригонометрии, не помнят фундаментальных теорем курса планиметрии.
Еще один урок эксперимента, и достаточно неприятный. Несколько молодых людей подали апелляции о несогласии с выведенными за ЕГЭ оценками. Решением конфликтной комиссии две апелляции были удовлетворены. Произошло это после того, как в Центре тестирования Минобра в ответ на запрос региона подтвердили наличие ошибки в ключе для проверки ответов на одно из заданий А. То есть баллы за это задание изначально выставлялись неверно. Надо ли говорить, что такие случаи подрывают авторитет ЕГЭ?
Количество полученных волгоградскими школьниками на ЕГЭ двоек, троек, четверок и пятерок пропорционально общероссийской статистике.
Да, на традиционном письменном экзамене по алгебре ученики никогда не «хватали» столько «неудов», сколько теперь, в контрольных со штрих-кодом. Не стала исключением и Волгоградская область: от 0 до 31 балла (то есть «2» по обычной отметочной шкале) набрали примерно 18 процентов учащихся. Большинство учителей-практиков, с которыми я обсуждала этот щекотливый момент, случайностью этот факт считать не склонны. Объясняют так: и преподаватели, и дети психологически, методически еще не готовы к «переоценке ценностей», перемене требований к итоговой аттестации.
По их мнению, нужна специальная подготовка детей к особой, нетрадиционной форме контроля. Ведь старыми остаются подходы к проведению промежуточной аттестации, к структуре текущих контрольных работ. Разнообразные задания, в том числе тесты в повседневной практике на уроках пока редкость.
Рядовые педагоги часто говорили и о том, что нужно соотнести требования, предъявляемые к выпускнику на итоговой аттестации с обязательным минимумом содержания образования. За что страдали питомцы гуманитарных классов, у которых математика по расписанию всего лишь два часа в неделю? В лучшем случае их готовили к ЕГЭ на факультативах.
Что же по идее проверяет государство «на выходе»? Уровень обязательной математической подготовки или продвинутый уровень технических лицеев?
На «3» (от 32 до 50 баллов) справились с «компьютерной» контрольной около 47 процентов волгоградских выпускников. На «4» (от 51 до 70 баллов) – 26 процентов, на «5» (от 71 до 100 баллов) – более 7 процентов школьников.
Лучшие баллы – от 91 до 100 – набрали 84 человека. 100 баллов «нарешал» один «вундеркинд» на всю область – талантливый мальчик из волгоградского лицея № 5.
Еще статистика. 92 старшеклассника выполнили только одно-два задания. 54 зарегистрировались, но вообще не приступили к делу (либо не дали ни одного верного решения, действуя методом тыка). А пятая часть выпускников все же воспользовалась свидетельствами ЕГЭ, поступая в вузы Волгограда.
Комментарии