search
main
0

От проверок до судов. В разных регионах правозащитники сталкиваются с похожими проблемами

На выездном заседании Совета по правовой работе при Центральном совете Общероссийского профсоюза образования, прошедшем в Чувашии, рассмотрен широкий спектр вопросов: законодательные инициативы, внесение изменений в нормативные документы профсоюза, региональный опыт, планы работы правовой инспекции. Вел заседание заместитель председателя Совета по правовой работе, секретарь, заведующий правовым отделом ЦС профсоюза Михаил Авдеенко.

Что будем проверять?Первый вопрос, который был вынесен на обсуждение совета, – определение темы и сроков проведения очередной общепрофсоюзной тематической проверки по соблюдению трудового законодательства в образовательных учреждениях. В ходе подготовки к заседанию члены совета предложили несколько тем, из которых и предстояло выбрать одну. Они касались соблюдения законодательства по оплате труда работников отрасли, учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, выполнения коллективных договоров и соглашений, действующих в регионах, дисциплины труда, трудового распорядка, выполнения работниками учреждений образования дополнительной работы.Участники заседания отметили, что все предложенные темы подсказаны реальной практикой, проблемами, с которыми наиболее часто сталкиваются правовые инспекторы профсоюза.После подробного обсуждения была утверждена тема «Соблюдение трудового законодательства при принятии и реализации коллективных договоров в образовательных учреждениях».Михаил Авдеенко, подводя итог дискуссии, отметил, что вопрос действительно назрел: «У нас есть типовая форма колдоговора, но она уже устарела, по результатам общепрофсоюзной проверки мы могли бы разработать новый макет коллективного договора.Сейчас в каждом учреждении своя система оплаты труда. И все локальные нормативные акты, принимаемые по системе оплаты труда в образовательном учреждении, должны быть в приложении к коллективному договору. Если же в коллективном договоре только переписан Трудовой кодекс и к нему нет ни одного приложения, такой колдоговор никому ничего не дает, это просто формализм».Общепрофсоюзная проверка назначена на октябрь-ноябрь 2013 года. Перечень вопросов (индикаторов), подлежащих изучению при ее проведении, решено обсудить дополнительно.Совершенствуем расчетыСледующим на повестке дня был вопрос о совершенствовании расчета экономической эффективности правозащитной работы.Ведущий специалист правового отдела ЦС профсоюза Екатерина Воротынцева напомнила, что в марте 2012 года Исполком профсоюза утвердил новую редакцию положения о правовой инспекции труда вместе с формой ежегодного отчета региональных организаций. Один из его пунктов предусматривает оценку экономической эффективности правозащитной деятельности.«В нашу методику входят разные показатели, по которым рассчитывается экономическая эффективность всей правозащитной работы территориальной организации. Один из них – это инициированные изменения и дополнения в законы субъектов РФ и правовые акты органов местного самоуправления.В отчетах многих региональных организаций мы не нашли подтверждения того, что эти акты и законы были изменены именно по инициативе профсоюзной стороны. Просто даны перечисления законов и прилагаются финансовые расчеты. В связи с этим мы решили внести дополнения в нашу методику. И теперь при подсчете показателя экономической эффективности должны прилагаться документы, которые подтверждают осуществление выплат или выделение бюджетных средств по инициативе профсоюза, обращения, заявления в законодательные органы по поводу принятия соответствующих нормативных актов и законов.Кроме того, мы решили дополнить нашу методику еще одним показателем. Он звучит так: «Установление в отраслевых соглашениях и коллективных договорах по инициативе профсоюзных организаций дополнительных гарантий, компенсаций и льгот». Подтверждающими документами в этом случае будут являться сами соглашения либо нормативные правовые акты, которые принимаются при их реализации».Озвученные поправки к методике были одобрены и утверждены Советом по правовой работе.Строго по порядкуЗаместитель заведующего отделом по правовой работе ЦС профсоюза Сергей Хмельков представил участникам заседания еще один документ – проект Порядка проведения проверок соблюдения работодателями в системе образования трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий соглашений и коллективных договоров.Правовой отдел аппарата профсоюза ранее разрабатывал методические рекомендации по этому вопросу, где было много положений, носивших рекомендательный характер, а в новом документе предлагается установить четкие правила, понятные для всех участников проверок. Кроме того, в нем учтены многочисленные изменения в законодательстве по вопросам рабочего времени, аттестации, оплаты труда. Разрабатывая проект, правовой отдел постарался предусмотреть права, гарантии и обязанности как для проверяющей, так и для проверяемой стороны.«Мы дали определение плановых и внеплановых проверок, описали, в каких случаях и в какие сроки они должны проводиться, – объяснил Сергей Борисович. – В проекте также определяется срок, в течение которого с результатом проверки должен быть ознакомлен и руководитель образовательного учреждения, и председатель первичной профсоюзной организации. Это определенная гарантия, которая будет дисциплинировать наших правовых инспекторов труда».О приложениях к документу рассказал ведущий специалист отдела по правовой работе ЦС профсоюза Алексей Каминский: «Первое приложение – это постановление о назначении проверки, второе – журнал, который ведет правовой инспектор труда, третье – акт проверки, теперь он составляется в любом случае, независимо от того, есть нарушения или нет. Четвертое – памятка, которая определяет круг вопросов, которые подлежат изучению, она подкорректирована в соответствии с изменениями в законодательстве. И пятое – это примерный перечень документов, которые могут запрашиваться при проведении проверки».На заседании возникла дискуссия о сроках уведомления работодателя о дате начала проверки, а также о ее продолжительности. 14 дней, по мнению членов совета, может оказаться недостаточно, например, для проверки вуза или учреждения с несколькими филиалами, поэтому было решено максимальный срок проверки увеличить до 20 календарных дней.Обсуждалось и право проверять одно и то же учреждение раз в два года. Члены совета напомнили о том, что есть проблемные учреждения, которые требуют более частых проверок.Доработанный с учетом высказанных замечаний документ будет предложен к утверждению на очередном заседании Исполкома профсоюза.Министр готов к сотрудничествуРазумеется, члены совета не могли обойти вниманием вопросы, связанные с рассмотрением в Думе проекта Федерального закона «Об образовании в РФ». В обсуждении приняли участие заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова и члены Исполнительного комитета – председатель Татарской республиканской организации профсоюза Юрий Прохоров и председатель Марийского рескома Людмила Пуртова.Татьяна Викторовна поблагодарила членов правового совета за присланные предложения по проекту закона в Центральный совет, рассказала о планах федеральной власти по порядку его рассмотрения и принятия. А также проинформировала участников заседания об официальной встрече руководства профсоюза с министром образования РФ Дмитрием Ливановым: «Мы коснулись проблем, связанных с определением критериев повышения оплаты труда педагогических работников, вопросов сохранения социальных гарантий для сельских учителей, пенсионной реформы и многих других. Министр разделяет нашу позицию о том, что решение этих проблем, повышение статуса педагогов важно для сохранения кадров в сфере образования. Он выразил надежду на плодотворную совместную работу с профсоюзом в рамках рассмотрения законопроекта «Об образовании в РФ» в Государственной Думе, в том числе и по сохранению права сельских педагогов на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Задачи, которые перед нами стоят, очень сложные. Надеюсь, после этой встречи нам будет легче находить понимание в решении насущных проблем работников образования».Лазейка для работодателяОдновременно с проектом закона «Об образовании в РФ» в Думе рассматривается законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации».В целом документ носит технический характер: меняются некоторые привычные термины, понятия, но есть в нем и нормы, заслуживающие особого внимания. О них членам совета рассказала эксперт по правовым вопросам аппарата ЦС профсоюза Жанна Дорохина.«Документ вносит изменения в 102 федеральных закона, а также в различные кодексы. В первую очередь нас интересует Трудовой кодекс, в котором появляется новая статья 173. 1 «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением по программам подготовки научно-педагогических кадров и программам ординатуры, аспирантуры», – отметила Жанна Юрьевна. – Все гарантии, которые предусмотрены для заочников, распространяются теперь и на тех, кто обучается по программам подготовки научно-педагогических кадров. Для завершения диссертации таким работникам предоставляется до трех месяцев отпуска, предусматриваются и другие гарантии».Также Жанна Юрьевна предложила обратить внимание на 336-ю статью Трудового кодекса, в которую вносится дополнительное основание прекращения трудового договора с педагогическим работником: «Использование образовательного процесса в целях политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений или отказа от них, в целях разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также в целях побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ».Как заметила Жанна Дорохина, столь спорное основание может стать орудием для устранения неугодных педагогов, так как критерии определения такого рода нарушений очень сложны. Профсоюз продолжает работать над законопроектами уже в рамках рабочих групп в Государственной Думе РФ.За что оштрафовали директора?На заседании было заслушано несколько докладов о практике работы правовых инспекторов труда в территориальных организациях профсоюза.Главный правовой инспектор Саратовского обкома Татьяна Гордеева рассказала членам совета о проблемах, связанных с практикой применения статьи 84 Трудового кодекса РФ в части заключения трудового договора в нарушение установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности: «С 2011 года комитетом по государственному надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Саратовской области проводятся плановые проверки. По результатам таких проверок появляются протоколы об административных нарушениях, которые порой вызывают недоумение. Вот отрывок из такого протокола об административном правонарушении в одной из сельских школ, фамилии учителей, в нем указанных, я умышленно не называю: «Обнаружено, что учитель русского языка преподает в начальных классах, учитель русского преподает физкультуру и ОБЖ, учитель химии и биологии преподает физику, психолог преподает иностранный язык. Учитель математики является по специальности экономистом».Как рассказала Татьяна Гордеева, эта проверка прошла в сентябре 2011 года. Директор школы в связи с этим протоколом никаких действий не предпринял, указанные учителя продолжали работать в тех же должностях, что и раньше, иначе просто некому было бы преподавать. В марте 2012 года протокол об административном правонарушении был передан в суд, и директора оштрафовали на сумму 10 тысяч рублей. В результате директор уволилась по собственному желанию, заплатив штраф. А учителя продолжают работать, причем они имеют первую квалификационную категорию по тому предмету, который преподают.Татьяна Гордеева попросила коллег обсудить этот вопрос, чтобы решить, как действовать правовому инспектору в таких случаях.Члены совета подтвердили, что в последнее время в регионах возникает много аналогичных ситуаций. По их мнению, доводы органов контроля и надзора, которые заявляют о том, что эти учителя – неквалифицированные специалисты, выглядят неосновательными. Кадровые проблемы такими способами не решить, а подобные действия и претензии контролирующих органов надо обжаловать в суде.Эксперт отдела по вопросам общего образования ЦС профсоюза Вера Николаевна Понкратова призвала опираться на квалификационные характеристики, которые были переутверждены как нормативный правовой акт. Кроме того, в общих положениях раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих есть уникальный 9-й пункт, который позволяет принимать на работу специалиста даже при отсутствии требуемого стажа или уровня образования. Кто же имеет право уволить учителей, которые имеют опыт работы и квалификационные категории? Вера Николаевна напомнила, что в национальной стратегии «Наша новая школа» говорится о том, что необходимо внедрять систему моральных и материальных стимулов для сохранения в коллективах лучших педагогов, а также для пополнения школ новыми поколениями учителей, любящих и умеющих работать с детьми, и необязательно с педагогическим образованием.На заседании Совета по правовой работе принято решение подготовить комментарии и рекомендации по проблеме, озвученной главным инспектором труда Саратовского обкома профсоюза.Северный МРОТЗаместитель председателя Архангельской областной организации профсоюза, главный правовой инспектор труда Нина Витальевна Плотникова рассказала о судебной практике по защите прав работников образовательных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на выплату заработной платы в размере не ниже МРОТ.«31 декабря 2011 года на территории Архангельской области закончился срок действия соглашения об установлении минимальной заработной платы в размере 5675 рублей.Администрация региона отказалась заключить с Федерацией профсоюзов Архангельской области (ФПАО) соглашение на 2012 год об установлении минимальной заработной платы в размере 7838 рублей – для лиц, работающих на территориях, приравненных к Крайнему Северу, и 10144 рубля – для лиц, работающих на территориях Крайнего Севера. При расчете размера минимальной заработной платы ФПАО руководствовалась нормами статей 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми на минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, должны начисляться районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.В результате мер, предпринятых областным советом профсоюза, оплата труда работников образовательных учреждений с 1 января 2012 года не была уменьшена. Фонды оплаты труда образовательных учреждений на 2012 год сохранены с учетом увеличения на 6,5% с 1 января 2011 года и на 15% с 1 ноября 2011 года, которое произошло по требованию областной организации профсоюза (в дополнение к увеличению на 30% ФОТ для учителей).Профсоюзом была оказана юридическая помощь по взысканию недоначисленной заработной платы через суд. Всего, по данным правовой инспекции на 1 сентября, за текущий год приняты судебные решения о взыскании недоначисленной зарплаты в сумме около 10 млн рублей в пользу более 1500 работников образовательных учреждений Архангельской области.Областная прокуратура полностью поддержала позицию профсоюзов, направив прокурорам городов и районов письмо о необходимости проведения проверок соблюдения трудового законодательства в части установления системы оплаты труда и применения мер прокурорского реагирования по выявленным нарушениям.На сегодняшний день мы убеждены в том, что для разрешения возникшей проблемы по начислению заработной платы работникам северных территорий необходимо добиваться объединения усилий профсоюзных организаций всех северных регионов Российской Федерации, отраслей производственной и непроизводственной сферы. В решении этого вопроса требуется помощь ФНПР и ЦС Общероссийского профсоюза образования».В Государственную Думу, в Правительство РФ уже направлены обращения Архангельского областного Собрания депутатов и региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о необходимости законодательного закрепления понятия «минимальный размер оплаты труда».Как подчеркнула Нина Плотникова, без закрепленного законом определения МРОТ каждому работающему жителю Архангельской области и других северных территорий по-прежнему придется обращаться в суды для установления повышенной оплаты труда за работу в особых климатических условиях.Каковы задачи представителя профсоюза?Еще один вопрос, поднятый на заседании, касался толкования и применения на практике пункта 3 статьи 14 Устава Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Проблему обозначил ведущий специалист правового отдела ЦС профсоюза Юрий Губарев: «В пункте 3 статьи 14 нашего устава говорится о том, что в первичных и территориальных организациях может вводиться представитель (уполномоченный) профсоюза, действующий на основании положения, которое утверждается выборным коллегиальным органом профсоюзной организации.Учитывая, что пункт 3 статьи 14 не предусматривает какие-то конкретные основания для подобного шага, а также не обрисовывает четкие полномочия этого представителя, возникают вопросы по поводу условий его назначения и обязанностей».Председатель Марийского рескома профсоюза Людмила Пуртова поделилась своим опытом в этой сфере: «Мы активно работали с Центральным Советом профсоюза по ликвидации права юридического лица у районных и городских организаций. Связано это было с тем, что почти четыре года назад возникло много сложностей с ведением лицевых счетов наших районных и городских организаций как юридических лиц. Одна из них насчитывала всего 380 членов профсоюза, но должна была платить каждые два месяца ощутимую сумму за ведение расчетного счета в Сбербанке. Мы пришли к выводу, что выход из положения в таких малочисленных организациях – перевод 100% членских взносов на кассовое обслуживание в реском.У нас 15 территориальных организаций, на сегодняшний день только три из них остались в статусе юридического лица. Благодаря этому мы смогли увеличить доплаты неосвобожденным председателям и увеличить зарплату тем, кто работает на штатной основе, также за счет централизации средств нам удалось оснастить все районные и городские комитеты профсоюза необходимой техникой.Во время отчетов и выборов в территориях мы избрали районные комитеты профсоюза, президиум и, конечно, председателей. На этих конференциях мы также избирали уполномоченных республиканского комитета. И конференция делегировала право руководителю республиканской организации профсоюза, то есть мне, заключать с ними трудовой договор.Когда председатель меняется в ходе выборов раз в пять лет, не всегда получается, что есть достойная кандидатура из резерва. И у нас на сегодняшний день двое руководителей организаций являются не председателями, а уполномоченными рескома.Понятие «представитель профсоюза» появилось в уставе не для того, чтобы ущемить чьи-то права. Просто жизнь не стоит на месте, и бывают ситуации, при которых приходится назначать уполномоченного, чтобы организация работала эффективно.Возможно, в организациях с численностью 500 человек и менее стоит повсеместно уходить от районного комитета и просто назначать там уполномоченного представителя профсоюза».Михаил Авдеенко, подводя итог обсуждения темы, сказал, что этот вопрос действительно очень актуальный и требует дополнительного всестороннего анализа, в первую очередь правового и финансового. В связи с этим он попросил членов совета присылать свои предложения по проблеме статуса и обязанностей профсоюзного представителя в правовой отдел ЦС профсоюза.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте