Задачи воспитания личности, готовой к жизни в стремительно развивающемся конкурентном мире высоких технологий, потребовали от современной школы внесения значительных изменений в структуру и содержание образования, смещения акцентов от процесса пассивного накопления знаний к методикам развития творческих способностей, формирования у ребенка умений и навыков проектной деятельности.
Сегодня федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требуют, чтобы проектные умения и способность к самостоятельной проектной деятельности были сформированы у всех без исключения выпускников школ. Ведь навыки проектной и учебно-исследовательской деятельности (компетенции в части решения проблем) помогают им быть более приспособленными к взрослой жизни, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в сложных ситуациях, работать в самых разных коллективах и принимать ответственные решения.В Москве выполнять эту задачу учителям помогает мегапроект столичного Департамента образования «Интеграция программ разных уровней образования для достижения новых результатов» («Готов к учебе, жизни и труду!»), обеспечивающий преемственность проектного обучения на каждой образовательной ступени.Организация преемственности в проектном обучении очень важна, траектория проектного обучения школьника строится из выполненных проектов с соблюдением принципов «от простого – к сложному» и «от групповых работ – к индивидуальным». Так, на дошкольном уровне начиная с 6 лет у ребенка возможно формирование только самых простых первичных представлений о проектных действиях и понятиях. Однако без них не перейти к следующему этапу. Например, дошкольников нельзя учить планировать свою деятельность, они еще к этому неспособны в силу возраста. Но когда воспитатель в ходе занятий подчеркивает: «Мы работаем по плану», дети постепенно это понятие осваивают. В младших классах, когда они уже научатся планировать, начнется их подготовка к самостоятельной проектной деятельности, знакомство с основными проектными и исследовательскими умениями. Здесь они получат регулятивные, коммуникативные и презентативные навыки – научатся планировать, работать в группе, правильно рассказывать о своем проекте и узнают еще многое другое, без чего невозможно самостоятельное выполнение учебных проектов и исследований. И уже с этим багажом в старших классах они смогут полноценно работать на системно-деятельностных проектных уроках, а также участвовать во внеурочной проектной работе, оттачивая умения видеть проблему, определять цели проекта и ставить задачи для их достижения.Курсы, которые проводятся в МЦРКПО в помощь педагогам по теме проектного обучения, покрывают все уровни образования: дошкольного, начальных классов, основной школы. Они не только учат, как правильно подготовить детей к выполнению требования ФГОС, прохождению обязательной аттестации в проектном обучении – защите проекта или исследования. Они разъясняют, как можно в школе эффективнее выстроить эту работу.Кроме того, на курсах учителя получают информацию о тех возможностях, которые сегодня предоставляет город. В идеале у любого серьезного проекта, который делает старшеклассник, должно быть два руководителя: учитель, контролирующий основные этапы работы, и условный научный руководитель – специалист, практикующий в той области, по которой делается проект. И в настоящее время многие московские вузы активно работают со школами и обеспечивают такое научное руководство для проектов старшеклассников.И знаете, очень отрадно, что взаимодействие между школой и вузом наиболее активно развивается именно в проектной деятельности. Ведь, создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в проектную деятельность, школа добивается новых качественных результатов, необходимых современному обществу.Нинель ПАХОМОВА,Наталия ДМИТРИЕВА
Комментарии