Проблема профессионального самоопределения подростков имеет особую актуальность, так как от выбора профессии во многом зависит дальнейшая судьба человека и путь к успеху. Если профессиональная ориентация не реализуется или выбор ошибочен, то, как показывает практика, это приводит к негативным последствиям в виде социально-психологических проблем.
Принято считать, что тема профориентации актуальна для старшеклассников, а студенты колледжей уже определились в своем выборе. Однако социологические исследования демонстрируют нам сложную и разнообразную картину. Пример – результаты анкетирования 1-го курса нашего колледжа. На вопрос анкеты «Почему вы выбрали именно эту профессию (специальность)?» 52% первокурсников ответили, что «она мне интересна», 39% отметили, что на выбор в большей степени повлияло мнение друзей, знакомых или родителей, и 9% признались, что выбрали профессию (специальность) случайно. Другими словами, примерно половина первокурсников недостаточно профессионально ориентированы и находятся в поисках своего жизненного призвания.Эти факты говорят о том, что одной из важнейших задач педагогов колледжа должна быть деятельность по повышению мотивации к профессии, оказание поддержки студентам, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении. Особую актуальность эти задачи приобретают в условиях компетентностного подхода в образовании, поскольку успешное формирование профессиональных компетенций невозможно без внутренней мотивации на профессиональную деятельность по конкретной профессии или специальности.Один из путей решения данной проблемы, по нашему мнению, – организация психологических тренингов для первокурсников. Психологи нашего колледжа разработали цикл тренингов профессиональной ориентации для обучающихся «Моя профессия – автомеханик», «Менеджер в мире профессий», «Формула успеха» и др. В тренингах выделены психологические упражнения в соответствии с профессиональной направленностью студентов, что позволяет активизировать процесс профессионального самоопределения, оценив свои способности и интересы, «увидеть» себя в той или иной профессии, специальности. Кроме того, психологические тренинги решают и другие важные задачи, такие как улучшение социально-психологического климата и сплочение коллектива группы, выявление лидерских качеств, развитие творческих способностей и инициативы.К решению проблемы профессионального самоопределения в колледже подключены и классные руководители, которые проводят тематические классные часы в форме деловых игр и дискуссий, среди которых можно выделить «Моя профессия – мой выбор», «Роль самовоспитания в планировании карьеры», «Освоение профессии как путь к успеху в жизни». Интересные классные часы проводит молодой классный руководитель колледжа Ольга Медведева, она научно подходит к личностному и профессиональному самоопределению как фактору социальной успешности. Разработанная методика основана на личностно-деятельностном подходе, позволяет раскрыть понятие социальной успешности, активизировать процесс самопознания личности и мотивировать студентов на развитие личностных и профессиональных качеств в рамках выбранной специальности. Интересной находкой классного руководителя стала методика проведения деловой игры «Трудоустройство», в рамках которой студенты ознакомились с требованиями ФГОС к общим и профессиональным компетентностям выпускника и профессиограммой специальности «менеджмент». Отмечу, что эта методика акцентирует внимание на успешном внедрении интерактивных педагогических технологий в проведение классных часов. Понятно, что воспитание в колледже, основанное на принципе профессиональной направленности, ориентировано на формирование профессиональной идентичности и способствует профессиональному самосовершенствованию студентов. Елена ПОПОВА, заместитель директора по воспитательной работе колледжа городской инфраструктуры и строительства №1
Комментарии