Среди профессиональных конкурсов Всероссийская олимпиада педагогов начальной школы «Мой первый учитель» – это новый формат. Его уникальность в том, что педагог может самостоятельно выбрать ту номинацию, в которой он будет наиболее успешен, и, минуя муниципальный и региональный отборочные этапы, стать участником всероссийского финала.
Ирина ЛИПАТОВА, директор Информационно-методического центра Центрального района Санкт-Петербурга, член жюри олимпиады
Для кого этот конкурс? Для тех, кто верит в свои силы, готов повышать свой профессионализм и найти новый личный вектор развития. Для тех, кто хочет проанализировать свою деятельность и взглянуть на свой опыт со стороны.Олимпиада проводится в заочно-очном режиме по трем номинациям. Самая популярная из них – «Предметная образовательная деятельность», вторая по популярности – «Социально-воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер», третья – «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся». Именно в этих номинациях дипломанты публично защищают свои проекты на различные темы.Уже на заочном туре важно хорошо продумать тему проекта. В предложенной работе должны присутствовать авторская позиция, видение и пути решения проблемы. И каждый проект должен иметь продукт, который необходимо продемонстрировать, – методические рекомендации, печатные издания, видеоролики.Финалисты выступают с мастер-классом и принимают участие в публичных дебатах. Мастер-класс также лучше продумать заранее. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Это не фрагмент урока с учениками, который решили провести для взрослых. Примерный алгоритм проведения мастер-класса включает следующие компоненты: выделение проблемы – панель – работа с материалом (возможно, в группе) – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов.Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Таким образом, происходит уточнение формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т. д. На этом этапе происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира.Мастер-класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов при участии мастера, который задает поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приемами являются: создание проблемной ситуации (это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное); самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта); социоконструкция (работа в группах, причем каждой предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция); афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними; разрыв (это озарение, понимание. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью мастера, коллеги, участника мастер-класса); творческое конструирование знания, рефлексия (последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы).Мастер-классы вызывают у конкурсантов затруднения. Чтобы справиться, нужно «потренироваться на коллегах» в родном регионе.Публичные дебаты – последнее конкурсное испытание. Многие педагоги считают его самым сложным. В социальных сетях промелькнуло мнение, что лучше на этом этапе продолжать рассказ о своих проектах. Но тогда трудно будет оценить общий педагогический кругозор участника. Умение слушать и слышать коллег, умение формулировать свою мысль.
Нынешним и будущим участникам олимпиады хочется пожелать веры в себя. Вы лучшие, вы первые, вы профессионалы!
Комментарии