search
main
0

От порки не уйти. Обратная связь

Учительница из Барнаула Ульяна Бледнова в письме, озаглавленном «Четыре пишем, два в уме» («УГ» №12 от 20.03.2012 г.), спрашивает: зачем и почему сплошь и рядом «мы так легко ставим высокую оценку там, где и серенькую тройку ставить не за что?». Простим автору неосторожное «так легко» – ох как непросто учителю это делать! Но поблагодарим за постановку актуальных вопросов. На первый из них – зачем? – ответить довольно просто. Еще принц датский Гамлет говаривал: «Если обходиться с каждым по заслугам, то кто уйдет от порки?»

Правда, с тех пор немало времени прошло. Но сейчас, если ставить оценки по заслугам, то тогда от порки не уйти учителю. Ведь что такое двойка за четверть? С учителя тут же затребуют подробную объяснительную – как он работал с этим учеником (от ученика никто объяснительной не требует). Кроме того, спросят, а какая квалификационная категория у этого учителя? Словом, возникает ощущение некой педагогической судимости, чего нормальному человеку хочется избежать. А чтобы ответить на вопрос «почему?», надо представить всю многоуровневую систему управления образованием. Это муниципальный отдел или комитет, региональный комитет, управление или даже министерство, федеральное министерство с его департаментами, отделами, секторами, службами и т. д. И везде сидят чиновники-управленцы. Это они теперь главные фигуры в образовании.Хотя чиновник-управленец в класс к детям не входит, тетрадей не проверяет, долгих и трудных разговоров с родителями не ведет – а отчитываться ему о работе надо. Вот и требуется выяснять, кто работает лучше, а кто хуже, нужны качественные показатели. Помните, как на рубеже девяностых и двухтысячных годов интенсивно склонялось понятие «качество образования» (не счесть научных конференций, педсоветов, монографий по качеству образования, управлению этим качеством и т. д.). Что в сухом остатке? Какой показатель сейчас требуют прежде всего и от классного руководителя, и от завуча, и от директора школы? Какова доля учащихся (выраженная в процентах), занимающихся на «4» и «5»! Этот показатель, как и до 1991 года, называют качественным обучением или просто качеством. Только теперь от него зависит еще и зарплата педагога… И идут  снизу вверх по управленческим этажам благополучные цифры, и поощряют руководителей на всех уровнях за положительную динамику, и превращается наша формально пятибалльная система оценивания из реально трехбалльной в двухбалльную…На самом же деле оценка в образовательном процессе – элемент обратной связи. Без обратной связи ни одна система не будет работать адекватно. Автомобиль, за рулем которого человек с завязанными глазами, далеко не уедет – это система без обратной связи.Вот таков, как мне кажется, ответ на второй вопрос коллеги из Барнаула.​Михаил КИСЛОВ, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте