search
main
0

От «погоняшки» до «мерседеса». Лучшие машины придумывают вовсе не взрослые

В последнее время для проведения Всероссийских соревнований школьников по техническому творчеству все чаще избирается Омская областная станция юных техников. Место встречи можно изменить. Только зачем? ОСЮТ, которой в будущем году исполняется полвека, давно стала «визитной карточкой» дополнительного образования Сибирского региона.

– Когда в 1968 году мы впервые проводили всероссийские соревнования, погода была отвратительная, – вспоминает Дмитрий Анатольевич Савиных, руководитель автомодельной лаборатории Омской областной станции юных техников. – Теплынь, все тает, модели аэросаней вязнут, вместо того чтобы по льду нестись.

Те соревнования были для

12-летнего Димы Савиных первыми в жизни. И хоть его модель саней пробежала всего три круга вместо положенной дюжины, результат засчитали. С тех пор станция юных техников стала его домом. В детстве ради нее он легко покинул бассейн и музыкальную школу. В юности, уже закончив автодорожный институт, Дмитрий Анатольевич без сожаления оставил престижную должность начальника автоколонны. Понял, что его путь – по дороге с детьми, став педагогом дополнительного образования ОСЮТ. Теперь Савиных – отличник народного просвещения, лауреат Премии Президента за работу с одаренными детьми и судья всероссийской категории. Впрочем, многие судьи выросли из автомодельной лаборатории ОСЮТ. Бывший чемпион Мурзагали Канышев – уже солидный семейный человек, работает в автосервисе, получив диплом колледжа профессиональных технологий. В армии новобранца Канышева очень тревожил законсервированный подъемный кран, который несколько лет стоял без дела – никто не мог разобраться в рычагах. Мурзагали за два месяца превратил бесхозную вещь в главную строительную силу части. Двойняшки Москвины – Алексей и Вадим, когда-то, несмотря на спортивные заслуги, слывшие сорванцами, теперь лучшие механики Омска. Один организовал клуб «Ралли-Сибирь», другой – автомастерскую. А по выходным и Канышев, и Москвины все на станцию бегают – то в жюри сидят, то просто с младшим поколением общаются. Наверное, чемпионы бывшими не бывают. Титул не дает жить спокойно – хочется поделиться талантами с другими.

– Аэросани – тот же самолет, – объяснял маленькой болельщице 16-летний омич Дима Травин, лауреат президентской премии для одаренных детей, показывая свою модель. – Только не летает и движется в другой плоскости. А винт-то тоже воздушный.

Воздушный винт, как рассказал Дима, сложная деталь, от которой зависит половина успеха. Поэтому его обычно покупают. И только омские мальчишки с ОСЮТ под руководством Савиных мастерят сами. Причем не из металла, как положено, а ради экономии – из углепластика. И не совсем по чертежам. Дмитрий Анатольевич считает: если интуиция подсказывает, погрешности не только возможны, но и нужны. Судя по тому, что омские винты пользуются популярностью у юных техников всей России, он не ошибается. Пятилетняя Наташа Бондаренко объяснения слушала внимательно и, кажется, вполне понимала. Что, впрочем, неудивительно: она – потомственная авиамоделистка. Дедушка много лет вел авиамодельный кружок на ОСЮТ, мама в детстве клеила самолетики, и до сих пор всей семьей приходят на соревнования – поболеть.

Семейственность на областной станции юных техников вообще в чести. Увлеченные люди работают целыми династиями. Алексей Савиных пошел по стопам отца – став первым в Омске мастером спорта международного класса по автомоделизму и закончив университет, трудится в той же автомодельной лаборатории. Даша, его сестра, тоже планировала после вуза вернуться на ОСЮТ. Но вышла замуж, уехала в Подмосковье, работает в фирме по изготовлению сайтов. На досуге разработала компьютерную программу для соревнований юных техников.

Не все, конечно, воспитанники Савиных чемпионы. Но все юные техники знают, что победа дается тяжелым трудом, а потому способны пережить падения. Взлеты, впрочем, тоже. Добрейший Дмитрий Анатольевич иногда бывает тираном – с теми, кто «зазвездился». Впрочем, мальчишки, по его мнению, люди понимающие. Воспитывать их бесконечными нотациями не приходится. Увлечение техникой помогает учебе. Хотя скорее в этом «виновата» другая техника – педагогическая. Настроенные на успех ребята уже не могут по-другому. Миша Карначев, к примеру, до прихода на станцию не очень любил сидеть за учебниками. А став чемпионом и лауреатом президентской премии для одаренных детей, окончил школу экстерном.

Самое сложное в работе педагога, как считает Савиных, – умение понимать ребят. Оно тоже требует кропотливой работы, как и изготовление модели. Но над собой. Не самым примерным мальчишкам, которые занимаются на станции юных техников, нужны дружеская рука и скупые похвалы учителя, так похожего на отца, которого и не видел-то, может, никогда. И еще – умение сильного взрослого человека слушать и молчать. Не давить авторитетом, не лезть с советами, не раскрывать секретов. Понимать, не осуждая, и принимать, не одобряя. У мужчин, педагогов дополнительного образования, есть еще одна удивительная способность – даже самые опытные и мудрые остаются в глубине души мальчишками. Дмитрий Анатольевич с удовольствием выставляет собственные модели на взрослых соревнованиях. А пацаны за него болеют. И не судят. Если что – только жмут руку, понимая, что не только детям, но и взрослым нужна товарищеская поддержка. Наверное, именно для того, чтобы подышать воздухом этого братства, бывшие юные техники в свободную минуту спешат на станцию.

Болельщиков на соревнованиях обычно больше, чем участников – сильнейших «технарей» из Московской, Пензенской, Тюменской областей, Удмуртии, Тывы и Хакасии. В такие дни перед станцией юных техников выстраивается вереница «мерседесов», на которых прибывают повзрослевшие авто- и авиамоделисты.

– Это наша «фирменная» машина, – засмеялся в ответ на мой вопрос экс-чемпион области Владимир Пашинин. – Почти все кружковцы после школы идут работать в автосервис и считаются «спецами» по ремонту сложной техники. Мы «мерседесы» не только «лечим», но и собираем сами. Хотите, прокачу?

Я отказалась. Эка невидаль – «мерседес»! Меня девятиклассник Пашка Коваленко из лаборатории экспериментального конструирования на «погоняшке» покатать обещал. Это такая машинка, которую изобрели и смастерили ребята вместе со своим руководителем Владимиром Васильевичем Ляминым, чтобы осваивать азы вождения. Всего-то две педали: газ и тормоз. А ездит лихо.

Пашка на станции почти живет, за семь лет прирос к ней душой. «Станционный» стаж его кумира, Владимира Васильевича Лямина, – почти 40 лет. У него здесь и работа, и хобби – дел в лаборатории экспериментального конструирования много. Сейчас взялись мастерить «чебурашку» – младшую сестру «погоняшки». Самые маленькие воспитанники станции – 7-8-летки – все время обижались: мол, старшим есть на чем учиться машину водить, а им нет. Вот и решили сварить для них драндулет с еще более простым механизмом, чем у «погоняшки». Владимир Васильевич детские идеи всегда подхватывает. И почти каждая дает результат – после долгого обдумывания и тщательной проработки, конечно. Из полета ребячьей мысли возник трицикл – нечто вроде высокого трехколесного мотоцикла, свободно передвигающегося и по грязи, и по снегу. А болотоход – трансформируемый вездеход – не умеет только летать. Но за этим дело не станет. Плавать его уже научили. Провели нынче летом испытания на Иртыше – мчится по воде, как по бульвару!

Четыре года назад Омская областная станция юных техников стала одной из первых федеральных экспериментальных площадок дополнительного образования Министерства образования России. Поддержка теперь двойная. Компьютеры на ОСЮТ появились благодаря сразу двум программам «Одаренные дети» – президентской и губернаторской. Но денег все равно не хватает – техническое творчество требует постоянных затрат. Тем более что по инициативе заслуженного учителя РФ Александра Семеновича Курнева, директора ОСЮТ, под опеку станции попали и разваливающиеся заводские клубы – их удалось превратить в филиалы. Слава богу, 1110 мальчишек, увлеченных педагогами дополнительного образования, понимают, что занимаются техникой не только для собственного удовольствия. Они помогают мамам, ремонтируя краны, друзьям, приглашая их в свою компанию вместо уличной. Родной станции отдают и силы, и время, и умения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте