Заступив на должность педагога-психолога техникума, я оказалась на передовой защиты интересов детей, поддержки психологического равновесия педагогов.
Придя работать в систему профессионального образования, я увидела основную проблему – синдром эмоционального выгорания большого количества педагогических работников. Педагоги не имеют возможности восстановиться, отсутствуют комнаты психологической разгрузки. Огромное количество документооборота, в который включены все педагогические и административные работники, не позволяет в полной мере выполнять основную функцию педагогической деятельности – воспитания и обучения. Оформление и написание бесконечных планово-отчетных документов и программ отнимают у педагогов время и силы, способствуют профессиональному выгоранию.Другая проблема – увеличение количества студентов без внутренней поисковой активности, нацеленности на достижение успеха, с огромным дефицитом общения, а ведь именно с накоплением опыта общения повышается уровень социальной перцепции (восприятия) и саморегуляции поведения, так как общая закономерность характерообразования – формирование рефлексивных свойств личности на основе коммуникативных. Учащимся очень важно, чтобы в них видели личность и внимательно относились к их проблемам. При неустойчивой самооценке в юношеском возрасте у студентов часто имеется потребность самоутвердиться, а от подвига до правонарушения – один шаг. Повышенное внимание к групповым и индивидуальным беседам с учащимися – один из способов формирования нравственно-ценностных установок.В период психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников я протестировала около 250 обучающихся. В результате выявлены такие характеристики: мышление, как правило, конкретное, мотивация на обучение сформирована слабо, интеллектуальная продуктивность и творческая активность снижены, внимание неустойчивое. Наши дети внушаемые, им некуда деть энергию, большинство не имеют положительных примеров в семье. Это очень ранимый и зависимый возраст. Время, которому свойственны категоричность, свободолюбие, раздражительность, обидчивость, резкие вспышки в ответ на давление, поэтому от нас и от нашего отношения к этим детям зависит их мотивация на учебу, а как следствие – устойчивый интерес к профессии, развитие профессиональных компетенций. Самоотверженные и творческие преподаватели и мастера производственного обучения становятся для студентов сначала значимыми взрослыми, а впоследствии авторитетом в жизни и в профессии. В старшем юношеском возрасте актуальна проблема внутреннего поиска и развития, та центробежная сила, которая побуждает развиваться и двигаться вперед, отсутствие которой приводит к болезням, депрессии. И мы должны развивать и направлять у наших студентов поисковую активность, тем самым предупреждая проблемы зависимости от ПАВ, сигарет, алкоголя, к которым их тянет, чтобы познать «настоящую, кипящую жизнь». При этом мы не должны все делать за учащихся, облегчать им преодоление трудностей. Отсутствие поисковой активности приводит к тому, что человек оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются. Педагоги не должны использовать стереотипные методы обучения, потому что они приводят к инертности мышления. Тогда у студента складывается впечатление, что единственный путь решения задач – это путь, который показал педагог. Настойчивая тренировка процессов перестройки переключения, стимуляции поисковой активности, использование разнообразных методов обучения, в том числе игровых, все это дает положительные результаты и помогает развивать гибкость мышления даже у самых инертно мыслящих учащихся.В настоящее время страну охватила волна детских и подростковых суицидов, и нельзя оставаться равнодушным к этой проблеме. Как психологу, отработавшему долгое время в системе МВД, мне хотелось бы подсказать кураторам и педагогам, на что обратить внимание в первую очередь, чтобы не упустить время в такой непростой ситуации. Для повышения эффективности деятельности и предупреждения чрезвычайных происшествий педагогам, кураторам и тьюторам необходимо полное и четкое взаимодействие с психологической службой по вопросам психологического и эмоционального состояния сотрудников и учащихся колледжа.Своевременное выявление суицидальных тенденций и действий у учащихся, которые находятся в состоянии социально-психологической дезадаптации или в предсуицидальном периоде. Для этого очень важное значение имеют индивидуальные беседы с учащимися группы. Куратор должен знать интересы и увлечения своих студентов. Особое внимание нужно обращать на экзальтированных, демонстративных учащихся, свободное время проводящих в интернет-сетях. Для успешного решения проблемы ранней диагностики нервно-психических расстройств и состояний психоэмоционального напряжения как факторов суицидального риска учащихся возникает необходимость динамического наблюдения учащихся. В устной беседе или с помощью анкетирования выявите ответы на следующие вопросы: Каков характер взаимоотношений между членами семьи? Существуют ли семейные традиции (какие)? Проводится ли совместно отпуск? Как проводят выходные дни? Куда последний раз ходили вместе (кино, театр, клуб, казино, спортзал)? Разделяют ли родители увлечения ребенка (рыбалка, футбол, Интернет, просмотр сериалов)? Возникают ли дома конфликты, если да, то каковы их причины, длительность, характер, пути разрешения? Во время разговоров о родных и близких аккуратно выяснить, не было ли недавних утрат близких друзей, уточнить, кто переживал наиболее сильно, какую поддержку оказывают друг другу.Классному руководителю, преподавателю, мастеру производственного обучения необходимо безотлагательно направить к профессиональному психологу учащихся, находящихся в депрессивном, подавленном состоянии, для проведения психологических консультаций и реабилитационных мер по сохранению и укреплению их психического здоровья, своевременного купирования предсуицидальных состояний.Светлана СМОЛОВА, педагог-психолог техникума технологий и права
Комментарии