search
main
0

От петровского ботика до флотилий. Сценарий школьного вечера

В истории есть немало событий, фактов, достижений, побед, на которых и воспитываются патриотизм, любовь к Родине, желание самому сделать что-то значительное для страны, для общества. В этом отношении история Российского флота особенно благодатна. На примерах подвигов российских моряков, истории его создания у подростков можно пробудить интерес к службе на флоте, к морским специальностям.

Ведущий (классный руководитель): Дорогие друзья! Более 300 лет назад это было. Царь Петр I задумал построить для России флот – корабли торговые да военные, чтобы могли они идти с товарами в заморские страны, чтобы защитить могли морские границы государства Русского. Именно Петр I заложил и спустил на воду первый корабль. Именно он впервые осознал значение флота для будущего России.

Учащийся:

Помнишь ли, вода,

свое начало –

День, когда в стране

богатырей

Ты петровский ботик

закачала

На большой поверхности

своей!..

А теперь военный

и гражданский,

Огибая материк, плывет

Северный и Тихоокеанский,

Черноморский

и Балтийский флот.

Михаил Светлов «Живая вода»

Ведущий: История Российского военно-морского флота многогранна и поучительна. Она насыщена примерами мужества и героизма военных моряков, таланта и высочайшего мастерства кораблестроителей, изобретателей, ученых, которые вписали немало замечательных страниц в летопись славы флота.

Военно-морской флот традиционно являлся символом державности России. Он всегда был гордостью нашего государства, любимцем народа и грозным противником для врага. И служить на флоте всегда было очень ответственно и почетно. Возможно, кто-то из вас окажется моряком, и наш сегодняшний конкурс «И любой из нас не против хоть всю жизнь служить на флоте» послужит первой ступенькой к этому. Участвуя в конкурсах, вы покажете свое мастерство, сноровку, талант, знания и получите не просто баллы, а одну из частей корабля, которая вам пригодится.

Для определения победителей необходимо избрать жюри. Ведущий представляет членов команд, капитанов.

Первый конкурс:

«Так ли это?»

(на знание истории флота и на внимательность)

Ведущий: Вам будет предложен рассказ о рождении флота. Ваша задача внимательно прослушать, а затем ответить на вопросы к тексту.

«Регулярный Российский флот основан в октябре 1696 г. Петром I. В этот день, по настоянию Петра I, боярская Дума издала «приговор», в котором постановила: «Морским судам быть!» Петр I – великий русский царь, первый российский император, выдающийся политический и военный деятель, полководец, адмирал, основатель регулярной армии и флота. В 1688 г. на Переяславском озере по приказу Петра I была построена «потешная флотилия» в составе двух малых фрегатов, трех яхт. Она стала лабораторией военного кораблестроения и первым учебным отрядом для юного Петра. В конце лета 1691 г., появившись на Переяславском озере, царь заложил первый русский военный корабль и сам охотно участвовал в его строительстве. Корабль соорудили, опустили на воду. Но размеры озера не давали необходимого простора для маневров.

В 1693 г. с большой свитой царь едет в Архангельск, в то время единственный морской порт России. Впервые он видит море и большие настоящие корабли, принадлежащие иностранным государствам. Петр размышляет над созданием русского флота, заказывает большой корабль за рубежом. На острове Соломбала близ Архангельска Петр I основал верфь для строительства морских судов. Вернувшись в Москву, Петр провел осмотр полков, лучших солдат отобрал для морской гвардии. Изучил много книг о воинской и морской науках, картах. В апреле 1694 года Петр снова едет в Архангельск. Плывет по Северной Двине на речных судах, теша себя, называет их флотом. Придумывает для него флаг с красной, синей и белой полосами. В порту, к радости царя, его ждал готовый корабль из Голландии. С гордостью плавает Петр по морю и убеждается в строительстве российского флота. К этому подталкивает и неудачная осада Азова.

В январе 1696 года издан Указ о строительстве флота. Петр устраивает верфи в Воронеже. Выбор не был случайным. На берегах Дона и Вороны издавна сооружали плоскодонные речные суда – струги. Вокруг Воронежа росли хорошие корабельные сосны. Они пошли в ход. Петр I наблюдал за постройкой судов, сам не раз брал в руки топор. Сюда свезли 26 тыс. плотников. Трудная работа, спешка, зимняя стужа, пожары мешали постройке. Но несмотря ни на что, дело двигалось, к апрелю начали спускать суда на воду.

С этого и началась славная история Российского флота…»

Итак, вопросы к тексту, на которые вы должны ответить «да» или «нет»:

1. Петр I был царем и первым российским императором? Да.

2. Петр I основал не только регулярный российский флот, но и армию? Да.

3. «Потешная флотилия!» – это любимая игра юного Петра, состоящая из игрушечных корабликов бумажных, картонных? Нет.

4. Первый русский военный корабль был изготовлен по заказу Петра за границей? Нет.

5. Единственный морской порт тогдашней России был Мурманск? Нет.

6. Первая верфь для строительства морских судов была основана в г. Архангельске? Да.

7. Морской флаг с бело-сине-красной полосами был придуман Петром I? Да.

8. Строительство военно-морского флота было начато до Указа «О строительстве флота»? Да.

9. Строительство Азовского флота шло на верфях Воронежа? Да.

10. Петр I принимал участие в строительстве? Да.

Команда, набравшая больше правильных ответов, получает одну часть корабля.

Второй конкурс: «Матрос – хорошо, а адмирал – лучше!»

Ведущий: Какой матрос не мечтает стать адмиралом? Но для начала необходимо знать ступени, по которым надо шагать до заветной цели.

Задание: разложить погоны по воинским званиям, от матроса до адмирала РФ (матрос, старший матрос, старшина II статьи, старшина I статьи, главный старшина, главный корабельный старшина, мичман, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан III ранга, капитан II ранга, капитан I ранга, контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал РФ).

Пауза заполняется песней «Наш экипаж – семья» в исполнении учащихся.

Третий конкурс: «Конкурс капитанов»

Ведущий: Капитан, как известно, первый человек на корабле. Все капитаны мечтают плавать не на утлых суденышках, а на больших лайнерах. Капитан, конечно, должен знать все классы и виды не только современных морских судов, но и тех, которые были раньше. Сейчас вам будет предложен перечень классов морских судов, и вы должны будете найти в этом перечне один, который до сих пор присутствует в морском флоте, в отличие от других, уже не существующих.

Побеждает команда, правильно определившая этот класс кораблей.

Перечень класса морских кораблей для 3-го конкурса: брандер, галера, триера, струг, фрегат, каравелла, бриг, ботик.

Четвертый конкурс: «Конкурс штурманов»

Ведущий: Штурман – это член экипажа. Он должен хорошо знать все моря и океаны, приливы и заливы, мели и фарватеры. Сейчас мы проверим, насколько глубоки знания наших рулевых. Задание будет следующим. Вам нужно будет определить, к каким морям имеет прямой выход Россия.

Ведущий сообщает названия морей, а команды должны поднимать карточки «Да», «Нет».

Ведущий: Теперь мы выясним, какие российские города являются морскими портами.

Перечень названий морей и морских портов для 4-го конкурса:

Берингово, Азовское, Балтийское, Охотское, Японское, Северное, Баренцево, Черное, Желтое, Красное, Белое.

Новосибирск, Петербург, Псков, Мурманск, Архангельск, Воронеж, Владивосток, Якутск.

Пятый конкурс: «Конкурс морских первооткрывателей»

Ведущий: Любой уважающий себя моряк должен знать историю флота и великие географические открытия, отдельных известных мореплавателей. Мы предлагаем вам назвать открытия, принадлежащие нашим российским мореплавателям.

Вопросы для 5-го конкурса:

Итак, что открыли в 1820 г. наши мореплаватели Михаил Петрович Лазарев и Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен?

Команде передаются листки с обозначением вариантов ответов. Они должны найти и подчеркнуть единственный правильный вариант ответа.

В 1648 г. экспедиция под руководством казака Семена Дежнева впервые прошла неизвестный до того времени пролив. Что отделял этот пролив?

Шестой конкурс: «Конкурс молодых историков»

Ведущий: Российский флот знает немало славных страниц. Великие морские сражения, блестящие победы, славные полководцы. Давайте попробуем вспомнить страницы славного прошлого нашего флота и имена известных полководцев.

Вопросы для 6-го конкурса:

В ходе какой войны русская эскадра под руководством вице-адмирала Павла Сергеевича Нахимова одержала в 1853 г. победу над турецким флотом в Синопской бухте?

Эта турецкая крепость находится в устье Дона, и только со второй попытки армии и галерному флоту Петра I удалось ее взять. Как называется эта крепость?

Эта военно-морская крепость стала при Петре главной базой Балтийского флота, надежно прикрывала Петербург со стороны моря в Финском заливе. Как называется эта крепость?

В предложенном вам листке указаны известные военачальники ХVIII-ХIХ в. Расположите в две колонки:

Г.Спиридов, Г.Потемкин, А.Суворов, П.Румянцев, Ф.Ушаков, М.Кутузов, П.Нахимов, В.Корнилов, В.Истомин, П.Салтыков, Ф.Апраксин.

Седьмой конкурс: «Конкурс знатоков современного флота»

Ведущий: Может быть, кто-то из вас после этого конкурса захочет стать моряком. Но морская наука очень сложная, у нее есть даже свой язык. Мы предлагаем командам расшифровать предложенные морские термины и слова.

Командам предлагается список этих слов: камбуз, склянка, ватерлиния, рея, кок, палуба, боцман, пирс.

Вопросы для 7-го конкурса:

Какой из перечисленных классов кораблей является самым большим по тоннажу?

Чему равняется морская миля?

Как называется морской прибор, который используют на флоте для определения морской глубины?

Ведущий: Петровский военно-морской флот, история которого берет начало с маленького ботика, прозванного дедушкой русского флота, на котором юный царь прогуливался по реке Яузе, к концу Северной войны стал одним из сильнейших в мире. За время царствования Петра I было построено более тысячи судов.

Андрей КУЗЬМЕНКО, учитель истории школы №17, Старый Оскол, Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте