Указом Президента РФ от 27 октября 2000 года 8 июня было объявлено в России Днем социального работника – профессиональным праздником тех, кто принимает на себя волны людских проблем и в меру своих возможностей старается их решать. С полным правом этот праздник могут отмечать и профсоюзы России. На протяжении всех советских лет в их функционал входила социальная поддержка работников и членов их семей. И сегодня, несмотря на то, что профсоюзы уже не управляют социальным страхованием, эта функция в их деятельности не утратила своего значения. Об истории социального обеспечения в нашей стране повествует выставка-презентация книг на тему «Социальное страхование в России», открывшаяся в читальном зале Научной библиотеки ФНПР.
О том, как зарождалось социальное страхование в России, гостям, пришедшим на открытие выставки, рассказала главный библиотекарь Светлана ПЕТРОВА:
– Стоит начать с того, что День социального работника отмечается 8 июня не случайно. Дело в том, что именно в этот день в 1701 году Петр I подписал указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых», который положил начало созданию государственной системы социальной защиты. Согласно документу, «для десяти больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое вспоможение им чинил».
По другим источникам, официальной датой рождения государственного социального страхования в России следует считать 2 июня 1903 года, когда с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».
В истории обязательного социального страхования в России можно выделить четыре основных этапа: возникновение социального страхования (1903-1917 гг.); социальное страхование после Октябрьской революции (1917-1933 гг.); социальное страхование и профсоюзы (1933-1993 гг.); социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям (1993 г. – по настоящее время).
Следует отметить, что первые российские законы, принятые Третьей Государственной Думой в 1912 году, были далеки от совершенства, но вместе с тем в определенной степени учитывали страховые принципы, действовавшие в других странах. О сложностях принятия этих законов повествует редкая, изданная в Петербурге в 1913 году книга члена Третьей Государственной Думы А.И.Предкальна «Мытарства страховых законов».
В законах «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве» и других не были предусмотрены все риски утраты заработка, они не охватывали наемных работников отдельных отраслей и целых регионов. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев. Рабочими органами страхования являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах.
В России социальное страхование зарождалось одновременно с развитием фабричной медицины. Создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Правление состояло из представителей рабочих и работодателей. В 1912 году было введено обязательное больничное страхование. В 1916 году насчитывалось более двух тысяч больничных касс. В научной библиотеке ФНПР есть книги Я.Тидемана «Средства страховых касс» и В.Ежова «Больничные кассы и врачебная помощь рабочим», освещающие историю этих вопросов.
С приходом Советской власти декретом Совета Народных Комиссаров в октябре 1918 года прежние законы были заменены на Положение о социальном обеспечении трудящихся. В Положении был обозначен круг выплат, определены размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице, пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи обеспечение трудящихся осуществлялось в основном в натуральной форме – в виде продуктов и вещевого довольствия.
С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов, что было закреплено Декретом СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». В этом документе было прописано, что материальное обеспечение трудящихся должно основываться на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК: пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах было установлено, что фонды социального страхования не могут быть использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной нетрудоспособности, материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим – от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. К 1929 году социальное страхование обрело единый бюджет, и за счет соцстраховских средств было начато финансирование санаторно-курортного лечения, отдыха в специализированных учреждениях и детских оздоровительных лагерях.
С 1933 года, после ликвидации Наркомтруда СССР, функции государственного социального страхования и пенсионного обеспечения были переданы в ведение профсоюзов. ВЦСПС осуществлял общее руководство, функции контроля, разработки и утверждения сводного бюджета по социальному страхованию. Непосредственное руководство осуществлялось сначала отраслевыми, а потом территориальными межсоюзными профсоюзными органами. На предприятиях (учреждениях, организациях) работу по назначению пособий, контролю за правильностью их выдачи, обеспечения путевками проводили профсоюзные комитеты.
Вплоть до начала 90-х годов профсоюзы занимались вопросами пенсионного обеспечения и социального страхования, и их деятельность характеризовалась высокой степенью централизации и интеграции в государственный бюджет. Например, в 1980 году на социальное страхование израсходовано 35,3 миллиарда рублей, в санаториях отдыхало и лечилось около 38 миллионов человек, выплаты и льготы в расчете на душу населения составляли 438 рублей.
Об особенностях социального страхования в период перестройки и на современном этапе участникам презентации рассказал Андрей ЧЕРКАСОВ, руководитель Департамента социального развития аппарата ФНПР:
– Перестройка, начавшаяся в России в конце 80-х годов, принесла кардинальные изменения во все сферы жизни общества, включая организацию социального страхования. По постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года «О совершенствовании финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение» с 1 января 1991 года был образован Фонд социального страхования СССР в ведении ВЦСПС, средства фонда уже не включались в состав государственного бюджета. Одновременно постановлением Совета Министров РСФСР и Совета Федерации независимых профсоюзов России был образован Фонд социального страхования РСФСР, который некоторое время функционировал одновременно с союзным фондом, прекратившим свое существование с распадом СССР. В 1990 году были созданы сначала союзный, а затем и российский Пенсионный фонд как отдельные от государственного бюджета автономные системы (финансово-кредитные организации). Система внебюджетных страховых фондов в начале 90-х годов была дополнена фондами обязательного медицинского страхования и Фондом занятости населения.
Спустя 60 лет после того как функции государственного социального страхования и пенсионного обеспечения были переданы в ведение профсоюзов Указом Президента Российской Федерации Фонд социального страхования РФ был выведен из-под их управления и стал самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление фондом было возложено на Правительство РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.
Новым импульсом для развития социального страхования в России стало принятие в июне 1999 года Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». Однако этот процесс был заторможен. Несмотря на активное противодействие профсоюзов, государственные органы власти приняли решение о формировании страховых средств с 2001 года в виде единого социального налога, что означало их безвозвратное изъятие в пользу государства, получившего право определять, куда пойдет каждый собранный рубль – на социальные расходы либо другие нужды.
В отличие от налогов страховой взнос имеет совершенно иную природу – это отложенная часть заработной платы (цены рабочей силы), которая возвращается конкретному человеку при наступлении страхового случая – пенсионного возраста, временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания. Если величину налога устанавливает власть, то определение размера страхового взноса – это предмет договоренности между работником и работодателем, исходя из устанавливаемых норм страхового возмещения утраченного работником заработка.
Объединение страховых взносов в единый социальный налог не позволяло реализовать важнейший принцип организации социального страхования – принцип эквивалентности страховых взносов и выплат, что может быть достигнуто только в рамках отдельных видов страхования, оценивающих риск утраты заработка по различным обстоятельствам.
То, что единый социальный налог не способен обеспечить надежную социальную защиту работнику, ФНПР, профсоюзы доказывали на протяжении последних лет. Страховые выплаты перестали иметь индивидуально-возмездный характер, внебюджетные социальные фонды теряли финансовую устойчивость, обременялись нестраховыми функциями и выплатами, ставились в возрастающую зависимость от возможностей федерального бюджета, не обеспечивая при этом компенсацию потери заработка работника соответствующим уровнем страхового возмещения.
Настойчивая и последовательная работа профсоюзов в этом направлении способствовала тому, что в рамках Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года Правительством РФ было принято стратегическое решение о переводе с 2010 года системы пенсионного, медицинского и социального обеспечения работающих граждан на страховые принципы, переходе от обезличенного единого социального налога к страховым взносам.
Тем самым признано, что ныне действующая система, основанная на налоговом механизме формирования средств социального страхования, является несостоятельной и неэффективной. Эта система, по сути, разрушала институт социального страхования в стране, была направлена на отступление от страховых принципов социальной защиты работающих граждан – от тех принципов, на которых строится адресная защита наемного работника от страховых рисков в большинстве стран мира.
Если мы действительно хотим построить эффективную систему обязательного социального страхования и применять в профсоюзной работе инновационные формы социального обеспечения, то для этого необходимо использовать более чем столетний опыт работы таких систем как в России, так и за рубежом. Надеемся, что наша научная библиотека сможет стать источником необходимой исторической и современной информации для профсоюзных активистов и по вопросам социального страхования, и по всем направлениям деятельности профсоюзов.
Адрес Научной библиотеки ФНПР: 119119, Москва, Ленинский пр., 42, 3 корп., офис 31-03;
Сайт: www.fnpr.org.ru/6/64/67/2375.html
Тел.: 938-8215, е-mail: libprof@list.ru
Комментарии