Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования: Завершающийся учебный год стал первым годом реализации городской программы «Столичное образование-5». Ежегодный ввод новых школ, оснащение учреждений современным оборудованием значительно изменили условия обучения московских школьников, в том числе позволили вывести в односменный режим работы 96% учреждений.
Существенные изменения произошли в содержании образования. Отработаны модели индивидуальных учебных планов для учащихся, сетевые модели «школа – вуз», до 70% увеличилось количество старшеклассников, обучающихся по профильным программам. Почти на 20% возросло число школ, работающих в режиме полного дня, а к 1 сентября 2010 года их число увеличится еще на 10%. С каждым годом растет число «Школ здоровья». В новом году здоровьесберегающие технологии будут применяться практически во всех образовательных учреждениях. Неуклонно растет и качество образования, о чем свидетельствуют множественные победы наших ребят в различных интеллектуальных марафонах и конкурсах, на Всероссийской и международных олимпиадах.
Продолжалось совершенствование нормативно-правовой базы, в частности, внесены изменения в Закон «Об общем образовании».
Опираясь в определении и формировании региональной политики в области образования на общественные структуры, мы регулярно проводим встречи с родительской и ученической общественностью, представителями других общественных организаций. В Департаменте образования работает «телефон доверия» для родителей, педагогов, на который ежедневно обращаются до 100 человек. Школы стали более открытыми для родителей, 85% имеют свои сайты, на которых представлена основная информация о жизни учреждений.
Начиная подготовку к новому учебному году, мы прежде всего решаем вопросы укрепления материально-технической базы учреждений образования, планируем к началу учебного года, что город получит 5 новых школ, 3 пристройки, 20 детских садов. Несмотря на меры, предпринимаемые Департаментом городского строительства, по улучшению качества строительства объектов, к сожалению, из 86 введенных в 2008 году детских садов работают лишь 35. Остальные не заселены по причинам, связанным с отсутствием постоянного электроснабжения, горячей воды, недопоставкой оборудования. Надеюсь, что Департамент городского строительства предпримет исчерпывающие меры, чтобы работа новостроек начиналась своевременно.
Ремонт 134 перепрофилированных помещений в действующих ДОУ, а также открытие после ремонта 13 ведомственных детских садов, переданных в систему Департамента образования, позволят получить более 2 тысяч дополнительных мест.
За год количество семейных детских садов увеличилось более чем в два раза. Для обеспечения этих детей местами в дошкольных образовательных учреждениях понадобилось бы не менее 6 детских садов. Благодаря предпринимаемым мерам охват детей дошкольного возраста достиг 64%, а дети старшего дошкольного возраста полностью обеспечены местами в ДОУ.
К началу нового учебного года будут капитально отремонтированы 107 зданий образовательных учреждений, работы по текущему ремонту выполнены в 509 учреждениях. При этом в основном будут устранены замечания предписаний органов Роспотребнадзора, Мосжилинспекции, Госпожнадзора.
Вместе с тем мы понимаем, что лицо образовательного учреждения, его востребованность москвичами определяют прежде всего педагоги, их профессионализм, творческое отношение к делу, поиск нетрадиционных путей решения современных педагогических проблем. В системе образования трудятся почти 250 тысяч человек. Анализ кадровых ресурсов свидетельствует о неуклонном росте доли учителей с высшим и неоконченным высшим образованием (сегодня они составляют 94,2%). В детских садах за прошедший год доля воспитателей с высшим образованием увеличилась на 7%. Замедлились темпы роста доли учителей пенсионного возраста. В сентябре 2009 года почти 3 тысячи выпускников педагогических вузов и колледжей пополнят ряды педагогов Москвы.
Средняя заработная плата учителей в этом году составила 33 тысячи рублей, воспитателей ДОУ – 22 тысячи рублей. С 1 мая произойдет повышение заработной планы на 8%.
Руководители учреждений в рамках выделенного фонда оплаты труда применяют стимулирующие надбавки за качество работы, совершенствуются формы повышения квалификации педагогических работников, внедряются модульные системы. Для этих целей все активнее используются возможности московских вузов, институтов Российской академии наук. Департамент образования приступил к подготовке плана мероприятий по проведению в Москве в 2010 году Года учителя.
Важный вопрос подготовки учреждений к новому учебному году – вопрос комплексной безопасности, который состоит из нескольких направлений.
В 2008-2009 учебном году благодаря принятому мэром решению впервые охрана всех образовательных учреждений осуществлялась за счет бюджетных средств. Это также способствовало снижению количества жалоб родителей на сбор учреждениями образования денежных средств, средства на охранные услуги в 2009-2010 учебном году также полностью предусмотрены в бюджете города.
На выполнение противопожарных мероприятий выделено 1,2 миллиарда рублей. К началу учебного года мы проведем полный комплекс мероприятий по устранению замечаний Госпожнадзора.
Важна безопасность спортивных сооружений на территории школ. Необходимые работы по этому вопросу мы проводим несколько раз в год: с наступлением весенне-летнего периода и накануне нового учебного года совместно с префектурами и ГИБДД за лето проведем обследование подходов ко всем учреждениям, при необходимости будут установлены дополнительные дорожные знаки.
В новом учебном году будет продолжена работа по оборудованию в школах кабинетов комплексной безопасности по примеру округов, где 100% школ имеют подобные кабинеты.
Понимая, насколько важно для ребенка научить его правильно действовать в различных ситуациях, планируем в следующем учебном году значительно увеличить число отрядов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных спасателей, а также проведение различных смотров и конкурсов по этим видам деятельности сделать более массовым. Нашими активными партнерами в этой работе выступают ГО ЧС и ГИБДД.
Следующий важный вопрос – организация питания наших детей, так как это прежде всего вопрос их здоровья. Сегодня за счет бюджетных средств организовано питание более чем 68% учащихся. Нас радует, что доверие родителей к школьному питанию возрастает. Об этом свидетельствует тот факт, что за этот учебный год на 4% увеличилось число детей, обедающих в школе за родительские деньги, они составляют сегодня 31% от общего числа детей. Однако остаются еще нерешенные проблемы. Прежде всего это проблемы качества питания. К сожалению, 94-й федеральный закон внес свою негативную лепту и в организацию питания, так как при проведении конкурсных процедур качественные характеристики ушли на второй план. В настоящее время совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг с участием Москонтроля и Тендерного комитета создана рабочая группа по отработке типовой конкурсной документации для организации торгов на 2010 год, в которой постараемся найти пути для выведения в число приоритетов прежде всего качественных характеристик.
В столице продолжает разновекторно и многогранно развиваться дошкольное образование. В уходящем учебном году совместно с ЮНЕСКО мы продолжали интенсивно работать над реализацией проекта «Московское образование: от младенчества до школы». Уже полноценно действуют 14 ресурсных центров, отработаны модели инклюзивного, интегративного и специального образования, воспитания и образования детей в условиях дву- и многоязычия, экологического образования и гендерного воспитания. Новый учебный год станет годом подготовки к Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста, которая состоится в Москве в сентябре 2010 года. В ней планируется участие представителей 194 стран, ассоциированных членов ЮНЕСКО.
Безусловно, анализируя итоги уходящего учебного года и готовясь к следующему, мы определяем новые рубежи и в содержании образования. Следует сказать о том, что педагогическая общественность столицы активно включилась в обсуждение федерального проекта «Наша новая школа». Осознанно высказать свои предложения нам позволил опыт, накопленный при развитии проектов «Школа будущего» и «Детский сад будущего», в которых участвуют 51 школа и 32 дошкольных учреждения. В следующем учебном году в сетевое взаимодействие по этой программе будут вовлечены более половины школ города и 90 детских садов.
182 московские базовые школы, учителя начальных классов которых стали победителями приоритетного национального проекта, начнут внедрять новые государственные образовательные стандарты в начальной школе. За оставшийся до начала учебного года период будет проведена вся необходимая работа по курсовой переподготовке этих педагогов.
Следующим важным вектором совершенствования образовательного процесса стало формирование устойчивого интереса к учебе. В этом учебном году педагоги образовательных учреждений немало сделали для вовлечения более широкого числа учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Весной 2009 года более 20 тысяч ребят приняли участие в неделе научно-технического творчества. На окружных выставках проектов и работ школьников были представлены такие очень интересные для города темы: организация работ по раздельному сбору мусора и его дальнейшей переработке, множественные проекты благоустройства городски территорий, улучшения экологической ситуации.
В свое время Юрий Михайлович Лужков, посетив «Ярмарку идей на Юго-Западе», дал поручение руководителям городских структур ознакомиться с работами детей и подумать, что может быть реализовано. Однако, кроме Департамента природопользования и охраны окружающей среды, никто интереса к этому не проявил. В следующем учебном году мы планируем провести уже городские выставки лучших проектов и разработок и надеемся, что соответствующие департаменты и комитеты более активно поддержат инициативу московских школьников участвовать в решении проблем своего города.
Для развития интереса школьников к предметам естественно-научного цикла, и прежде всего к физике, Департамент образования совместно с Комитетом по науке и технике провел в «Манеже» две выставки «Зазеркалье», которые посетили около 150 тысяч человек, начал свою активную работу и передвижной класс-лаборатория по нанотехнологиям, обучение в котором прошли уже более тысячи детей.
В области профессионально-технического образования приоритетной задачей следующего учебного года станет развитие и укрепление государственно-общественного партнерства и межведомственного взаимодействия. В течение многих лет плодотворно развивается сотрудничество отраслевых колледжей с профильными структурами Департамента потребительского рынка и услуг.
По инициативе Комплекса городского хозяйства на базе электромеханического колледжа №55 Департамент образования открывает образовательное учреждение по подготовке кадров для этого комплекса. Там же будет открыт и ресурсный центр с участием предприятий и организаций городского хозяйства. Хотелось бы, чтобы и другие комплексы столицы также активно включились в эту работу.
Важнейшей задачей этого года для нас стало трудоустройство 15,5 тысяч выпускников колледжей. Для этого в Департаменте образования создана рабочая группа с участием всех «комплексов-работодателей». В каждом колледже пофамильно проведена работа по будущему трудоустройству наших выпускников, сегодня особых опасений у нас эта работа не вызывает.
Под особой заботой и вниманием Департамента образования находятся дети-инвалиды. 343 специализированных образовательных учреждения в целом удовлетворяют социальный запрос родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 1,5 тысяч детей школьного возраста обучаются по дистантной форме. В последнее время в образовательный процесс активно вовлекаются и дети с различными нарушениями интеллекта. Все больше родителей изъявляют желание обучать своих детей в общеобразовательных школах. В связи с этим тема инклюзивного образования приобретает особое значение. Для этого прежде всего в каждом микрорайоне города мы определили наши учреждения, подлежащие адаптации. Это и приспособление среды, и подготовка педагогов и тьюторов. В связи с отсутствием нормативно-правовой базы на федеральном уровне Департаментом образования подготовлен проект закона Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Тем не менее уже сегодня более 50 учреждений образования работают по системе инклюзивного образования, а в следующем учебном году их количество увеличится вдвое.
Нельзя не сказать о задачах, которые мы ставим перед собой в вопросах совершенствования воспитательной работы. Мы понимаем, что прежде всего школа должна стать центром организации досуговой деятельности подростков, поэтому ставим для себя задачу увеличения числа бесплатных кружков и спортивных секций, что особенно важно в это сложное время. Мы планируем в следующем учебном году довести процент использования спортивных залов в будни до 100%, а в выходные дни – до 60%. Сегодня у нас соответственно 86 и 38%.
Воспитание у учащихся понимания того, что московское сообщество и российское общество составляют граждане различных мировоззрений, этнических и культурных традиций и особенностей, также имеет для нас первостепенное значение. На основе разработанного учебного пособия «Как разрешать конфликты и формировать толерантность» проводятся тематические классные часы, педагогические советы, родительские собрания. В общеобразовательных школах работают этнографические музеи и этнотеатры, проходят фестивали национальных культур и акции, посвященные различным праздничным и памятным датам истории народов мира.
Важными остаются проблемы профилактики правонарушений учащихся. Главное управление внутренних дел и Департамент образования разработали соглашение о взаимодействии, в Департаменте образования совместно с ГУВД прошло совещание начальников отделов ОДН, председателей советов директоров школ, представителей родительской и детской общественности, обсудив состояние дел, мы и наметили конкретные шаги по совершенствованию этой работы.
Борьба с такими привычками, как табакокурение, наркозависимость, игромания, рассматривалась в уходящем учебном году на коллегиях Департамента образования, окружных управлений образования, а также широко обсуждались родительской и ученической общественностью. Мы планируем к новому учебному году объявить несколько акций от имени молодых педагогов и органов ученического самоуправления по пропаганде здорового образа жизни и организации содержательного досуга.
Накануне нового учебного года в Центральном выставочном зале «Манеж» совместно с департаментами и комитетами мы проведем городскую школьную ярмарку, предоставив родителям полную информацию о возможностях города Москвы для организации образования детей и их досуга, приобрести необходимые товары к 1 сентября.
Комментарии