search
main
0

От первого лица

В прошедшем учебном году в практику работы Департамента образования вошло проведение видеоконференций, в ходе которых в городском ресурсном центре в Первом Зборовском переулке его руководитель Ольга ЛАРИОНОВА отвечала на вопросы педагогов, родителей и учащихся. Что же интересовало собеседников и что им говорила Ольга Николаевна?

Ольга ЛАРИОНОВА:

– Все, кто задает мне вопросы из округов, безусловно, заинтересованные участники образовательного процесса. Учитывая, что при обсуждении на сайте Департамента образования программы «Столичное образование-5», предусматривающей широкий спектр самых разнообразных направлений работы, в которой мы все будем принимать активное участие, было задано много вопросов и высказано много самых различных мнений, можно сказать: программа вызвала действительно интерес и у родительской общественности, и у органов ученического самоуправления, естественно, у педагогической общественности, причем все позиции были обоснованы довольно детально. В ходе ответов на вопросы мы еще более касаемся всех сторон программы и получаем предложения, которые нужно еще рассматривать, так как сообща мы поймем, как еще более эффективно реализовывать эту масштабную программу.

Юго-Восточный округ

– Математику ученики изучают на обычном и повышенном уровне, а ЕГЭ сдают все одинаково. Будет ли это учитываться в дальнейшем?

– МИОО выдвинул предложение о том, чтобы ЕГЭ сдавали тоже на двух уровнях. Все зависит от того, какие изменения будут внесены в КИМы.

– Обеспечение нормативного финансирования в образовательных учреждениях – одна из важных задач развития системы столичного образования. Какой эта система видится вам к 2011 году?

– На сегодняшний день идет подушевое финансирование, но оно не от норматива. В Москве (да и в других регионах) пока нет закона о нормативах финансирования учреждений образования. На одном из заседаний коллегии МДО обсуждали этот вопрос, и по предложению депутатов Мосгордумы мы теперь будем готовить такой закон. Мы должны увидеть, когда будем на нормативе (может быть, через три-четыре года) по-настоящему. Сегодня нормативное финансирование идет от достигнутого, оно каждый год совершенствуется, мы его регулируем, вносим какие-то изменения, но тем не менее оно у нас пока еще недостаточно проработано. Если говорить о нормативном финансировании, то нужно понять, ради чего все это затеяно. У нас, допустим, в ЦАО есть здания детских садиков, которые построены в 1914 году, а есть те новые здания ДОУ, которые мы сейчас получаем каждый год, поэтому полностью рассчитать все наши средства и разделить их по справедливости между такими детскими садами невозможно. Это то же самое, что с ремонтом жилых домов: Москва пока не переходит в соответствии с позицией мэра на стопроцентную оплату коммунальных услуг населением, так как сначала нужно привести в порядок жилой фонд, а затем уже передать жителям, чтобы они его сами содержали. Точно так же в Москве мы должны привести все школы в надлежащее состояние, решить вопросы оборудования их на современном уровне. Когда мы достигнем этого уровня, тогда, конечно, сможем перейти на полноценное нормативное финансирование. Реализуя программу «Столичное образование-5», мы пока этого не достигнем, за три года все эти проблемы не решить. До 2011 года в Москве останутся еще 108 школ довоенной постройки. Они работают, но мы должны их реконструировать, сосредоточив на этом нужные средства.

– Будет ли организована охрана школ за счет средств городского бюджета?

– Да, охрана школ будет организована за счет средств городского бюджета. Мэр принял такое решение и дал поручение всем структурам: с 1 сентября 2008 года все образовательные учреждения Москвы будут охраняться за бюджетные деньги.

Юго-Западный округ

– Известно, что в Москве уже сложилась система профильного образования, программа «Столичное образование-5» предлагает полный переход на профильную школу, как это отразится на базисном учебном плане? Планируются ли какие-то изменения в системе профильного образования в связи с введением двухуровневого образования в высшей школе?

– Изменения в БУПе будут в связи с введением новых образовательных стандартов, с переходом на профильное обучение в каждой школе и с переходом на индивидуальные траектории обучения. Поэтому мы будем менять базисные учебные планы, скажем, в начальной школе к 2009-2010 учебному году, а в конце концов все школы будут иметь принципиально новый базисный учебный план. Что касается перехода высшей школы на профильное образование, то реализация программы «Столичное образование-5» в школьное образование существенных изменений по этому поводу не внесет.

– При изучении программы «Столичное образование-5» мы поняли, что в ней предусмотрена разработка оценки и мониторинга деятельности педагога. По каким критериям будет осуществляться эта оценка и будет ли учитываться мнение учеников?

– Оценка качества работы учителя сейчас связана с новыми подходами в оценке деятельности системы образования. Мы очень много говорим о том, что в системе оплаты труда у нас должна появиться стимулирующая часть, прежде всего для руководителя образовательного учреждения. Эта часть не рассматривается как основная составляющая, потому что все-таки учитель должен иметь, как и в любом цивилизованном обществе, гарантированную зарплату за те профессиональные обязанности, которые он выполняет. Но мы прекрасно знаем, что кто-то из педагогов работает более творчески, кто-то менее творчески, вот творческий подход к делу мы и должны приветствовать не только морально (хотя и это немаловажно, поэтому мы и представляем педагогов к различным наградам, поддерживаем, посылаем на различные всевозможные фестивали, конкурсы, симпозиумы, распространяем опыт, обобщаем его), но и материально. Мы находим эти суммы, но дальше наступает следующий важный момент: нужно определить, как, за что стимулировать, какие качественные характеристики в деятельности учителя необходимо учитывать. Сейчас мы такой вариант положения разработали, направили на согласование в округа. Безусловно, там предполагается, что в этом процессе будет принимать участие и педагогическая, и родительская, и ученическая общественность. Какими будут основные критерии поощрения, стимулирования, мы определим после обсуждения положения. Результат работы учителя зависит и от того, каких результатов достигают его ученики. Ученики, как известно, у нас разные, поэтому для нас важно определить, как оценивать динамику самого ученика в ходе работы с учителем. Динамика может быть тоже разной: и в усвоении знаний, и в повышении тех компетенций, которые дают возможность развиваться в освоении того или иного учебного предмета.

– «Программа «Столичное образование-5» ставит перед нами задачу увеличения количества педагогов ДОУ с высшим образованием. Может быть, все-таки стоило бы ввести в практику отработку молодыми специалистами – выпускниками городских педвузов от 3 до 5 лет в системе дошкольного образования, так как не секрет, что выпускники не доходят до этой системы, идут в другие отрасли?

– Принять закон или ввести в практику отработку для выпускников педвузов регион самостоятельно не может. Этот вопрос неоднократно поднимался на федеральном уровне, но, к сожалению, до сих пор он не решен, поправки в законы не были приняты. Что делает в этом плане Москва? Как в педагогических колледжах, так и в педагогических вузах (и в первую очередь в Московском городском педагогическом университете) введены так называемые целевые наборы. При этом мы заключаем с абитуриентом, ставшим студентом первого курса, договор о том, что после окончания вуза он будет три года работать в образовательном учреждении. Договор добровольный, ребята сами соглашаются на такую контрактную систему подготовки. Мы это делаем каждый год, подобную практику мы будем расширять с учетом того, что московским школам нужны педагоги. Нас радует то, что такие договоры есть, потому что после отработки положенного по контракту времени молодые педагоги закрепляются в сфере образования, особенно если, поступая в вуз, они были мотивированы на педагогическую профессию.

– Каждый учитель постоянно повышает свою квалификацию, но у учителей не всегда хватает времени на серьезную работу, поэтому нельзя ли засчитывать время изучения различных модульных курсов в то количество часов, которое необходимо для того, чтобы учитель считался повысившим свою квалификацию?

– Система образования Российской Федерации уже давно использует модульную систему повышения квалификации педагогов. Поэтому в Москве можно с помощью модулей набрать то количество часов, которое необходимо для повышения квалификации учителя. Наша столица – особый регион, и, с одной стороны, хорошо, что в системе образования есть свои собственные структуры и подготовки кадров, и переподготовки, повышения квалификации по различным направлениям. Но, с другой стороны, у Москвы есть очень большой научный потенциал, это потенциал РАН, многих вузов города, который до определенного, достаточно высокого уровня может дотянуть учителей физики, химии, математики, других предметов до того, чтобы они знали, как в данный момент развивается наука. Учитель должен, с одной стороны, представлять, как нужно давать основы знаний в рамках школьной программы, но, с другой стороны, если мы говорим о компетентности, учителю нужно понимать, для какой науки, для какого производства мы готовим нашего ученика. Мы считаем, что нам все больше и больше нужно на конкурсной основе подключать те вузы, которые могут и готовы качественно проводить повышение квалификации учителей, используя не только нашу ведомственную систему – МИОО и городских педвузов, но и другие, в том числе федеральные вузы. Мы сейчас в рамках переподготовки педагогов профессионального образования разрабатываем программу с МГТУ имени Н.Э.Баумана и планируем проводить там также и повышение квалификации мастеров и преподавателей спецдисциплин колледжей. Безусловно, начинающие учителя, которым больше нужна методика, а не сами основы знаний по предмету (понятно, что при выходе из вуза они знают физику или химию в той степени, в какой можно преподавать в школе), должны проходить модули традиционной системы повышения квалификации, а для продвинутых педагогов нужна информация о достижениях в науке.

– Предполагается ли распространить проект «Строим школу будущего» на школы, обучающие детей-инвалидов?

– Думаю, что движение «Мы строим Школу будущего» не единственное движение, в которое мы должны вложить сразу все модели по видам будущих школ. То, что каждое учреждение в городе должно стремиться к тому, чтобы в своей деятельности стать учреждением действительно будущего, бесспорно. Мы ведь не ограничиваем участников этого процесса, это ведь открытый прорыв. Другое дело, что работа этих школ может быть не под одним лозунгом, тут ведь важно поговорить о программах, методиках, которых очень много. Конечно, учреждения, работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности физического развития, тоже должны стремиться к этому. А мы должны поставить для них самое современное оборудование, оказывать им повышенное внимание, создавать условия для жизни и учебы этих детей. За то, что делают педагоги в таких школах, не только родители, но и все общество должно им поклониться.

Северный округ

– Сегодня в Москве есть индивидуальные планы обучения, которые составляются с учетом развития каждого ребенка. Планируется ли в программе «Столичное образование-5» расширение возможностей для индивидуального обучения учеников?

– Да, это одно из главных направлений, так как, скажем, профильное обучение позволяет вести индивидуальное обучение детей. Это очень сложный процесс, и тут прежде всего нужна подготовка педагогов, ибо не каждый учитель (даже очень хороший учитель!), который обеспечивает довольно высокий уровень обучения по предмету, может перейти на работу в индивидуальном или групповом плане. Но тем не менее расширение возможностей индивидуального обучения предусматривает прежде всего подготовку учителей. Те школы, которые начали обучение по индивидуальным траекториям, уже составляют 9% от общего числа школ Москвы, и это немаленькая цифра для такой довольно сложной работы. Поэтому мы предполагаем расширять эту работу и дальше.

– Предполагается ли в рамках программы «Столичное образование-5» разработать подпрограмму «Родительского всеобуча»?

– Учить родителей мы всегда готовы, однако все «родительские всеобучи» часто проводятся так: приезжают интересные люди, педагоги, но в лучшем случае на встречу с ними приходят родители половины классов. Однако должна сказать, что в последние годы в дошкольном образовании мы видим изменение ситуации, очень внимательное отношение родителей к ДОУ, потребность родителей в получении знаний относительно воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Поэтому была создана и реализуется программа «Московская семья – компетентные родители». Не случайно впервые весной 2008 года были проведены дни открытых дверей в московских ДОУ, надо сказать, что очень многие родители пришли на эти дни, ДОУ показали им всю свою деятельность, рассказали о том, как обстоят дела в московском дошкольном образовании, как развивается эта система. В дошкольном образовании у нас довольно активно развивается такая помощь для родителей, это, например, центры игровой поддержки для детей раннего возраста, которых семьи пока не хотят или не могут отдавать в ДОУ. Мы такую работу будем продолжать, ставя для себя задачу (она есть в программе «Столичное образование-5») разворачивания «Родительского всеобуча» для тех, кому это интересно.

Южный округ

– С 1 января 2009 года вступает в силу закон о ЕГЭ. Не планируется ли альтернативная форма аттестации, ведь среди наших выпускников есть и те, кто не планирует поступление в институты, поэтому для них нет смысла сдавать совмещенные экзамены – выпускной школьный и вступительный вузовский?

– Отвечу коротко – не планируется.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте