Окружной методический центр – одно из главных звеньев в системе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов в межкурсовой период, ключевое звено, обеспечивающее создание, развитие и совершенствование организационно-методических условий межкурсового обучения, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей руководящих и педагогических кадров по обновлению содержания образования. В соответствии с современными социально-культурными потребностями ОМЦ координирует деятельность образовательных учреждений по таким направлениям, как образовательная, научно-исследовательская, методическая, опытно-экспериментальная, инновационно-внедренческая, аналитико-прогностическая, издательская и информационная.
Главной целью повышения квалификации и переподготовки методический центр считает развитие профессионального мастерства, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Цель повышения квалификации на современном этапе – совершенствование профессиональной компетентности педагогов и создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в области повышения квалификации.
В центре повышения квалификации вместо «вооружения» педагогов знаниями, умениями и навыками решение такой задачи: как развивать творческое отношение к учебному процессу, готовить профессионалов высокого уровня.
Основными направлениями системы повышения квалификации в округе стали:
– создание условий для личного и профессионального роста работников образования;
– выбор приоритетов в соответствии с интересами и потребностями педагогов, основными тенденциями развития системы образования;
– индивидуализация и дифференциация процесса образования, форм и методов обучения в соответствии с личностными и профессиональными потребностями, проблемами и возможностями педагогов;
– обеспечение вариативности содержания повышения квалификации;
– переориентация с традиционного обновления теоретических и практических знаний на формирование ключевых профессиональных компетентностей.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве основных целей развития образования в России определяет повышение его качества, доступности и эффективности. В целях создания необходимых условий для достижения нового современного качества образования намечены основные направления и меры реализации образовательной политики на всех уровнях управления, в том числе и обеспечение этой деятельности в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Стабильность и способность к обновлению образовательной системы основываются прежде всего на профессиональной компетентности педагогов и управленческого персонала, соответствующей запросам современной жизни. При этом повышение профессиональной компетентности педагогических кадров определено как одно из приоритетных направлений модернизации системы образования.
Изменение содержания образования, новые педагогические практики требуют изменения системы подготовки и повышения квалификации педагогов. Важнейшим ресурсом для этих изменений становится экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений, которая позволяет создать, отработать и активно использовать необходимые на современном этапе развития образования новые технологии, привлечь к работе учителей, склонных к аналитическому мышлению, творчеству, умеющих работать в режиме развития. При правильной организации экспериментальной работы создаются условия для осмысления учителем оснований собственной деятельности, для выстраивания им собственной авторской позиции. То есть создаются предпосылки для повышения профессионального мастерства учителя, участвующего в экспериментальной или инновационной работе. В ходе этой работы учитель осознает потребность в восполнении пробелов, повышении своего мастерства в областях, непосредственно связанных с темой экспериментальной или инновационной деятельности. В этой области Северо-Западный округ уже имеет определенный опыт влияния экспериментальной и инновационной работы на повышение педагогического мастерства учителей округа.
Разработанная в Северо-Западном округе совместно с НИИ ИСРОО Экспериментальная целевая программа развития образовательной системы СЗОУО на 2005-2007 годы называется так: «Северо-Западный округ – научное будущее России: воспроизводство практико-ориентированной науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи». Она предполагает создание новой окружной модели образования на основе интеграции науки, образования, промышленности. Главная цель – разработка модели Школы будущего. Важной задачей становится «создание образовательного базиса для воспроизводства фундаментальной практико-ориентированной науки на территории СЗАО; реализация соответствующих образовательных моделей, позволяющих вводить результаты научных прорывов в содержание школьного образования».
Одна из таких новых образовательных моделей – Школа генеральных конструкторов (ШГК). Она отрабатывается на работающей уже два года широкомасштабной городской экспериментальной площадке, открытой в СЗОУО для реализации окружной экспериментальной программы.
ШГК – это образовательная форма нового типа, ориентированная на воспроизводство и выращивание в новых социокультурных условиях российской гениальности, обладающей стратегическим типом компетентностей и высоким уровнем теоретического мышления. В настоящее время в Школе генеральных конструкторов ведется работа по четырем направлениям: «Проект построения ядерно-водородной энергетики в России», «Проект радикального преобразования отечественной микроэлектронной отрасли на основе создания крупносерийной нанотехнологии», «Проект построения новой авиатранспортной системы России», «Проект построения мусороперерабатывающей отрасли». Здесь постепенно складываются пилотные проекты детско-взрослых научно-образовательных производств.
Новизна очевидна и в содержании, и в деятельности (в том числе проектной и исследовательской). Учащиеся работают, исходя из их интересов, связанных с будущим профессиональным самоопределением.
В качестве предмета работы выступает идея, которая является действительно прорывной и в научном, и в промышленном плане. Проблема, которую решают дети, носит комплексный характер. Поэтому они работают, углубляя свои знания одновременно в разных предметных полях. Дети учатся применять знания в новых, совершенно открытых ситуациях. Задания, которые даются учащимся, нацелены на то, чтобы учащиеся сами поняли, что они знают, а чего не знают и в какой конкретно области. Выполняя наши задания, учащиеся сами учатся интегрировать разного типа знания. При этом они учатся также тому, чтобы не путать зоны их применения. Происходит обучение не только разным типам предметных знаний, но и разным типам деятельности: исследовательской, проектной, конструкторской, показываются особенности устройства каждой из них. Ребята учатся соединять разные типы деятельности в своей учебной практике, четко при этом понимая их различия.
Новизна образовательной практики заключается, среди прочего, в выстраивании схемы взаимодействия участников образовательного процесса: научные знания дает ученый, за работу с мотивацией отвечает педагог, а связь между ними, форму их взаимодействия друг с другом, а также с учащимися, выстраивает методолог. Таким образом, создана более сложная позиционная матрица образовательной работы, нежели обычно происходит на уроке.
В работе ШГК принимают участие ученики и педагоги 41 школы округа. В сотрудничестве с ними работают методологи НИИ ИСРОО, а также ученые – представители промышленности: МАИ, «МАТИ» – Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского, холдинга «Гражданские cамолеты Сухого», НТЦ «Прибор» (Санкт-Петербург), Института микротехнологий РНЦ КИ, ФТИ (Санкт-Петербург), РНЦ «Курчатовский институт», Шиллер-институт (Германия), НПЦ «Поиск».
Школа будущего с точки зрения руководителей эксперимента (сотрудников НИИ ИСРОО) – это школа, основанная на мыследеятельностной педагогике. К этому же выводу пришли и педагоги, участвующие в эксперименте в процессе овладения этой уникальной, одной из наиболее разработанных отечественных технологий. Вывод, который сделали участники эксперимента с точки зрения изменения содержания образования: центральной задачей любого обучения становится формирование метапознавательных навыков.
Для учителя это означает, что нужно переходить от «педагогики требований» к «педагогике возможностей», при которой изменяется акцент обучения: ученик учится не тогда, когда выполняет учебное задание под руководством учителя, а когда размышляет над тем, как он учится.
Эксперимент имел характер инновации «сверху», и большинство педагогов и методистов вошли в эксперимент, начали участвовать в исследовательской деятельности своего учреждения без предварительной подготовки, сразу на практике осваивая необходимые приемы и методы для ведения эксперимента или внедрения инновации.
Очевидно, что сегодняшняя система профессиональной переподготовки учителей, при всей своей эффективности нуждается в дополнении новыми формами, непосредственно связанными с экспериментальной и инновационной деятельностью и позволяющими подготовить педагогов для работы в складывающейся новой образовательной практике, которую в СЗОУО представляет пока ШКГ. Так, учителя должны научиться делать то, чему сейчас учатся их ученики в условиях детско-взрослого производства.
Таким образом, процесс обучения педагогов, участвующих в эксперименте, должен быть построен на деятельностном и мыследеятельностном подходе. Необходимо создать условия для дальнейшего обучения педагогов, участвующих в эксперименте, и для осуществления ими трансляции полученного опыта новым участникам эксперимента. Методическая работа по повышению уровня педагогического профессионализма может осуществляться в разных формах: в организационно-деятельностных играх, на семинарах, на курсах повышения квалификации, при проведении экспертиз, при тьюторском сопровождении работы учителя. В каждой из этих форм реализуются особые возможности для актуализации базовых педагогических задач, рефлексии способов их решения и освоения их учителем применительно к своей практической работе. Организация работы ШГК показывает один из возможных путей изменения содержания и форм образовательного процесса.
В округе отмечено также движение педагогов массовой школы, которые ведут самостоятельный инновационный поиск, однако понятно, что не каждому из них под силу в одиночку подняться до уровня новатора. Им тоже необходима квалифицированная целевая помощь. С нашей точки зрения, школы, которые сегодня действуют в инновационном поле округа разрозненно, должны увидеть содержательные перспективы регулярного взаимодействия. Эти перспективы прежде всего в объединении ресурса; в том, что при скоординированности процессов инновации и разработки в каждой из школ может произойти качественный сдвиг развития всего педагогического дела.
Одной из главных задач методического центра становится организация в округе пространства, в котором учителя получили бы возможность как приобщиться к современным направлениям педагогики, получить консультации по тем или иным вопросам, так и обсуждать, находить пути решения проблем, стоящих перед ними, где могли бы сталкиваться различные точки зрения, различные подходы педагогической науки и практики, рождаться новые идеи и проекты. Возникает задача формирования инновационной методической сети педагогов-новаторов, инновационных образовательных учреждений, в рамках которой возможно создать сетевую инновационную систему повышения профессионального уровня педагогов округа, соответствующего Школе будущего.
Необходимо создание в рамках сети условий привлечения педагогов и педагогических коллективов к совместной инновационной деятельности для удовлетворения потребностей школ в освоении, создании новых программ развития ОУ в проекте «Школа будущего», а также условий для взаимодействия учителя с коллегами из других школ, с методологами, методистами, представителями власти, промышленности, с учеными. Таким образом, инновационная методическая сеть позволит консолидировать и более эффективно использовать имеющиеся ресурсы округа для повышения качества образования.
Основным принципом существования такой формы повышения педагогического мастерства должно быть сотворчество как особый тип деятельности, где каждый участник процесса становится равноправным создателем нового. Такой тип совместной деятельности дает возможность каждому участнику пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими другим специалистам и сферам труда. Возможным примером этому является работа творческих коллективов науки и искусства, в которых каждому дается полная возможность самовыражения, и тем не менее достигается цель группы в целом – создание нового, культурно ценного продукта.
Ольга САНДАЛОВА, директор методического центра СЗАО
Комментарии