search
main
0

От особых потребностей. К неограниченным возможностям

​В образовательных организациях Москвы обучаются 53 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 20 тысяч – дети-инвалиды, сообщила на пресс-конференции «От особых образовательных потребностей – к неограниченным образовательным возможностям» 17 марта заместитель руководителя Департамента образования Москвы Марина СМИРНИЦКАЯ.

Марина Смирницкая рассказала, что у детей с ограниченными возможностями здоровья есть два пути реализации образовательных возможностей. Первый – обучение в коррекционном образовательном учреждении по решению семьи ребенка. В Москве существуют как отдельные коррекционные образовательные организации, так и коррекционные отделения внутри больших школ. Второй путь – получение образовательных услуг в системе инклюзии. Практически каждая большая школа больших возможностей может предоставить любые специальные условия для обучения детей с любыми нозологиями. 20 тысяч детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях Москвы, могут получать услуги как в системе коррекционного образования, так и в системе общеобразовательных школ. На сегодняшний день 316 школ города реализуют инклюзивные практики, и 10,8 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья выбрали для себя путь широкой инклюзии в московских школах. 64 тысячи педагогов подготовлены к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья благодаря широким образовательным условиям.По словам заместителя руководителя Департамента образования Москвы, в 2011 году в городе было чуть более 1500 педагогических работников, которые могли работать с детьми-инвалидами. Программы повышения квалификации как педагогов предметников, так и педагогов по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья расширяются. Организации высшего образования города предлагают 15 разнообразных программ повышения квалификации.Сегодня расширяется и количество участников Всероссийской олимпиады школьников среди детей с ограниченными возможностями здоровья. – Самое главное достижение – в 2015 году впервые в истории Всероссийской олимпиады школьников, – сообщила Марина Смирницкая, – пять детей-инвалидов стали победителями и призерами заключительного этапа олимпиады.О созданной при Правительстве Москвы межведомственной рабочей группе по делам инвалидов рассказала представитель экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы, председатель Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов Юлия Камал. – Главная задача группы, – заявила председатель Совета Московской городской ассоциации родителей, – детальная проработка тех вопросов, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка-инвалида. Одно из главных наших достижений то, что мир меняется и мы меняемся вместе с ним. Сегодня появилось родительское сообщество, и оно стало инициатором многих изменений. Наконец-то мы услышаны, очень многое стало меняться.Юлия Камал подчеркивает, что родители не оппоненты, а соратники и соучастники процесса реформы московского образования, в том числе развития инклюзивных практик.- Сейчас есть проекты, которые горячо поддерживает родительское сообщество, – подчеркнула Камал, – которые приняты Департаментом образования, в том числе, например, проект «Инклюзивные молекулы». Мы наконец-то достигли консенсуса в понимании того, что все-таки на данном этапе инклюзия приветствуется, но возможна не везде и всюду, она не может быть насильственно навязана, не каждое учреждение еще готово стать тотально инклюзивным. К этому пониманию мы пришли с представителями Департамента образования. Сейчас создано 37 ресурсных школ по количеству межрайонных советов директоров образовательных организаций, поэтому мы видим, как идет поступательное движение вперед с нашим участием, и это очень важно. Позиции сближаются, приходит понимание, что это все не истеричный запрос родителей, неадекватно реагирующих на обстановку, – наши родители имеют высшее образование, умеют анализировать материал, готовы читать и анализировать нормативно-правовую базу, мы можем гордиться членами нашего коллектива, а он уже включает не одну тысячу человек. Поэтому мы рады тому, что происходит в Москве, что мы услышаны, что наши позиции сближаются, что мы можем детально прорабатывать вопросы, касающиеся таких серьезных процессов, как прохождение ПМПК, получение заключения медико-социальной экспертизы, составление ИПР, хотя в этом тоже остаются большие проблемы. Благодаря нашей инициативе была создана межведомственная рабочая группа при Правительстве Москвы по делам инвалидов, в рамках которой мы планируем обсуждать и детально прорабатывать вопросы, касающиеся всех сторон жизнедеятельности наших детей. Детство мы не ограничиваем возрастом до 18 лет, так как четко понимаем: по закону возраст совершеннолетия приходится на 18 лет, но наши дети остаются нашими детьми и продолжают нуждаться в нашей помощи и заботе государства. Нельзя уравнивать потребности и возможности инвалидов молодого возраста, категория которых, к сожалению, никак законодательно не закреплена, хотя мы неоднократно выступали везде, в том числе в Правительстве РФ, и говорили о том, что необходимо ввести и критерии, и возрастные границы, и понимание, что скрывается под термином «молодой инвалид».- Мы пытались вернуться назад, – продолжила тему председатель Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов. – Говорили о необходимости возвращения к позициям коррекционной школы в том виде, в котором она была, а в результате приняли для себя как отправную точку для работы слова о том, что «в прошлое мы не вернемся никогда, мы должны думать о будущем». Действительно, возврат в прошлое невозможен, мы должны думать о том, как построить наше будущее и сегодняшний день, потому что мы, говоря о будущем, подчас забываем о сегодняшнем дне. А нам хочется, чтобы наши дети и сегодня, имея право, которое нам дал новый Закон «Об образовании в РФ», имели механизмы реализации его на практике.Юлия Камал также рассказала, что Общественные родительские слушания по образованию детей-инвалидов, инвалидов с детства и детей с особыми образовательными потребностями пройдут 22 марта в Москве. В первой части участников слушаний ознакомят с различными формами получения образования (очной, очно-заочной, заочной), различными организационными образовательными моделями (надомное, инклюзивное и коррекционное, семейное, дистанционное). Кроме того, будут подробно освещены проблемы разных ступеней образования: ранняя помощь, дошкольное образование, начальное, школьное и постшкольное, а также рассмотрены проблемы аттестации детей с ОВЗ. На родительских слушаниях будет впервые представлен общественности проект ресурсных школ, целью которого является обеспечение качественного образования для детей с различными нарушениями в районе проживания.Для решения проблем детей с разными стартовыми возможностями здоровья в системе образования создана модель их сопровождения в образовательной организации. В основе модели – Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия города Москвы. Руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Москвы Ольга Дониченко сообщила, что родители обращаются в комиссию, если ребенку необходимо создание специальных условий для получения обучения и образования – адаптированная образовательная программа, специальные учебники, методы обучения, индивидуальная или групповая коррекционная помощь. – Заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, – отметила Ольга Дониченко, – основание для того, чтобы ребенку в любой образовательной организации Москвы были созданы те специальные условия, которые рекомендованы комиссией.Работа ЦПМПК Москвы осуществляется на основании Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Департамента образования Москвы от 01.12.2014 №897 «Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы». Основными направлениями деятельности комиссии являются: – проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;- подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;- осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;- участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.Комиссия имеет право: – запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;- осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);- вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления.Об образовательных и профессиональных маршрутах, которые предоставляет колледж малого бизнеса №4 для детей с особыми образовательными потребностями, от уровня детского сада до профессиональной образовательной организации рассказала директор Тамара Антонова.- Модель образовательного комплекса включает в себя систему гибких структурных подразделений, которые обеспечивают равный доступ к услугам образования детей с особыми образовательными потребностями, – прокомментировала директор колледжа малого бизнеса №4. – Построение образовательного маршрута обучения, который является доступным и полезным обучающемуся для его развития в части получения профессионального образования в колледже, – одна из важных задач всего педагогического коллектива.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте