Все начинается с учителя… Еще не раз изменятся подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. С течением времени в школах появятся совершенно новые ученики. В жизнь войдут новые правила, нормы и стандарты, продиктованные государственной политикой, экономической ситуацией, мировыми тенденциями в образовании. Будут разработаны новые документы, регламентирующие деятельность педагогов. Но если не изменится сам учитель, осуществить все задуманное окажется практически невозможным.
В свете последних событий особое внимание педагогов привлекает общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя. Этой непростой теме был посвящен выездной семинар молодежного актива Центрального округа. На два дня детский оздоровительно-образовательный центр «Команда» собрал членов Совета молодых педагогов ЦАО, заинтересованных не просто в ознакомлении с текстом документа, но скорее в том, чтобы вынести собственное суждение по этому проекту. Название семинара – «Профессиональный стандарт педагога: от обсуждения к действию» – по замыслу организаторов должно было подтолкнуть участников к осмыслению стандарта, к критическому анализу собственных профессиональных компетентностей с точки зрения их соответствия выдвигаемым требованиям, наконец, к выработке предложений по наиболее спорным вопросам.Главную же проблему удалось выявить с первых минут встречи. То, что большинство участников семинара еще не читали документ, было прогнозируемо, но тот факт, что некоторые учителя даже не слышали об идущем обсуждении, чрезвычайно настораживает. Это значит, что в их школах вопрос о профессиональном стандарте не поднимался, а если и поднимался, то вскользь. С одной стороны, понятно: педагогу при его загруженности большого труда стоит выкроить свободное время. С другой стороны, чтение стандарта свободным временем никак не назовешь, поскольку знание прямых должностных обязанностей очевидная необходимость.Как показал семинар для молодых педагогов ЦАО, ознакомление с проектом занимает не так уж много времени. Гораздо сложнее осознать стандарт как систему единых требований ко всем специалистам системы образования. Вот здесь начинающим педагогам, которые, казалось бы, недавно окончили высшие учебные заведения, продолжают непрерывно повышать квалификацию, интересуются новыми технологиями в образовании и в некоторых вопросах подкованы даже больше старших коллег, представилась возможность соотнести свои реальные возможности с тем, что будет буквально через несколько лет.Если резюмировать все высказывания участников семинара, получится следующая картина: педагогам есть к чему стремиться, стандарт задает высокую планку, и чтобы ее достичь, придется еще многое сделать, но для этого необходимы согласованная работа многих структур, принципиальное изменение подходов к подготовке педагогических кадров, причем как в вузах, так и в учреждениях повышения квалификации, постдипломного образования.Умение учиться и профессиональная мобильность, с точки зрения разработчиков стандарта, – главные качества современного педагога. Каждый ли из нас может похвастаться тем, что готов работать в новых условиях? Тем, что, например, может работать и с одаренными детьми, и с социально запущенными, девиантными учащимися, и с детьми, для которых русский язык не родной? Тем, что вполне профессионально владеет методами обучения, выходящими за рамки традиционных? Тем, что эффективно взаимодействует с коллегами в рамках психолого-медико-педагогического объединения? Тем, что способен формировать навыки поведения учащихся в социальных сетях и мире виртуальной реальности? Тем, что умеет использовать системы антиплагиата?Таких вопросов в ходе обсуждения был не один десяток. Каждый из них требует досконального подхода, а не поверхностного изучения. Очевидно, что за несколько дней семинара невозможно рассмотреть весь перечень обозначенных проблем, но выстроить определенную траекторию профессионального саморазвития на несколько лет вперед оказывается возможно. Об этом во время выезда говорили молодые учителя русского языка и математики – те педагоги, для которых уже определены требования, ориентированные на конкретную специальность.Наряду с документом, регламентирующим профессиональную деятельность педагогов, участников семинара для начинающих специалистов ЦОУО ждали и другие «открытия». Познавательным оказалось практико-ориентированное занятие по методу кейс-стади, в рамках которого молодые педагоги знакомились с обращениями граждан в Департамент образования. Приходилось не только анализировать жалобы, опираясь на нормативно-правовые документы, но и предлагать альтернативные варианты урегулирования проблем, определять возможные риски и последствия принятого решения. Такой вид коллективной работы, безусловно, способствует формированию компетенций, которыми должен обладать педагог, мыслящий мобильно, способный принимать нестандартные решения, действовать в ситуациях повышенного риска. Кстати, о риске молодые учителя говорили не только во время учебных занятий. На формирование сплоченного коллектива был направлен веревочный курс, с которым до этого были знакомы разве что преподаватели географии. И если можно говорить о барьерах, не преодоленных за два дня выезда, то только о барьерах трехэтажного веревочного городка, все остальные вершины, хочется верить, взять удалось.Семинар завершился. Что он оставил начинающим педагогам? Безусловно, вопросы, некоторое сомнение в своих силах и вместе с тем желание соответствовать образу современного учителя, стремление профессионально совершенствоваться, опасения по поводу того, насколько гладким окажется внедрение нового стандарта, идеи на будущий год. Не случайно на традиционной майской конференции молодые специалисты системы образования ЦОУО обычно говорят об итогах уходящего учебного года и строят планы на год следующий. Значит, первые предложения пора вносить уже сейчас, ориентируясь на то, что является востребованным.Станет ли проект профессионального стандарта педагогической деятельности благодатным полем для появления таких идей? Без сомнения, станет. Сегодня молодые педагоги Центрального округа говорят о том, как можно было бы реализовать отдельные направления документа на уровне работы молодежной общественной организации, о том, какие шаги можно предпринять для достижения установленной планки. Конечно, никто не исключает внесения в проект корректив и поправок после общественного обсуждения, однако независимо от дальнейшей ситуации любой педагог осознает: нельзя не соответствовать тем требованиям, которое предъявляет мировое сообщество к первой по значимости профессии. Не зря ведь все начинается с учителя…Мария СКОВОРОДКИНА, методист ОМЦ ЦОУО
Комментарии